Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по адаптации в школе.rtf

— 2.01 Мб (Скачать файл)

При анализе рисунков оцениваются следующие показатели:

  1. Соответствие заданной теме.
  2. Сюжет.
  3. Размеры рисунка и отдельных деталей.
  4. Цветовое решение.
  5. Законченность рисунка.

Схема оценки детских рисунков на тему

"Что мне нравится в школе"

1. Несоответствие теме может указывать на:

а) Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и т.д. Это свидетельствует о мотивационной незрелости.

 

б) Детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований.

в) Неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

При несоответствии рисунка заданной теме в процессе количественной обработки проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено.

а) учебная ситуация - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние атрибуты (20 баллов);

в) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, предметы, стоящие в классе и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой направленности (10 баллов).

3. Законченность рисунка определяется по следующим уровням:

а) завершенные, хорошо выполненные рисунки (30 баллов)

б) завершенные рисунки без деталей (20 баллов);

в) незавершенные рисунки с деталями (10 баллов);

г) схематичные рисунки без деталей (0 баллов)

4. Цветовое решение.

а) использована яркая цветовая гамма, черный цвет лишь в необходимых случаях (раскрашены волосы, обведен контур предметов (30 баллов);

б) преобладает яркая цветовая гамма, но в изображении некоторых деталей использована штриховка темными тонами (20 баллов);

в) в изображении школы использованы темные тона, но в сюжете присутствуют цветы, солнце, деревья, занавески и другие декорирующие детали ярких цветов (10 баллов);

г) схематичное изображение с использованием только темных тонов (0 баллов).

 

Приложение 5

 

Анкета по оценке уровня школьной

мотивации Н.Г.Лускановой

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференцироваю детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

    • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций - 3 баллов;
    • нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл;
    • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации - 0 баллов.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и. п.

2. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 - 14 баллов - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 

 

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Тебе нравится в школе или не очень?

    • не очень
    • нравится
    • не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    • чаще хочется остаться дома
    • бывает по-разному
    • иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    • не знаю
    • остался бы дома
    • пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится
    • бывает по-разному
    • нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы
    • не хотел бы
    • не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю
    • не хотел бы
    • хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто
    • редко
    • не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю
    • хотел бы
    • не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

    • мало
    • много
    • нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся
    • не очень
    • не нравятся

 

Приложение 6

РЕЗУЛЬТАТЫ

"ТЕСТ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ ТЕЙЛОРА"

 

Испытуемые

1 "А"

1 "Б"

1

2

19

2

2

19

3

3

22

4

3

22

5

4

27

6

4

28

7

5

28

8

6

30

9

6

35

10

6

37

11

7

37

12

7

37

13

7

39

14

7

43

15

7

 

16

8

 

17

8

 

18

9

 

19

10

 

20

11

 

21

11

 

22

12

 

23

13

 

24

13

 

25

15

 

26

16

 

Среднее значение

7,77

30,21


 

 

Приложение 7

 

"ТЕСТ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ ТЕЙЛОРА"

1"А"+1"Б"

 

Испытуемые

Первые

классы

X

X -

(X -

)2

1

2

-16,8

282,2

2

2

-16,8

282,2

3

3

-15,8

249,6

4

3

-15,8

249,6

5

4

-14,8

219,0

6

4

-14,8

219,0

7

5

-13,8

190,4

8

6

-12,8

163,8

9

6

-12,8

163,8

 

10

6

-12,8

163,8

11

7

-11,8

139,2

12

7

-11,8

139,2

13

7

-11,8

139,2

14

7

-11,8

139,2

15

7

-11,8

139,2

16

8

-10,8

116,6

17

8

-10,8

116,6

18

9

-9,8

96,0

19

10

-8,8

77,4

20

11

-7,8

60,8

21

11

-7,8

60,8

22

12

-6,8

46,2

23

13

-5,8

33,6

24

13

-5,8

33,6

25

15

-3,8

14,4

26

16

-2,8

7,8

27

19

0,2

0,0

28

19

0,2

0,0

29

22

3,2

10,2

30

22

3,2

10,2

31

27

8,2

67,2

Испытуемые

Первые

классы

X

X -

(X -

)2

32

28

9,2

84,6

33

28

9,2

84,6

34

30

11,2

125,4

35

35

16,2

262,4

36

37

18,2

331,2

37

37

18,2

331,2

38

37

18,2

331,2

39

39

20,2

408,0

40

43

24,2

585,6

 

Первые классы:

=

18,8

 

 

x =

752

 

(X -
)2=

13863,8

 

Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности