Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.
1.2. Требования профессии к личности педагога.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
2.3.Выводы

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 199.52 Кб (Скачать файл)

– Да здравствует сказочная  Королева лесного торжества! – слышится внизу переливающимся многоголосием.

– Будь счастлива, Лесная Королева! – И этой здравице вторит эхо: "Будь счастлива! Будь счастлива! Будь счастлива!" (Повторяйте за мной.)

"Я БУДУ СЧАСТЛИВА!  Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА СЕЙЧАС!" – отвечаете вы и... постепенно  просыпаетесь».

После релаксации психолог расспрашивает каждого из участников группы об ощущениях. Обязательно выясняет, возникал или нет образ, предложенный им. Представления, всплывающие в  сознании участников группы, могут  частично или полностью не совпадать  с образами, предлагаемыми психологом. Важно выяснить, какие они (приятные или неприятные) и как влияют на самочувствие каждого участника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работа педагога образовательного учреждения среднего специального образования разнопланова и многогранна. Каждый педагог создает в своем образовательном учреждении собственную модель социально-психологического сопровождения образовательного процесса. Эта модель включает в себя создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; оказание социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса; обеспечение социально-психологических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения.

На этапе модернизации системы образования мы можем  наблюдать рост интереса к проблеме профессиональных деструкций педагогов и способам их коррекции в образовательном учреждении. Объясняется это как объективными факторами, связанными с социально-профессиональной средой и влияющими на личность педагога (изменениями социально-экономической ситуации, учебно-пространственной среды, профессионально-образовательного процесса в русле введения новых образовательных стандартов), так и субъективными, обусловленными личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений.

Профессиональный труд педагогов  отличается высокой степенью эмоциональной  напряженности, требует постоянного  проявления качеств моральной и  социальной ответственности, альтруистической установки по отношению к ученикам. Постоянное переживание стрессов в  профессиональной деятельности педагога ведет к негативным личностным изменениям, неудовлетворенности в работе, усталости. При этом нарастание равнодушия, формализма, редукции профессиональных обязанностей, факты вербальной и физической агрессии по отношению к детям мы должны изначально рассматривать как проявления механизмов психологических защит педагога, средств порой безуспешной адаптации психики к длительному стрессовому напряжению.

В психологии профессиональные деструкции понимаются как изменения  сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся  на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Негативные изменения качеств личности педагога (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), определяемые как профессиональные деформации личности, чаще наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Можно перечислить следующие основные общепедагогические деструкции:

1. Авторитарность. Проявляется  в использовании преимущественно  распоряжений, указаний, требованиях,  наказаниях, оценивании, контролировании.

2. Педагогическая агрессия. Проявляется во враждебном отношении  к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к «карательным» педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

3. Социальное лицемерие  педагога. Обусловлено необходимостью  оправдывать высокие нравственные  ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы  и нормы поведения. Социальная  желательность с годами превращается  в привычку морализирования, неискренность  чувств и отношений.

4. Педагогическое равнодушие. Характеризуется эмоциональной  сухостью и развивается с годами как следствие эмоционального выгорания.

5. Выученная беспомощность.  Формируется тогда, когда субъект  убеждается, что ситуация, в которой  он оказался и которая ни  в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его  поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.

6. Педагогический догматизм.  Возникает вследствие частого  повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических  задач. У педагога формируется  склонность к упрощению проблем,  применению уже известных приемов  без учета всей сложности педагогической  ситуации, проявляется в игнорировании  психолого-педагогических теорий, пренебрежительном  отношении к инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке.

7. Ролевой экспансионизм.  Обнаруживается в жестком ролевом  поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.

8. Монологизм. Это процесс  с угасания способности к диалогу  – не как к обмену «дежурными  репликами», а как к взаимообмену  и взаимообогащению личностными  смыслами, как к проникновению  во внутренний мир «Другого» и отражению в нем своего внутреннего мира. Большое количество ситуаций, наблюдаемых на уроках, позволяют говорить не об истинном, а о псевдодиалоге. Главными его показателями являются: а) знание и проговаривание ребенком того, что от него хочет услышать учитель; б) оценивание высказываний ученика на основе их соотнесения с «эталонным ответом»; в) изобилие речевых штампов при отсутствии или дефиците неповторимых индивидуальных оттенков.

9. Формализм. Развивается  формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение  работы по принципу «лишь бы  отстали».

10. Некомпетентность. Отсутствие  развития личности, профессионального  роста приводит к постепенному  снижению уровня профессиональной  компетентности учителя.

Педагог – особая профессия, необыкновенно нужная, востребованная, творческая и в то же время очень напряженная и сложная. Специфические особенности педагогической деятельности способствуют психоэмоциональному и физическому истощению.

Любая деятельность оказывает  влияние на личность, а работа педагога среднего профессионального образовательного учреждения – особенно: это постоянная активность, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимость быть всегда «в форме», невозможность выбора партнеров по общению, большое количество контактов и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности накапливается, и результатом является профессиональная деструкция в той или иной степени.

Проведенный нами анализ показывает, что эффективным средством коррекции профессиональной деструкции является использование способов саморегуляции и восстановления себя.

На психологических семинарах  и тренингах педагоги оказывают друг другу методическую помощь; совершенствуют свое профессиональное мастерство; изучают и осваивают новые инновационные технологии, направленные на повышение качества профессиональной компетентности; обмениваются опытом работы в ссузе.

Социально-психологический  тренинг, на наш взгляд, является наиболее эффективным способом работы психолога  с профессионально обусловленными психологическими проблемами педагога. Его преимуществами являются:

1) высокая степень охвата  педагогического коллектива как  поля психологического воздействия  по сравнению с индивидуальными  формами работы;

2) формирование и поддержка  благоприятного морально-психологического  климата в педагогическом коллективе;

3) положительный эффект  воздействия группы на личность, изменение индивидуальных суждений, оценки себя и окружающих в  процессе дискуссий и групповой  динамики;

4) возможность применения  широкого спектра групповых методов  работы из различных направлений  практической психологии: психодрамы, символдрамы, арт-терапии, сказкотерапии,  телесно-ориентированной терапии.

Организация социально-психологических  тренингов должна осуществляться в  общей системе профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деструкций личности педагога, которая включает диагностическое, просветительское и  психокоррекционное направление деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

На этапе подготовки к  тренингу желательно провести просветительскую работу в форме лекции, презентации, видеоролика в отношении заявленных психологических проблем педагогов, а также соответствующую диагностику, о результатах которой необходимо сообщить каждому.

Комплексный подход к организации  педагогического тренинга по профилактике профессиональных деструкций означает, что программа тренинга должна включать упражнения различных уровней воздействия  на личность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бодров В.А. Психологические основы профессиоведения. Психология. [Текст]:  Учебник для гуманитарных вузов. / Под общей ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2011. - 354 с.
  2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 318 с.
  3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 324 с.
  4. История педагогики и образования.  От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст] / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 409 с.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального педагога [Текст] / Е.А Климов. М.: Статус, 2006. – 320 с.
  6. Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [Текст] // Под ред. М. Ю. Селиванова. - Вестник МГУ. - Сер. 14. - Психология, №4, 2009. – 113 с.
  7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: Учебное  пособие для студентов высших. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 351 с.
  8. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 2006. – 422 с.
  9. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В.А. Мижериков, – М.: Роспедагентство, 2005. – 198 с.
  10. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений // Л. М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Time

Информация о работе Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО