Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.
1.2. Требования профессии к личности педагога.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
2.3.Выводы

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 199.52 Кб (Скачать файл)

Меньше всего, принявших  участие в исследовании, опрошенных не имеют симптомом профессиональной деструкции.

Все эти результаты свидетельствуют  о необходимости принятия мер  по коррекции профессиональной деструкции среди данной группы педагогов.

Далее остановимся на распределении  респондентов в зависимости от возраста, трудового стажа педагогов, семейному  положению и т.д.

Данные были сведены в  таблицу 2.

 

Таблица 2. Распределение  выраженности симптомов профессиональной деструкции в зависимости от возраста педагогов

 

Степень выраженности симптомов 

22-30 лет

30-40 лет

40-50 лет

свыше 50 лет

Не сложившийся  симптом

74

25

29

11

Симптом в фазе формирования

20

47

42

33

Сложившийся симптом

6

28

29

56


 

Сформированный синдром  профессиональной деструкции свойствен  в большей степени группе в  возрасте свыше 50  лет (56 %), синдром  профессиональной деструкции отсутствует  у 74 % респондентов возрастной группе от 22 до 30 лет. Этот факт можно объяснить  тем, что у педагога часто повторяющиеся  отрицательные эмоциональные состояния  с ростом стажа работы приводят к  снижению толерантности, к формированию синдрома «эмоционального выгорания». Эмоциональная насыщенность педагогической деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Таким  образом, можно сделать вывод, что  в педагогической деятельности риск формирования профессиональной деструкции повышается в зависимости от возраста педагога.

Если говорить о семейном положении педагогов, то имеющие  семью педагоги и незамужние не выявили  различия по уровням формирования профессиональной деструкции. Это связано с тем, что семья, как правило, снижает риск развития различных профессиональных стрессов, осуществляет психологическую поддержку со стороны членов семьи. Тем не менее наличие семьи как таковой не является дополнительным риском при формировании симптомов профессиональной деструкции. Более важным условием будет являться факт удовлетворенностью семейными отношениями.

Далее проанализируем влияние  уровня образования на формирование у педагогов профессиональной деструкций (таблица 3).

 

Таблица 3. Распределение  выраженности симптомов профессиональной деструкции в зависимости от возраста педагогов

 

Степень выраженности симптомов 

среднее специальное образование

высшее образование

Не сложившийся  симптом

17

59

Симптом в фазе формирования

34

17

Сложившийся симптом

49

24


 

В группе специалистов со средним  образованием выявлено большое количество  случаев формирования симптомов  профессиональной деструкции (49 %). Тогда  как специалистам с высшим образованием профессиональные деструкции свойственны  в меньшей степени (59 %), только у 24 % симптом сложился. Уровень образования, как можно судить по результатам  исследования, снижает возможность  возникновения деструкции. Педагог  с высшим образованием имеет более  высокую квалификацию, владеет разнообразными техниками и методиками, что позволяет  грамотно решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в процессе педагогической деятельности.

Педагоги с незначительным формированием профессиональной деструкции имеют стаж преподавательской деятельности от 5 до 10 лет (57 %). Симптом начинает формироваться  в большей степени у педагогов, имеющих стаж свыше  10 лет (36 %), также  незначительно отличается группа с  педагогическим стажем от 0 до 5 лет (32 %). Те педагоги, у кого стаж превышает 10 лет и стаж от 0 до 5 лет выявили  высокие показатели уже сложившейся  профессиональной деструкции (таблица 4).

Таблица 4. Распределение  выраженности симптомов профессиональной деструкции в зависимости от педагогического  стажа

 

Степень выраженности симптомов

0-5 лет

5-10 лет

свыше 10 лет

Не сложившийся  симптом

35

57

24

Симптом в фазе формирования

32

22

36

Сложившийся симптом

33

21

40


Также следует отметить, что немаловажную роль в профессиональной деятельности педагогов играют их взаимоотношения  с коллегами и руководством. Проблемы в отношениях с коллегами может  послужить дополнительным фактором стрессовой ситуации, а значит, в  дальнейшем может привести и к  формированию деструкций.

Педагоги, чьи отношения  с руководителем являются удовлетворительными, проявили симптомы профессиональной деструкции в меньшей степени (65 %). Сложившийся  же симптом профессиональной деструкции наблюдается в группах педагогах, отношения с руководителем которых  не удовлетворительны – 48 %. Таким  образом, риск развития деструкций зависит  от отношений  между подчиненными и их руководителем.

Таблица 5. Распределение  выраженности симптомов профессиональной деструкции в зависимости от удовлетворенностью отношениями с непосредственным руководителем

 

Степень выраженности симптомов

Полностью удовлетворены 

Скорее удовлетворены

Скорее не удовлетворены

Полностью не удовлетворены

Не сложившийся  симптом

65

51

29

19

Симптом в фазе формирования

18

29

35

33

Сложившийся симптом

17

20

36

48


 

Педагоги, у которых не выявлен синдром профессиональной деструкции,  в 68 % случаев удовлетворены  отношениями в коллективе и в 54 % - скорее удовлетворены. В группе специалистов с высоким уровнем  профессиональной деструкции 51 % не удовлетворены  отношениями в коллективе. Следовательно, чем больше педагог удовлетворен отношениями в коллективе, тем  менее он подвержен риску возникновения  деструкций.

Таблица 5. Распределение  выраженности симптомов профессиональной деструкции в зависимости от удовлетворенностью отношениями с коллективом

 

Степень выраженности симптомов

Полностью удовлетворены 

Скорее удовлетворены

Скорее не удовлетворены

Полностью не удовлетворены

Не сложившийся  симптом

68

54

30

16

Симптом в фазе формирования

20

22

35

33

Сложившийся симптом

12

24

35

51


2.3.Выводы

 

Психологическое самочувствие педагога оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу образовательного учреждения в целом. Многие исследования доказывают, что для значительного  числа педагогов характерны эмоциональная  неустойчивость, высокий уровень  тревожности, напряженность. Отрицательно окрашенные психологические состояния  педагога снижают эффективность  воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению  в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают  психическое здоровье, обуславливают  высокую напряженность, агрессивную  самозащиту, подавляют творческую активность.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач  современной системы образования, а проблема профессиональной дедукции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного  и профессионального развития современного педагога. Профессиональная дедукция – весьма серьезное препятствие  для развития в образовательном  учреждении инновационных процессов.

Проблема профессиональных деструкций педагогов в наши дни  становится остро актуальной в силу специфики его деятельности и  сложившейся социально-экономической  ситуации. Профессиональные деструкции педагогов обуславливают ряд  противоречий:

  • между требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к личности (активность, хорошая память, распределение внимания и т.д.), и психофизическими свойствами, возможностями человека;
  • между эмоционально насыщенным содержанием педагогической деятельности и способностью личности к эмоциональной саморегуляции;
  • между сформировавшимся стилем индивидуальной деятельности и необходимостью поиска новых способов и приемов педагогической деятельности;
  • между необходимостью реализации в деятельности разных педагогических технологий и низким уровнем компетенции педагога;
  • между чувством профессиональной усталости, опустошенности, возникающим в процессе длительного выполнения педагогической деятельности, и необходимостью огромных физических и психических усилий в процессе осуществления инновационной деятельности.

В ходе исследования были выявлены следующие факторы, влияющие на формирование профессиональной деструкции среди  педагогов СПО:

1. Стаж педагогической  работы. В ходе длительной педагогической  деятельности, по мере становления  индивидуального стиля деятельности  снижается уровень профессиональной  активности личности, создаются  условия для стагнации профессионального  развития: возникают педагогические  стереотипы в оценивании учащихся, используются одни и те же  методы преподавания без учета  индивидуально-психологических особенностей  учеников и требований социально-экономической  ситуации в стране. Эта подтверждают  данные опроса – профессиональная  деформация наблюдается у 40 % педагогов  со стажем работы свыше 10 лет. 

2. Возраст педагога.

Напрямую со стажем работы связан возраст самого педагога. Чем  старше педагог, тем труднее ему  адаптироваться к изменениям происходящим в ходе его профессиональной деятельности. Годами «эксплуатируясь», некоторые  из личностных качеств личности педагога постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества, развиваются профессиональные акцентуации - монологичность, демонстративность, индифферентность и др.

3. Отношения с коллективом  и руководством.

Проблемы и конфликтные  ситуации негативно сказываются  на педагогической деятельности. Эмоциональная  насыщенность педагогической деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным  срывам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ  СПО

 

Профессиональная деструкция оказывает разрушающее влияние на развитие личности педагога и требует коррекции. На основе проведенного теоретического и практического исследования профессиональной деструкции была разработана программа коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО.

Непременным условием непрерывности  развития личности и сохранения самоотождествления в ситуации глубоких изменений является рефлексия и принятие собственных  изменений в кризисе. Системообразующим  компонентом коррекционной программы  выступает эго-идентичность (рефлексивная составляющая социальной ситуации развития). Активизация таких факторов, как  рефлексия, уверенность в себе, способность  к целеполаганию и планированию собственной жизни, создает условия  для личностного и профессионального  развития, расширяет компетенцию индивида и снижает вероятность развития симптомов деструкции.

Информация о работе Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО