Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа
Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70
Таким образом, проанализировав результаты контрольного исследования, можно сделать вывод, что проект является эффективным, так как поставленные цели и задачи были успешно выполнены. Реализация проекта позволила нам сделать вывод, что вопрос по проблеме патриотического воспитания у подростков очень важен. Правильно подобранные формы и методы работы могут использоваться не только при формировании патриотического сознания, но и при профилактике различных отклонений в поведении.
Заключение
Патриотизм – (от греч patris – родина, отечество, patriots - соотечественник), любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное явление, объединяющее в своем содержании культурно-исторический, военно-исторический, духовно-нравственный, правовой, военно-технический, физический, психический и профессионально - деятельностный компоненты. Кроме того, являясь этапом развития личности, ее духовного самовыражения, патриотизм характеризует высокий уровень ее социализации.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе – сложный управленческий и технологический процесс. Все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены и дополняют друг друга. Патриотическое воспитание, обладая определенной спецификой, образует собственную систему. Система патриотического воспитания – это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотическое воспитание – актуальная тема на сегодняшний день. В то время как наше телевидение показывает фильмы ужасов, боевики, где рекой льется человеческая кровь, киномистификация и другие аморальные, антиобщественные фильмы, которые негативно действуют на молодые души, мы удивляемся: откуда у молодежи, особенно у подростков, склонность к правонарушениям, агрессивность, переходящая в дикую жестокость, не уважение к старшим.
В патриотическом воспитании подростков, учитывая их возрастные особенности, в учебной и внеурочной деятельности эффективно применение активных форм и методов (эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, убеждение, рефлексия, дискуссия, реферирование, использование видео - и иллюстративных материалов, работа с первоисточниками, интернет - ресурсами, решение проблемных заданий на интегрированных уроках, уроках обобщения, размышления, обсуждения, коллективные творческие дела, интерактивные игры и др.). Они направлены на одновременное формирование системы патриотических знаний, взглядов и убеждений, включение в доступный возраст личностно и социально-значимую деятельность. С целью повышения эффективности воспитания патриотизма у подростков воспитательная работа должна носить активный (поведенческая, интеллектуальная, вербальная, невербальная активность), систематический, осознанный (в форме сотрудничества – в игре, учении, труде) характер. Участие подростков в разнообразной по содержанию, форме и видам групповой, коллективной деятельности ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, социальной адаптации, помогает определять линию поведения, жизненные принципы, снизить уровень девиантного поведения.
Результаты проведенного исследования дают основания говорить об определенном вкладе социально педагогической деятельности в развитие патриотического воспитания подростков, в том числе, в процессе внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к патриотическим ценностям, но оно решает только часть выявленной научной проблемы.
Список используемой литературы
Приложение 1
Беседа с социальным педагогом
Цель – выяснение количества учащихся с девиантным поведением в данном классе и уровня сформированности у них знаний на патриотическую тему.
Вопросы:
Приложение 2
Опросник «Отношение к патриотизму» (автор Н.Г.Зеленова) для учащихся 6 класса
Цель - оценка патриотического воспитания у учащихся подросткового возраста МКОУ «Средней общеобразовательной школы №2» г. Шадринска.
Вопросы:
1. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, что для вас Родина?»
2. Что, по вашему мнению, подразумевается под выражением "любить Родину?»,
3. Чем может гордиться моя страна?
4. Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?
5. Что, по вашему мнению, вы можете как школьник, сделать для своей страны?
6. Любите ли вы смотреть фильмы и читать книги о важных исторических событиях и датах в истории нашей страны?
7. Каких героев нашей Родины вы знаете?
Спасибо за ответы, нам очень важно знать ваше мнение!
Приложение 3
Опросник «Участие в мероприятиях патриотического характера»
Цель - определить, какие мероприятия проводятся для учащихся по данному направлению.
Вопросы:
1. Охотно ли Вы принимаете участие в мероприятиях патриотической направленности?
2. Назовите, пожалуйста,
мероприятия патриотического
3. Как часто с вами проводятся мероприятия подобного рода?
4. Назовите школьные
предметы, где вас знакомят с
героическим прошлым нашей
5. Принимают ли
участие в школьных
Приложение 4
Анкета
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие в обсуждении проблем патриотического воспитания у детей подросткового возраста. Целью данного анкетирования является - выявление степени заинтересованности родителей в получении их детьми знаний на патриотическую тему, и основ патриотического воспитания, закладываемых ими детям в семье.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
1. Есть ли в Вашем доме семейные традиции? (нужное обведите кружком)
А) Да;
Б) Нет.
2. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города, других городов? Если нет, то почему? (нужное обведите кружком, при необходимости допишите свой ответ)
А) Да;
Б) Нет, потому что___________________________
3. Что Вы
понимаете под термином «
А) воспитание любви к Родине;
Б) воспитание уважения к старшему поколению;
В) воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
Г) знание истории своей страны;
Д) другое________________________
Е) затрудняюсь ответить.
4. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания? (нужное обведите кружком)
А) Да;
Б) Нет.
5. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? (нужное обведите кружком)
А) Да;