Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
При анализе рисунков оцениваются следующие показатели:
Схема оценки детских рисунков на тему
"Что мне нравится в школе"
1. Несоответствие теме может указывать на:
а) Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и т.д. Это свидетельствует о мотивационной незрелости.
б) Детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований.
в) Неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
При несоответствии рисунка заданной теме в процессе количественной обработки проставляется 0 баллов.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено.
а) учебная ситуация - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние атрибуты (20 баллов);
в) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, предметы, стоящие в классе и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой направленности (10 баллов).
3. Законченность рисунка определяется по следующим уровням:
а) завершенные, хорошо выполненные рисунки (30 баллов)
б) завершенные рисунки без деталей (20 баллов);
в) незавершенные рисунки с деталями (10 баллов);
г) схематичные рисунки без деталей (0 баллов)
4. Цветовое решение.
а) использована яркая цветовая гамма, черный цвет лишь в необходимых случаях (раскрашены волосы, обведен контур предметов (30 баллов);
б) преобладает яркая цветовая гамма, но в изображении некоторых деталей использована штриховка темными тонами (20 баллов);
в) в изображении школы использованы темные тона, но в сюжете присутствуют цветы, солнце, деревья, занавески и другие декорирующие детали ярких цветов (10 баллов);
г) схематичное изображение с использованием только темных тонов (0 баллов).
Приложение 5
Анкета по оценке уровня школьной
мотивации Н.Г.Лускановой
Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Для возможности дифференцироваю детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и. п.
2. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4. 10 - 14 баллов - низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Приложение 6
РЕЗУЛЬТАТЫ
"ТЕСТ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ ТЕЙЛОРА"
Испытуемые |
1 "А" |
1 "Б" |
1 |
2 |
19 |
2 |
2 |
19 |
3 |
3 |
22 |
4 |
3 |
22 |
5 |
4 |
27 |
6 |
4 |
28 |
7 |
5 |
28 |
8 |
6 |
30 |
9 |
6 |
35 |
10 |
6 |
37 |
11 |
7 |
37 |
12 |
7 |
37 |
13 |
7 |
39 |
14 |
7 |
43 |
15 |
7 |
|
16 |
8 |
|
17 |
8 |
|
18 |
9 |
|
19 |
10 |
|
20 |
11 |
|
21 |
11 |
|
22 |
12 |
|
23 |
13 |
|
24 |
13 |
|
25 |
15 |
|
26 |
16 |
|
Среднее значение |
7,77 |
30,21 |
Приложение 7
"ТЕСТ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ ТЕЙЛОРА"
1"А"+1"Б"
Испытуемые |
Первые классы X |
X - |
(X - | ||||
1 |
2 |
-16,8 |
282,2 | ||||
2 |
2 |
-16,8 |
282,2 | ||||
3 |
3 |
-15,8 |
249,6 | ||||
4 |
3 |
-15,8 |
249,6 | ||||
5 |
4 |
-14,8 |
219,0 | ||||
6 |
4 |
-14,8 |
219,0 | ||||
7 |
5 |
-13,8 |
190,4 | ||||
8 |
6 |
-12,8 |
163,8 | ||||
9 |
6 |
-12,8 |
163,8 |
||||
10 |
6 |
-12,8 |
163,8 | ||||
11 |
7 |
-11,8 |
139,2 | ||||
12 |
7 |
-11,8 |
139,2 | ||||
13 |
7 |
-11,8 |
139,2 | ||||
14 |
7 |
-11,8 |
139,2 | ||||
15 |
7 |
-11,8 |
139,2 | ||||
16 |
8 |
-10,8 |
116,6 | ||||
17 |
8 |
-10,8 |
116,6 | ||||
18 |
9 |
-9,8 |
96,0 | ||||
19 |
10 |
-8,8 |
77,4 | ||||
20 |
11 |
-7,8 |
60,8 | ||||
21 |
11 |
-7,8 |
60,8 | ||||
22 |
12 |
-6,8 |
46,2 | ||||
23 |
13 |
-5,8 |
33,6 | ||||
24 |
13 |
-5,8 |
33,6 | ||||
25 |
15 |
-3,8 |
14,4 | ||||
26 |
16 |
-2,8 |
7,8 | ||||
27 |
19 |
0,2 |
0,0 | ||||
28 |
19 |
0,2 |
0,0 | ||||
29 |
22 |
3,2 |
10,2 | ||||
30 |
22 |
3,2 |
10,2 | ||||
31 |
27 |
8,2 |
67,2 | ||||
Испытуемые |
Первые классы X |
X - |
(X - | ||||
32 |
28 |
9,2 |
84,6 | ||||
33 |
28 |
9,2 |
84,6 | ||||
34 |
30 |
11,2 |
125,4 | ||||
35 |
35 |
16,2 |
262,4 | ||||
36 |
37 |
18,2 |
331,2 | ||||
37 |
37 |
18,2 |
331,2 | ||||
38 |
37 |
18,2 |
331,2 | ||||
39 |
39 |
20,2 |
408,0 | ||||
40 |
43 |
24,2 |
585,6 | ||||
Первые классы: |
18,8 |
||||||
|
752 |
||||||
13863,8 |
Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности