Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа
Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.
1.2. Требования профессии к личности педагога.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
2.3.Выводы
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Целью данной программы является формирование условий для создания автономной эго-идентичности посредством развития умений и навыков рефлексии, развития навыков целеполагания и осмысления жизни, повышения уверенности в себе, овладения педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения.
Таким образом, поставленная в программе цель достигается при последовательном и параллельном решении следующих задач:
- ознакомить участников тренинга с сущностью профессионального выгорания с точки зрения психологии, как результата дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности педагогов: причинами, структурными особенностями, проявлениями, и его отрицательным влиянием на личностно-профессиональное развитие, а также негативными последствиями для здоровья и жизнедеятельности педагогов;
- сформировать условия для развития рефлексивных и адаптивных способностей педагогов в процессе овладения ими эффективными приемами помощи самим себе;
- создать условия для
формирования у педагогов
- сформировать условия
для осмысления жизни и
- дать педагогам возможность освоить эффективные способы выработки системы собственных убеждений и повышения уверенности в себе, способы постановки и достижения целей и планирования будущего, способы снятия психоэмоционального напряжения.
В рамках представленной программы психологу следует проводить работу по таким основным направлениям деятельности практического психолога, как психодиагностическая и психокоррекционная деятельность в рамках проблемы профессиональной деструкции педагогов.
Программа коррекции профессиональной деструкции педагогов имеет комплексный характер и представляет собой систему упражнений, направленных на:
- формирование и развитие умений и навыков рефлексии и рефлексивного осмысления и восприятия своей личности, возможностей жизни, изменение убеждений, негативных установок, в том числе профессиональных, продуцирующих развитие профессиональной деструкции у педагогов;
- повышение уверенности в собственных силах;
- развитие навыков целеполагания и осмысление жизни;
- овладение педагогами
приемами снятия
В качестве основополагающих использовались методы формирующего взаимодействия, психологический тренинг, состоящий из четырех модулей: «Развитие рефлексивны: способностей», «Развитие уверенности в себе», «Развитие целеполагания», «Развитие навыков снятия психоэмоционального напряжения», информационные сообщения по проблеме (мини-лекции).
Разработанная программа имеет комплекс специфических особенностей, например:
- гибкие стратегии работы помогают эффективному оказанию дифференцированной психологической помощи на каждом этапе профессионального развития педагогов, при любом нормативном кризисе развития;
- коррекционно-развивающая
программа понижает уровень и
особенности проявления
- программа характеризуется
оперативностью и легко
В основу программы положен принцип поэтапного развития группы, в более осмысленном понимании каждым участником собственной личности. В ходе реализации программы каждая новая встреча участников тренинга логически вытекает из предыдущей и служит в содержательном плане основой для следующей.
При организации программы были использованы принципы:
- системогенеза (этот принцип подразумевает совокупность взаимодействующих компонентов, единство всех частей в программе);
- соответствия заявленных целей содержанию программы (данный принцип подразумевает последовательность в реализации целей, заявленных в начале осуществления программы);
- объективации (осознания) поведения (данный принцип предполагает переход поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный);
- исследовательской позиции
(в тренинговой группе
Данная структура обязательна
и для всей программы, и для
каждого ее модуля. Проведение программы
осуществляется в соответствии с
моделью коррекции
Необходимо также определить группу педагогов, попадающих в группу риска по личностным свойствам (низкой рефлексивности, конфликтности, агрессивности, личностной тревожности, неуверенности в себе) и состояниям (тревоги и депрессии, внутренних конфликтов, истощенности жизненных сил).
Осуществляется отбор тех параметров, которые в ходе реализации программы должны были подвергнуться положительным изменениям, определены критерии эффективности программы: повышение рефлексивности, уверенности в себе, снижение степени истощенности жизненных сил, уровня тревожности, внутриличностных конфликтов, предрешенной и диффузной эго-идентичности, степени профессиональной деструкции.
Педагогов информируют о
результатах психодиагностики и
предлагают участвовать в тренинговой
программе коррекции
На следующем этапе
осуществляется психологический тренинг,
состоящий из вводной лекции, занятия
«Знакомство» и четырех основных
тренинговых модулей: «Развитие
рефлексивных способностей», «Развитие
уверенности в себе», «Развитие
целеполагания», «Развитие навыков
снятия психоэмоционального
Психологический тренинг формирует модель социальной ситуации развития на трех уровнях (объективном, субъективном, рефлексивном) и позволяет в короткое время, в комфортных условиях при поддержке психолога провести коррекцию отношений к собственной изменяющейся личности (рефлексивный уровень), подвергнуть пересмотру собственные цели, систему ценностей, отношение к собственной личности, к коллегам, мировоззрение (субъективный уровень) и апробировать способы иного взаимодействия (объективный уровень).
Прохождение всех уровней социальной ситуации развития неизбежно приведет педагога к достижению автономной эго-идентичности. Для конструирования автономной эго-идентичности создаются условия посредством развития умений и навыков рефлексии, повышения уверенности в себе, развития навыков целеполагания и осмысления своей жизни, овладения приемами снятия психоэмоционального напряжения.
Каждый модуль обладает собственной целью и задачами и предполагает мини-лекцию и три тренинговых занятия, при этом каждое занятие имеет свое назначение и процедурное обеспечение.
Занятия целесообразно начинать с вводной лекции, на которой участников программы знакомят с понятием профессиональной деструкции как результата дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности педагогов, его структурными особенностями, проявлениями и детерминирующими факторами, негативными последствиями для здоровья и жизнедеятельности педагога.
Психологический тренинг должен состоять из трех этапов:
- организационный этап
представляет собой ориентацию
в специфике тренинга как
- этап проектирования и выбора каждым педагогом-участником эффективных средств снижения профессиональной деструкции; отработка индивидуальных стратегий и тактик достижения автономной эго-идентичности в процессе прохождения нормативного кризиса развития; развитие умений и формирование навыков рефлексии, повышения уверенности в себе, целеполагания, снижения психоэмоционального напряжения;
- этап переосмысления представлений о собственной личности на основе обратной связи; расширение осознаваемого в понимании своих поступков; осуществления анализа происходящего в группе и рефлексии; присвоение полученного опыта; осознание изменений, происшедших у педагогов – участников группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.
После проведения тренинга должна проводиться диагностика изменений (выходной контроль), происшедших у педагогов-участников тренинга.
Работа по программе предполагает следующие результаты:
• развитие компетентности педагогов по проблеме коррекции возникновения профессиональной деструкции;
• формирование позитивного профессионального имиджа педагога;
• самостоятельное оказание профилактической помощи, позитивно влияющей на эмоциональное состояние педагогов;
• получение педагогами знаний, умений, навыков для сохранения своего здоровья и овладение здоровьесберегающими технологиями;
• формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и жизненных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деструкции у педагогов;
• осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения большинства педагогов;
• создание в педагогическом коллективе ситуации успеха, бесконфликтного поведения.
Предлагаемая программа
носит обобщенный характер. Реализация
ее в рамках конкретного учреждения
позволяет разнообразить
Программа может быть востребована не только психологами, но и руководителями образовательных учреждений, педагогами для повышения эффективности их педагогического труда.
Проведение занятий
Для реализации основных принципов программы перед участниками выдвигаются конкретные правила работы в группе.
Правило «здесь и теперь»: главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т. к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Во время занятий нельзя что-либо записывать, зачитывать, а также выходить за дверь.
Правило «круга»: во время работы участники должны видеть друг друга. Каждый участник должен находиться в равном положении относительно любого другого участника.
Правило инициативы участников:
на занятиях обсуждается любая тема,
соответствующая внутреннему
Правило включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, «оценщиков».
Правило эмоциональной открытости: если участник что-то думает или чувствует «здесь и сейчас», то ему надо сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.
Правило «СТОП»: каждый имеет право сказать «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.
Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые успокоили бы, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения как о себе, так и о других.
Не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет – это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека; а во-вторых, он ограничивает свободу личности, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.
Правило «я – высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник любую фразу произносит только от своего имени, т. к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.
Информация о работе Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО