Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учрежде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

VKRKA1 (1).docx

— 432.30 Кб (Скачать файл)

Реализация педагогических технологий в педагогическом процессе предполагает использование соответствующих форм организации  деятельности:

1)   В зависимости от методов воспитания:

- словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, ученические газеты);

-   практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники);

-   наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды).

  1. В зависимости от организации и методики проведения воспитательной работы     (по И.С. Марьенко):
  • формы организации и руководства жизнью ученического коллектива (собрания, совещания, заседания актива, дежурства, отчеты);
  • информационно-массовые формы (уроки, доклады, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи);
  • действенно-практические (агитбригада, экспедиция, поход, тимуровская команда);
  • синтетические формы (школьный клуб, огонек, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, книг);
  • формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).

Также для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа может осуществляться на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике [26, c.81-83].

Так же эффективность патриотического воспитания зависит от организации внеклассной работы и форм ее проведения. Задачами внеклассной работы по патриотическому воспитанию школьников должно быть: воспитание нравственных качеств, воспитание гуманизма, культуры поведения, толерантности и т.д.

Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу [28, c.93].

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием можно понимать процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

Сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Можно сделать общий вывод, что воспитание у подростков патриотизма, готовность в случае необходимости беззаветно её защищать - это продукт учебно-воспитательного процесса в целом.

 

 

 

 

 

Глава 2.  Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении

2.1. Диагностика  уровня сформированности патриотизма  у подростков с девиантным  поведением

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

В первой главе мы рассмотрели характеристику проблемы патриотического воспитания, на основе этого мы пришли к выводу о том, что формирование патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении у несовершеннолетних с девиантным поведением особенно необходимо, так как именно в этом возрасте происходит изменение взглядов и позиций, становление определенной жизненной позиции и собственного мнения, но в школах не всегда на достаточно высоком уровне ведется работа в данном направлении.

Для выявления сформированности чувства патриотизма у подростков склонных к девиантному поведению,  было проведено экспериментальное исследование на базе МКОУ « Средняя общеобразовательная школа №2» г. Шадринска. В исследовании принимали участие учащиеся 6 «В» класса в возрасте 12-13 лет в количестве 25 человек. За период проведения исследования было задействовано 46 человек, в их числе   социальный педагог и родители учащихся.

Цель нашего эмпирического исследования – изучение работы социального педагога по проблеме профилактики девиантного поведения несовершеннолетних через организацию патриотического воспитания.

Задачами эмпирического исследования являются:

  1. Анализ работы социального педагога в общеобразовательном учреждении по патриотическому воспитанию подростков, определение ее эффективности по вопросам профилактики несовершеннолетних склонных к девиантному поведению;
  2. Выяснить имеют ли подростки представление о понятиях «Отчизна, Родина, патриот»;
  3. Проанализировать ведется ли в школе социальным педагогом школы работа по патриотическому воспитанию подростков;
  4. Выявить принимают ли участие родители в воспитании у подростков чувства патриотизма любви к большой и малой родине.

Наше экспериментальное исследование проходило по трем направлениям:

  1. Работа с социальным педагогом;
  2. Работа с учащимися;
  3. Работа с родителями.

На первом этапе диагностического исследования нами был проведен анализ документации социального педагога.

Неотъемлемой частью работы социального педагога является ведение документации. Процесс ведения документации – это своеобразная памятка, напоминание о существующих проблемах, тех целях, которые поставлены для их разрешения.  Ведение документации необходимо для оказания непосредственной помощи.

К основным документам социального педагога по планированию относятся следующие:

  1. План работы социального педагога на учебный год, который является базовым для составления других планов работы. В нем указывается цель, которую необходимо достичь по результатам деятельности, задачи для достижения данной цели, направления деятельности, которые включают проведение различных мероприятий, направленных на профилактику отклонения девиантного поведения: проведение индивидуальных   и   групповых   бесед,   тренингов,   выступление   на родительских   собраниях,   участие   в   совете   профилактики   и   другие мероприятия, а также сроки исполнения данных мероприятий.
  2. План совместной работы школы и инспектора Подразделения по делам несовершеннолетних по профилактике экстремизма среди несовершеннолетних учащихся школы на каждый учебный год. В нем указываются конкретные мероприятия по профилактике правонарушений: совместные     рейды  по  месту  жительства "трудных"  учащихся,  совет профилактики, сроки их исполнения и ответственные за исполнение этих мероприятий. Данный план составляется инспектором Подразделения по делам несовершеннолетних и социальным педагогом школы.

Нами была проанализирована следующая документация работы социального педагога за текущий учебный год в данном общеобразовательном учреждении:

1. Нормативно - правовое обеспечение социального педагога (Конвенция ООН о правах ребенка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», закон РФ «Об образовании», Уголовный кодекс, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях»);

2. Перспективный, календарный  план работы на год;

3. Журнал индивидуальной  профилактической  работы (с родителями,  с учащимися);

4.  Работа с семьями  входящими в «группу риска»;

5. Социальный паспорт  по классам;

6. Учет работы социального  педагога;

7. Циклограмма и график  работы на неделю, месяц, утвержденный  руководителем учреждения;

8.  Журнал входящей  и исходящей документации.

Таким образом, проведя анализ документации социального педагога в школе, мы пришли к выводу о том, что социальный педагог ведет достаточно большой объем документации, основную часть которой составляют документы, содержащие сведения о дезадаптированных подростках данной школы, а также информацию о работе социального педагога с данной категорией школьников. Поле его деятельности в школе достаточно обширно и имеет свои особенности. Во-первых, вырабатывается единство действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; во-вторых, уточняются приоритетные направления, решения, этапы деятельности и сроки реализации этих решений.

За год социальный педагог запланировал провести индивидуальные консультации, встречи с подростками, имеющими отклонения в поведении разных классов по решению различного рода вопросов, что закреплено в плане социального педагога на неделю и месяц, рассмотреть обращения учащихся, учителей, родителей для разрешения поставленных проблем.

Также социальный педагог данного образовательного учреждения исследует социум, окружающий ребенка, его семью, воспитательно-образовательное учреждение. Привлекает различные учреждения, организации, общественные и частные структуры к взаимодействию в целях расширения жизненного пространства ребенка, его воспитания и социализации. Социальный педагог оказывает помощь педагогическому коллективу. Он консультирует педагогов, помогает им понять ребенка и проблемы детских коллективов, найти пути их разрешения. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях воспитательно-образовательной системы определяет его функциональные обязанности.

 По патриотическому  воспитанию социальный педагог  также ведет документацию, в которой  отражены все запланированные  и проведенные мероприятия. Так  в плане работы на год, социальным  педагогом было запланировано  проведение мероприятий патриотической  направленности таких как: беседа  «О семейных традициях», митинг  на 9 мая, в честь Дня Победы  и одна общешкольная лекция.

Изучение документации социального педагога показало, что на учете внутришкольной комиссии состоит 2 человека, в ПДН состоит 1 человек. Данные учащиеся 6 класса зачастую пропускают занятия, отказываются от обучения, наблюдаются уходы из дома и неуважительное отношение с учителями и родителями.

Таким образом, мы видим, что социальный педагог проводит работу в школе с учащимися по разным направлениям, уделяет большое внимание проведению различных мероприятий, направленных на профилактику отклонений в поведении несовершеннолетних, привлекает к своей работе родителей и учителей школы. Формированию патриотических чувств несовершеннолетних, отводится значительное место, однако профилактика девиантного поведения несовершеннолетних через организацию патриотического воспитания в данном общеобразовательном учреждении практически не осуществляется.

Так же нами была проведена беседа с социальным педагогом.

Цель беседы – выяснение количества учащихся с девиантным поведением в данном классе и уровня сформированности у них знаний на патриотическую тему.

В ходе беседы с социальным педагогом, нами были заданы вопросы (Приложение 1).

Нами были получены следующие ответы на поставленные вопросы:

Социальный педагог, отвечая на первый и второй вопрос, сказал, что в данном классе подростков с девиантным поведением 3 человека. Они подвержены таким видам отклоняющегося поведения как: прогуливание уроков, физическое насилие над сверстниками, грубость в общении с окружающими, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям и т.д.

Ответ на третий вопрос звучал следующим образом: работе по профилактике девиантного поведения учащихся  уделяется достаточное внимание, путем проведения различных мероприятий, (индивидуальных   и   групповых   бесед,   тренингов,   выступлениях   на родительских   собраниях,   участие   в   совете   профилактики школы и т.д.). По мере возможности к данной работе также привлекаются родители и учителя школы. Отвечая на четвертый вопрос социальный педагог сказал, что к сожалению профилактика девиантного поведения несовершеннолетних через организацию патриотического воспитания практически не осуществляется.

Социальный педагог, отвечая на следующий  вопрос, сказал, что патриот в его понимании – это человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Ответ социального педагога на шестой вопрос позволил нам сделать вывод о том, что данную работу необходимо проводить с раннего детства и для большего привлечения детей к этому вопросу необходимо использовать более интересные формы и методы. Анализ ответа на седьмой  вопрос позволил сделать нам следующий вывод: ребята не достаточно информированы в вопросах патриотизма, в результате чего не очень заинтересованы в проведении мероприятий по патриотическому воспитанию. Из ответа на восьмой вопрос мы узнали, что работа в данном направлении ведется, но она была бы более плодотворной, если бы в ней более активно участвовали классные руководители и родители. В школе проводятся различные беседы, классные часы, на патриотические темы,  но они не связаны с профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних, они занимают свободное время учащихся, но не являются средством преодоления негативных интересов и отклонений в поведении.

Информация о работе Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учрежде