Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учрежде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

VKRKA1 (1).docx

— 432.30 Кб (Скачать файл)

 Б) Нет;

 В) Думаю, что да;

 Г) Не особо

    6. Необходимо ли патриотическое воспитание в подростковый период жизни ребенка? (нужное обведите кружком)      

 А) да;

 Б) нет; 

 В) затрудняюсь ответить.

      7.  Считаете ли вы важным воспитание у детей подросткового возраста нравственно-патриотических чувств? (нужное обведите кружком)

            А)  Да;

            Б)  Нет.

      8.  Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма? (нужное обведите кружком, при необходимости допишите свой вариант)

             А) В школе;

             Б) В семье;

             В) Свой вариант______________________________________________

9.  Вы хотели  бы развить в своем ребенке  следующие качества, способствующие  проявлению патриотизма: (впишите свой ответ на отведенной для этого строке)____________________________________________________________

10. Как вы считаете, можно ли, задействовав средства патриотического воспитания, предотвратить девиантное поведение подростков?

А) Да, можно;

Б) Нет, это невозможно;

В) Думаю, что возможно, но только если мероприятия данного характера будут проводиться с детьми чаще.

Приложение 5

 

Беседа с социальным педагогом

 

Цель – определение результативности реализации проекта.

 

Вопросы:

        1. Как Вы считаете, проект «Мы – часть нашей страны» был реализован успешно?
        2. Оказали ли мероприятия проекта влияние на формирование патриотического сознания у подростков?
        3. Как Вы считаете, удалось ли нам, с помощью мероприятий патриотического характера, повлиять на подростков с девиантным поведением?
        4. Какие положительные результаты в реализации проекта Вы могли бы выделить?
        5. Хотели бы Вы в дальнейшем использовать мероприятия из проекта в своей работе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Опросник для родителей

 

Цель - выявление мнений по реализации проекта.

Вопросы:

  1. Какие мероприятия проекта, на Ваш взгляд, были наиболее интересны?
  2. Считаете ли Вы необходимым проведение подобных мероприятий во внеурочное время?
  3. Помогли ли данные мероприятия сформировать у Ваших детей патриотические качества?
  4. Принимали ли Вы участие в мероприятиях, предусмотренных в проекте?
  5. Заметны ли на Ваш взгляд результаты работы учителей и учащихся по выявленной проблеме?

 

Заранее благодарим Вас за ответы. Ваше мнение важно для нас!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Конспект мероприятия

 

Тема: «Кто такой патриот?»

Цель: определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Задачи:

  1. сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом в жизни современного общества;
  2. познакомить с понятиями «патриотизм», «патриот», «Отчизна» на примере произведений искусства и литературы, биографии конкретных людей;
  3. воспитывать умение взаимодействовать в группе для решения общей задачи;
  4. развивать коммуникативные качества, умения использовать различные источники информации при подготовке.

Ожидаемый результат: не быть равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в стране, так как это страна, в которой нам жить долгие годы.

Подготовительная работа: 

Класс делится на 4 группы. Подготовительная работа в группах ведется по конкретному заданию в рамках темы мероприятия.

 

Ход мероприятия

 

– Займите места за партами, так как вы работали в группах.

Учитель: В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Отчизна», «Родина», «патриотизм», «патриот», «подвиг», «служение»… А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, что такое патриотизм? В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине?  Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами сегодня совершим небольшой экскурс в историю нашей страны и вернёмся с новыми знаниями в наше время.  
Русский мыслитель XX столетия Иван Андреевич Ильин писал: «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь».

Сегодня мы с вами поговорим о патриотизме. Что это такое? Какое место занимает патриотизм в нашей жизни? Что значит быть гражданином своей страны, патриотом? «Отчизна», «Родина», «Патриотизм», «патриот». Что значат эти слова? Обратимся к словарям.

Работа с карточками (Приложение 1).

– Сейчас вы услышали, что обозначают слова «патриотизм», «Отчизна», «патриот», а значение слова «Родина» нам всем известно с малых лет. Мы предлагаем группам составить 2-3 предложения с одним из слов и записать их на карточке. На эту работу Вам даётся 1 минута. По окончании нужно будет прочитать ваши предложения. Тогда станет ясно насколько мы понимаем значение этих слов и как можем использовать их в своей речи. Подведение итогов. Чтение предложений.

Учитель:  Патриотизм – это любовь к Родине, чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Только истинный патриот не станет ворчать и жаловаться. Он постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее. В своем стихотворении об этом говорит и поэт Михаил Танич.

Родина моя, 
Что будет и что было, – 
Все я пополам 
С тобою разделю 
Вовсе не затем,  
Чтоб ты меня любила, 
Просто потому,  
Что я тебя люблю.

Разные люди по-разному выражают свое отношение к патриотизму. 
Гражданская позиция человека, патриотизм чаще всего проявляется в тяжелых испытаниях. Именно таким испытанием для людей является война. В самые трудные времена, когда смертельная опасность грозила Отечеству, люди вставали на его защиту. Такой опасностью наша Родина подверглась в ВОВ 1941-1945 годов. На борьбу с врагом поднялся весь народ, от мала до велика. В художественной литературе много примеров подтверждающих патриотизм людей в этот период. Отрывок из произведения мы послушаем в исполнении ребят из 2 группы. (Чтение отрывка).

Учитель: Не только в художественных произведениях нашли отражение любовь к Отчизне и патриотизм людей. В произведениях искусства: в живописи, скульптуре и архитектурных памятниках мы видим историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие. Ребята из группы 2 создали «Картинную галерею», где постарались представить работы известных мастеров, которые находятся в различных музеях страны. Эпиграфом к этим произведениям может служить строки из стихотворения Н. Некрасова.

Не может сын глядеть спокойно 
На горе матери родной, 
Не будет гражданин достойный 
К отчизне холоден душой.

У нашей страны богатое историческое прошлое. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Рассуждения о гражданственности, патриотизме необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее. В нашей истории было много событий, когда Родине нужна была защита. Многие люди помогали Отчизне в трудные времена. Всё это нашло своё отражение в русском фольклоре. По крупицам собиралась народная мудрость в былины, пословицы и поговорки. Многие из них вам знакомы.  
Рассказ о пословицах и работа с карточками (Приложение 2). Работа с карточками.

Учитель: Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.  «Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился», – сказал писатель Бернард Шоу. 
История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны, мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей народного ополчения Минина и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Жукова. Но сколько было других патриотов России – безвестных героев и мучеников. Именно благодаря им наша Родина всегда была великой и могучей державой. 
Родина тоже гордиться теми, кто её прославляет, заботиться о её благе и благе других людей, здесь проживающих и предан Родине всей душой. Как показывает история нашей страны – таких людей немало. Тех, кто трудился, сражался на благо родной Отчизны. Этот вопрос истории исследовала группа 3. 

Учитель: Патриотизм как деятельная любовь к Родине требует в мирное и относительно стабильное время не меньших усилий. Группа 4 провела опрос сверстников. Предлагаю им ознакомить всех с результатами исследования.

Учитель: Я думаю, что итогом этого исследования могут стать строк из стихотворения поэта Скотневского.

У каждого заботой своей  
Глаза полны,  
Наша Родина не что-то,  
Она сегодня – мы.  
У каждого дорога  
Своя или тропа,  
Но пусть нас очень много,  
Мы все ее судьба.  
Она не позабудет  
Ни света и ни тьмы,  
Она такою будет  
Какими будем мы.

Вопросы к детям:

– Вы себя чувствуете патриотами Родины? 
– Как научиться беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? 
– Можно ли быть патриотом вне своей родины? 
– Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле? 
– А в чем сегодня может найти выражение ваш патриотизм?

Задание:

Я предлагаю вам составить свою модель понятия ПАТРИОТИЗМ. 
У вас на столах лежат листы бумаги и маркеры. Посовещайтесь в группах и запишите на листе, как выражается патриотизм в вашей жизни сегодня и в жизни ваших родителей.

– Изменилось ли у вас представление о патриотизме в результате работы? Сегодня мы узнали много, но я хочу, чтобы наш разговор имел продолжение в вашей повседневной жизни, и вы обсудили эту тему вместе с родителями. Поэтому я приготовила для вас памятку (Приложение 3) 
В ней вы можете найти ответ на вопрос «Какие качества нужно развивать, чтобы стать настоящим патриотом».

Учитель: Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Патриотизм – глубоко индивидуальное, сокровенное чувство, находящееся в душе человека. Он либо есть, либо его нет вовсе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего его соотечественники.  Так же он должен быть хорошо воспитан, образован и просвещен, ищет, имеет или строит настоящую семью, почитает своих предков. Все это заложено в нашей генетической памяти, показано в традициях предков.

– Подумай те, кто из вас может делом доказать, что он любит свою родину и является её патриотом? Приведите свои личные примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 
Задание:

1 группа: в течение 1 минуты составить и записать на карточке предложение со словом - П А Т Р И О Т И З М;

2 группа: в течение 1 минуты составить и записать на карточке предложение со словом Р О Д И Н А;

3 группа: в течение 1 минуты  составить и записать на карточке  предложение со словом О Т  Ч И З Н А;

4 группа: в течение 1 минуты  составить и записать на карточке  предложение со словом П А  Т Р И О Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

На родной стороне и камушек знаком.

 На чужбине и собака  тоскует.

 Где кто родился , там  и пригодился.

 Где сосна взросла, там она и красна.

Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

Всяк кулик своё болото хвалит.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества:

1. Если ты хочешь вырасти  достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в  которой живешь ты и твои  родители, где заводилась ваша  родословная.

2. Изучай историю своей  страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.

3. Знакомься с памятными  и историческими местами своей  Родины, знакомься сам и рассказывай  об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата  своей историей, что твой рассказ  будет интересен любому человеку.

4. Чем чаще ты будешь  посещать музеи и исторические  места своей страны, тем интереснее  тебе будет возвращаться к  ним вновь и вновь.

5. Помни, что чем больше  ты будешь выражать недовольство  каждым прожитым днем, тем меньше  друзей и товарищей будут рядом  с тобой. Люди не любят людей  все время чем-то недовольных.

6. Проявляй себя с позитивной  стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания  и умения, эрудицию и любознательность.

7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших  страну, в которой ты живешь.

8. Не будь равнодушным  и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей  стране.

9. Испытывай гордость  за людей, прославляющих твою  страну.

Информация о работе Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учрежде