Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа
Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70
Реализация педагогических технологий в педагогическом процессе предполагает использование соответствующих форм организации деятельности:
1) В зависимости от методов воспитания:
- словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, ученические газеты);
- практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники);
- наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды).
Также для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа может осуществляться на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике [26, c.81-83].
Так же эффективность патриотического воспитания зависит от организации внеклассной работы и форм ее проведения. Задачами внеклассной работы по патриотическому воспитанию школьников должно быть: воспитание нравственных качеств, воспитание гуманизма, культуры поведения, толерантности и т.д.
Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу [28, c.93].
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием можно понимать процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Можно сделать общий вывод, что воспитание у подростков патриотизма, готовность в случае необходимости беззаветно её защищать - это продукт учебно-воспитательного процесса в целом.
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении
2.1. Диагностика
уровня сформированности
Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
В первой главе мы рассмотрели характеристику проблемы патриотического воспитания, на основе этого мы пришли к выводу о том, что формирование патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении у несовершеннолетних с девиантным поведением особенно необходимо, так как именно в этом возрасте происходит изменение взглядов и позиций, становление определенной жизненной позиции и собственного мнения, но в школах не всегда на достаточно высоком уровне ведется работа в данном направлении.
Для выявления сформированности чувства патриотизма у подростков склонных к девиантному поведению, было проведено экспериментальное исследование на базе МКОУ « Средняя общеобразовательная школа №2» г. Шадринска. В исследовании принимали участие учащиеся 6 «В» класса в возрасте 12-13 лет в количестве 25 человек. За период проведения исследования было задействовано 46 человек, в их числе социальный педагог и родители учащихся.
Цель нашего эмпирического исследования – изучение работы социального педагога по проблеме профилактики девиантного поведения несовершеннолетних через организацию патриотического воспитания.
Задачами эмпирического исследования являются:
Наше экспериментальное исследование проходило по трем направлениям:
На первом этапе диагностического исследования нами был проведен анализ документации социального педагога.
Неотъемлемой частью работы социального педагога является ведение документации. Процесс ведения документации – это своеобразная памятка, напоминание о существующих проблемах, тех целях, которые поставлены для их разрешения. Ведение документации необходимо для оказания непосредственной помощи.
К основным документам социального педагога по планированию относятся следующие:
Нами была проанализирована следующая документация работы социального педагога за текущий учебный год в данном общеобразовательном учреждении:
1. Нормативно - правовое обеспечение социального педагога (Конвенция ООН о правах ребенка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», закон РФ «Об образовании», Уголовный кодекс, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях»);
2. Перспективный, календарный план работы на год;
3. Журнал индивидуальной профилактической работы (с родителями, с учащимися);
4. Работа с семьями входящими в «группу риска»;
5. Социальный паспорт по классам;
6. Учет работы социального педагога;
7. Циклограмма и график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;
8. Журнал входящей и исходящей документации.
Таким образом, проведя анализ документации социального педагога в школе, мы пришли к выводу о том, что социальный педагог ведет достаточно большой объем документации, основную часть которой составляют документы, содержащие сведения о дезадаптированных подростках данной школы, а также информацию о работе социального педагога с данной категорией школьников. Поле его деятельности в школе достаточно обширно и имеет свои особенности. Во-первых, вырабатывается единство действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; во-вторых, уточняются приоритетные направления, решения, этапы деятельности и сроки реализации этих решений.
За год социальный педагог запланировал провести индивидуальные консультации, встречи с подростками, имеющими отклонения в поведении разных классов по решению различного рода вопросов, что закреплено в плане социального педагога на неделю и месяц, рассмотреть обращения учащихся, учителей, родителей для разрешения поставленных проблем.
Также социальный педагог данного образовательного учреждения исследует социум, окружающий ребенка, его семью, воспитательно-образовательное учреждение. Привлекает различные учреждения, организации, общественные и частные структуры к взаимодействию в целях расширения жизненного пространства ребенка, его воспитания и социализации. Социальный педагог оказывает помощь педагогическому коллективу. Он консультирует педагогов, помогает им понять ребенка и проблемы детских коллективов, найти пути их разрешения. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях воспитательно-образовательной системы определяет его функциональные обязанности.
По патриотическому
воспитанию социальный педагог
также ведет документацию, в которой
отражены все запланированные
и проведенные мероприятия. Так
в плане работы на год, социальным
педагогом было запланировано
проведение мероприятий
Изучение документации социального педагога показало, что на учете внутришкольной комиссии состоит 2 человека, в ПДН состоит 1 человек. Данные учащиеся 6 класса зачастую пропускают занятия, отказываются от обучения, наблюдаются уходы из дома и неуважительное отношение с учителями и родителями.
Таким образом, мы видим, что социальный педагог проводит работу в школе с учащимися по разным направлениям, уделяет большое внимание проведению различных мероприятий, направленных на профилактику отклонений в поведении несовершеннолетних, привлекает к своей работе родителей и учителей школы. Формированию патриотических чувств несовершеннолетних, отводится значительное место, однако профилактика девиантного поведения несовершеннолетних через организацию патриотического воспитания в данном общеобразовательном учреждении практически не осуществляется.
Так же нами была проведена беседа с социальным педагогом.
Цель беседы – выяснение количества учащихся с девиантным поведением в данном классе и уровня сформированности у них знаний на патриотическую тему.
В ходе беседы с социальным педагогом, нами были заданы вопросы (Приложение 1).
Нами были получены следующие ответы на поставленные вопросы:
Социальный педагог, отвечая на первый и второй вопрос, сказал, что в данном классе подростков с девиантным поведением 3 человека. Они подвержены таким видам отклоняющегося поведения как: прогуливание уроков, физическое насилие над сверстниками, грубость в общении с окружающими, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям и т.д.
Ответ на третий вопрос звучал следующим образом: работе по профилактике девиантного поведения учащихся уделяется достаточное внимание, путем проведения различных мероприятий, (индивидуальных и групповых бесед, тренингов, выступлениях на родительских собраниях, участие в совете профилактики школы и т.д.). По мере возможности к данной работе также привлекаются родители и учителя школы. Отвечая на четвертый вопрос социальный педагог сказал, что к сожалению профилактика девиантного поведения несовершеннолетних через организацию патриотического воспитания практически не осуществляется.
Социальный педагог, отвечая на следующий вопрос, сказал, что патриот в его понимании – это человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Ответ социального педагога на шестой вопрос позволил нам сделать вывод о том, что данную работу необходимо проводить с раннего детства и для большего привлечения детей к этому вопросу необходимо использовать более интересные формы и методы. Анализ ответа на седьмой вопрос позволил сделать нам следующий вывод: ребята не достаточно информированы в вопросах патриотизма, в результате чего не очень заинтересованы в проведении мероприятий по патриотическому воспитанию. Из ответа на восьмой вопрос мы узнали, что работа в данном направлении ведется, но она была бы более плодотворной, если бы в ней более активно участвовали классные руководители и родители. В школе проводятся различные беседы, классные часы, на патриотические темы, но они не связаны с профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних, они занимают свободное время учащихся, но не являются средством преодоления негативных интересов и отклонений в поведении.