Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учрежде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

VKRKA1 (1).docx

— 432.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7

1.1. Характеристика понятия  «патриотическое воспитание»………………….7

1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15

1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27

Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36

2.1. Диагностика уровня  сформированности патриотизма у  подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36

2.2. Реализация проекта  «Мы - часть нашей страны!»………………………..50

2.3. Анализ эффективности  проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58

Заключение……………………………………………………………………….67

Список литературы………………………………………………………………70

Приложения……………………………………………………………………...75

 

 

 

 

 

Введение

Тема патриотического воспитания очень важна в системе общегражданского воспитания подрастающего поколения нашей Родины. Будущее страны - дети. Им придется жить в Новой России, укреплять её военный и экономический потенциал. И от того, какими гражданами будут сегодняшние дети и подростки, зависит положение России в Новом мире, зависит её политическая и экономическая безопасность. Историческая память русского народа впитана нами с молоком матери, но, если не вспоминать, не говорить, об истории нашей Родины, если не напоминать о наших былинных героях, великих русских князьях, о чудо - богатырях Суворова, о героях Отечественных воин, все это так и останется лежать невостребованным грузом в недрах нашей исторической памяти. Во все времена перед лицом военной угрозы и внутренних потрясений сплачивался, выступал единым монолитом. А в основе этого монолита лежал патриотизм, верность лучшим традициям служения Отечеству. Как подтверждает история России все великие победы одержаны в первую очередь благодаря духовному превосходству наших воинов. Именно поэтому сегодня патриотическое воспитание является важнейшей задачей. Именно через военно-патриотическое воспитание можно решить многие проблемы современного мира. Такие как - безразличие, грубость, экстремизм, национализм, не верее в свое будущее и свои силы, неумение задумываться над общечеловеческими ценностями, невнимание к старшему поколению, нежелание работать и приносить пользу государству.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Процесс патриотического воспитания должен быть непрерывным и начинаться с самого детства. Необходимо, чтобы маленький человек знал больше о своей стране, о её истории, гордился этой историей. Для того чтобы эти знания переросли в любовь к своей стране, т.е. для того чтобы у воспитанников формировались патриотические чувства, нужна кропотливая систематическая воспитательная работа как на уроках, так и во внеурочной воспитательной деятельности.

Патриотическое воспитание среди наших подростков, безусловно, актуально, так как возможно, что именно через привитие ребятам любви к своей Родине, к её славным боевым традициям, мы сможем изменить их внутренний мир, воспитать систему моральных ценностей. И воспитанники, возможно, сумеют переосмыслить свои жизненные цели и приоритеты. Так же процесс патриотического воспитания может оказать влияние на снижение уровня девиантного поведения среди подрастающего поколения.

Ряд исследований отмечают, что возможность снижения уровня девиантного поведения среди подростков в современном мире решается через вовлечение подростков в вопросы патриотического воспитания, т.е. формы и методы педагогического процесса в школе способствуют приобщению подростков к нравственным нормам.

Мы в своем исследовании считаем важным рассмотрение вопроса влияния военно-патриотического воспитания на формирование становления подростка как личности и снижение в связи с этим девиантного поведения подростков.

Таким образом, актуальность нашего исследования позволила определить тему нашей работы.

Степень разработанности темы исследования:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств.

Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого. Эта проблема поднималась в трудах В. Г. Белинского, В. И. Водовозова, Е.Р.Дашковой, П. Ф. Каптерева, М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова, К. Д. Ушинского, и др. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре, национальным обычаям и традициям. К проблеме патриотического воспитания обращались в педагогике и в последние десятилетия (Р. Х. Гасанов, А. С. Гаязов, Т. И. Горная, Н. В. Ипполитова, Л. И. Мищенко, И. Л. Морозкина, И. Ю. Савкина и др.), но далеко не все аспекты этой многогранной проблемы в достаточной степени решены.

         Объект исследования – процесс профилактики девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.

         Предмет исследования - формы и методы работы социального педагога по формированию патриотического воспитания подростков с девиантным поведением.

         Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть  понятие патриотического воспитания  и дать его характеристику;

2. Определить  значение патриотического воспитания  у подрастающего поколения;

3. Рассмотреть понятие  девиантного поведения. Определить  особенности подростков с девиантным  поведением.

4.  Выявить  основные методы и приемы работы  социального педагога по патриотическому  воспитанию подростков.

5.  Разработать  и реализовать проект, направленный  на формирование патриотического  воспитания и способствующий  снижению уровня девиантного  поведения.

Значимость исследования заключается в возможности использования его результатов социальным педагогом и педагогическим коллективом средних образовательных учреждений при организации практической деятельности по патриотическому воспитанию.

Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования и включает две главы, заключение, библиографию, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе

1.1. Характеристика  понятия «патриотического воспитания  ». Значение патриотического воспитания  у подрастающего поколения

В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения, как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях. Патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается  его истинное значение и понимание.

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны [25, c.19].

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная". Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.Л. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности.  В своих работах В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии Кравцова И.Е.: «Патриотизм -  это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм -  это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» [21, c. 39].

Значительный вклад в рассмотрение проблем патриотизма и патриотического воспитания был сделан В.Г.Белинским, Н.А.Добролюбовым, Н.П.Огаревым, А.И.Герценом.

По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше. По мнению Н.А. Добролюбова, первоначально патриотизму, как и чувству любви, присущ эгоизм, проявляющийся в стремлении ребенка овладеть чужим благосостоянием и получить при этом удовольствие. Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности.

В XVIII веке к проблеме человека, его  обязанностей как гражданина и патриота обращались русские просветители - М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А.Н. Радищев.

М.В.Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать главной задачей педагогического процесса. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества [25, c.44].

Проблема  воспитания истинных сынов, граждан  Отечества занимала важное место в педагогической мысли начала XIX века (Н.М. Карамзин, В. А. Жуковский, декабристы). Н. М. Карамзин утверждает, что «патриотизм  есть любовь к благу и славе  Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его». Н. М. Карамзин не сводил патриотизм лишь к чувству любви к Родине, привязанности к месту рождения или людям, с которыми вместе росли. Для него патриотизм - это «великая добродетель», она выражает разумно-деятельную сущность его жизни. Русский критик В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [24, c.49].

Информация о работе Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учрежде