Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа
Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.
1.2. Требования профессии к личности педагога.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
2.3.Выводы
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рис. 1 Модель профессионального стандарта педагога с позиций системы деятельности
Одним из важнейших средств
оценки и развития профессионализма
педагогических работников является аттестация.
В соответствии с Порядком аттестации
педагогических работников государственных
и муниципальных
Основными задачами аттестации являются:
Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:
1. Оценка уровня квалификации
педагога для установления
2. Стимулирование
Оценка уровня квалификации
требует наличия достаточно ясных
критериев и показателей
Проведение оценки профессиональной
деятельности в процессе аттестации
предполагает, прежде всего, анализ качества
решения различных
В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности.
В ходе разработки и апробации
методики определены по три показателя
для каждой из ключевых компетенций,
в совокупности обеспечивающих успешность
реализации педагогической деятельности,
а также параметры для
Важно отметить, что при
выделении показателей и
Проверка взаимосвязей выделенных педагогических компетенций и общего показателя успешности педагогической деятельности показала, что все компетенции связаны между собой системой прямых значимых связей и с общим показателем успешности педагогической деятельности на высоком уровне достоверности. Выявленные закономерности носят устойчивый характер, что свидетельствует о надежности и валидности разработанной методики оценки уровня квалификации педагогических работников.
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога
с сохранными, способными учащимися
в качестве критериев могут
По отношению к учащимся,
имеющим особенности и
Профессиональная деятельность
педагога дошкольного образования
оценивается только комплексно. Высокая
оценка включает сочетание показателей
динамики развития интегративных качеств
ребенка, положительного отношения
ребенка к детскому саду и высокой
степени активности и вовлеченности
родителей в решение
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
Оценивая профессиональные
качества педагога, необходимо обеспечить
обратную связь с потребителями
его деятельности. В качестве таких
потребителей выступают сами учащиеся
и их родители. Отсюда следует, что
оценка деятельности учителя выходит
за узкие ведомственные рамки
и требует закрепления
Оценка соответствия требованиям,
предъявляемым к учителю, может
быть проведена посредством
Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
2.2 Результаты исследования и их анализ
В зависимости то стажа профессиональной деятельности респонденты были разделены на три группы: от 0 до 5 лет стажа - 26 % респондентов, от 5 до 10 лет - 27 %, свыше 10 лет стаж у 47 % педагогов.
Рис. 2 Распределение респондентов в зависимости от стажа работы
Из числа специалистов,
принявших участие в
Рис. 3 Распределение респондентов в зависимости от удовлетворенности условиями труда
На вопрос анкеты
о степени удовлетворенности
размером зарплаты ответы
Рис. 4 Распределение респондентов в зависимости от удовлетворенности уровнем заработной платы
Престижной профессию педагога считают только 41 % респондентов; скорее, престижной ее считают 28 %; считают профессию скорее не престижной - 17 %. Затруднились ответить на вопрос 11% опрошенных. Только три процента респондентов считают, что профессия педагога не престижна.
Рис. 5 Распределение респондентов в зависимости от мнения о престижности профессии педагога
Большая часть респондентов удовлетворена отношениями в коллективе (51 %) или, скорее, удовлетворена (23 %). Полностью не удовлетворены отношениями в коллективе 10 % специалистов. Затруднились ответить на поставленный вопрос 8 % опрошенных.
Рис. 6 Распределение респондентов в зависимости от удовлетворенностью отношениями в коллективе
Анализ удовлетворенности
отношениями опрошенных педагогов
с непосредственным руководством дал
следующие результаты: более половины
опрошенных, а именно 52 % скорее удовлетворены
отношениями с начальством. 24 % педагогов
ответили, что они полностью
Рис. 7 Распределение респондентов в зависимости от удовлетворенностью отношениями с непосредственным руководителем
Далее была использована методика В. В. Бойко для диагностики уровня профессиональной деструкции у педагогов. Результаты, полученные при помощи этой методики, представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты уровня сформированности профессиональной деструкции по методике В.В. Бойко (в %)
Степень выраженности симптомов |
Выученная беспомощность, профессиональный маргинализм и стагнация |
Эмоциональная насыщенность педагогической деятельности |
Формирование индивидуального стиля деятельности |
Акцентуации характера педагога |
Не сложившийся симптом |
21 |
19 |
28 |
16 |
Симптом в фазе формирования |
53 |
37 |
53 |
66 |
Сложившийся симптом |
26 |
44 |
19 |
18 |
Анализ получившихся результатов позволяет сделать следующие выводы.
1. Сложившийся синдром
эмоциональной насыщенности
2. Что касается формирования у педагогов индивидуального стиля деятельности, то данные опроса показали, что данный симптом выявлен у 19 % опрошенных, тогда как у 53 % симптом находится в фазе формирования.
3. Различные акцентуации
характера педагога могут
4. Выученная беспомощность,
профессиональный маргинализм
Исходя из полученных данных,
можно сделать вывод об актуальности
проблемы профессиональной деструкции
среди педагогов СПО, т.к. у значительного
числа педагогов те или иные симптомы
находятся в стадии формирования.
Так же у части педагогов
Информация о работе Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО