Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учрежде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

VKRKA1 (1).docx

— 432.30 Кб (Скачать файл)

Таким образом, проанализировав результаты контрольного исследования, можно сделать вывод, что проект является эффективным, так как поставленные цели и задачи были успешно выполнены. Реализация проекта позволила нам сделать вывод, что вопрос по проблеме патриотического воспитания у подростков очень важен. Правильно подобранные формы и методы работы могут использоваться не только при формировании патриотического сознания, но и при профилактике различных отклонений в поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Патриотизм – (от  греч patris – родина, отечество, patriots - соотечественник), любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их  интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное явление, объединяющее в своем содержании культурно-исторический, военно-исторический, духовно-нравственный, правовой, военно-технический, физический, психический и профессионально - деятельностный компоненты. Кроме того, являясь этапом развития личности, ее духовного самовыражения, патриотизм характеризует высокий уровень ее социализации.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе – сложный управленческий и технологический процесс. Все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены и дополняют друг друга. Патриотическое воспитание, обладая определенной спецификой, образует собственную систему. Система патриотического воспитания – это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотическое воспитание – актуальная тема на сегодняшний день. В то время как наше телевидение показывает фильмы ужасов, боевики, где рекой льется человеческая кровь, киномистификация и другие аморальные, антиобщественные фильмы, которые негативно действуют на молодые души, мы удивляемся: откуда у молодежи, особенно у подростков, склонность к правонарушениям, агрессивность, переходящая в дикую жестокость, не уважение к старшим.

В патриотическом воспитании подростков, учитывая их возрастные особенности,  в учебной и внеурочной деятельности эффективно применение  активных форм и методов (эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, убеждение, рефлексия, дискуссия, реферирование, использование видео - и иллюстративных материалов, работа с первоисточниками, интернет - ресурсами, решение проблемных заданий на интегрированных уроках, уроках обобщения, размышления, обсуждения, коллективные творческие дела, интерактивные игры и др.). Они направлены на одновременное формирование системы патриотических знаний, взглядов и убеждений, включение в доступный возраст личностно и социально-значимую деятельность. С целью повышения эффективности воспитания патриотизма у подростков воспитательная работа должна носить активный (поведенческая, интеллектуальная, вербальная, невербальная активность), систематический, осознанный (в форме сотрудничества – в игре, учении, труде) характер. Участие подростков в разнообразной по содержанию, форме и видам групповой, коллективной деятельности ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, социальной адаптации, помогает определять линию поведения, жизненные принципы, снизить уровень девиантного поведения.

Результаты проведенного исследования дают основания говорить об определенном вкладе социально педагогической деятельности в развитие патриотического воспитания подростков, в том числе, в процессе внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к патриотическим ценностям, но оно решает только часть выявленной научной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст] / учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / Г.С.Абрамова - М .: Издательский центр «Академия», 2000 - 662 с.
  2. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.А.Агапова, М.А. Давыдова – М.: Академ, 2002 – 316 с.
  3. Алексеев Н.Г. Развитие положительных качеств личности подростков в школе [Текст] / учебное пособие / Н.Г. Алексеев // Народное образование, 2009. – 368 с.
  4. Беспятова Н.К. Патриотическое воспитание детей и подростков [Текст] / Н.К.Беспятова -  М.: Владос,  2006 - 327 с.
  5. Болотова В. А. Воспитание гражданина [Текст] / В. А. Болотова // Открытая школа. - 2000 - №6. - 39 с.
  6. Борисов, А.С. Воспитываем патриотов России [Текст] / учебное пособие / А.С. Борисов // Народное образование, 2008.  – 268 с.
  7. Быков А.К. Педагогика. Проблемы  патриотического  воспитания [Текст]  /  А.К. Быков - СПб.: Питер,  2006 - 264 с.
  8. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи [Текст] А.К.Быков // Педагогика, 2010 - №9. – 87 с.
  9. Гасанов  З.Т. Патриотическое воспитание граждан [Текст] / учебное пособие для студентов педагогических вызов / З.Т. Гасанов // Народное образование. – 2005 - № 6. –64 c. 
  10. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения [Текст] / уч. пос. / Я.Гилинский, В.Афанасьев - СПб, 1993 – 234 с.
  11. Гиля С.С., Морозова О.В. Наркотики: Проблемы организации профилактической работы в молодежной среде: Материалы, исследования, тезисы [Текст] / Под ред. С.С.Гиля, О.В.Морозовой. — Омск, 2000 – 306 c.

 

  1. Гладилина И.Н. Технологии гражданско - патриотического воспитания в  общеобразовательной школе [Текст] / И.Н.Гладилина // Воспитание школьников, 2007 - №9. - 78 с.
  2. Даведьянова Н.С. Педагогические теории и технологии. Часть I: Теория и методика воспитания. Сциальная педагогика [Текст] / Учеб.-метод. пособие для студентов педагогических вузов / Н.С. Даведьянова. - Владимир: ВГПУ, 2006. - 272 с.
  3. Данилюк А.Я Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения [Текст] / А.Я. Данилюк, - М.: Просвещение, 2009 – 310 с.
  4. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / И.В. Дубровина. - М.:, 1987 – 341 с.
  5. Дедков Е.Д.,  Диденкус Е.Г. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков [Текст] / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. - Челябинск: изд-во «Речь», 1985 - 234 с.
  6. Дьяченко Н.К. Возрождение патриотических ценностей в процессе обучения сегодняшней школы [Текст] / Н.К. Дьяченко // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2006 - №6. – 91 с.
  7. Ефремова, Г.Н. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Кандидатская диссертация / Г.Н. Ефремова //Воспитание школьников. – 2010 - № 8 – 87 c.
  8. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения [Текст] / Учебное пособие / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр Академия, 2004 – 288 с. 
  9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг // Вопросы психологии. - 1998 - № 5. - 145 с.

 

  1. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] / учебное пособие по педагогике / В.А.Кобылянский// Педагогика. – 2008. - №5 – 102 с.
  2. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка [Текст] / В.П. Кондрашенко. – Минск: Беларусь, 1988 – 204 с.
  3. Криворотов Д.А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспиатния и реализация его функций диссертация ... кандидата пед наук : 13.00.01 [Текст] / Д. А. Криворотов. - Нижневартовск. - 2005 - 244 с.
  4. Кривых С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых. -  Новокузнецк, 2002 - 287 с.
  5. Кукушин В.С. История  становления патриотизма в России [Текст] /  учебник по истрии России / В.С. Кукушин // История образования. - 2011 - 124 c.
  6. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст] / Н.В.Мазыкина // Воспитание школьников. - 2002 - № 6. - 75 с.
  7. Макшанцев Н.В. Отклонения в поведении подростков [Текст] / Н.В.Макшанцев // Социология. – 1991 - № 4. – 179 с.
  8. Мусс, Г.Н. Патриотическое воспитание подростка во внеурочной деятельности: диссертация …кандидата педагогических наук: специальность 13.00.01 [Текст] / Г.Н. Мусс - Оренбург. - 2008 - 199 с.
  9. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе [Текст] / В.М. Лизинский – М.: Просвещение, 2002. - 463 с.
  10. Никитина, И.С. Подростковый патриотизм [Текст] / учебное пособие по педагогике / И.С. Никитина // Педагогика личности.- 2009 – 341 c.
  11. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? [Текст] / О.С.Осипова // Социс. – 1998 - № 9. –112 с.
  12. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения [Текст] / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 1997. – № 4. – 235 с.
  13. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / Л.Б.Поливанова // Вопросы психологии - № 5. – 1992 – 264 с.
  14. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Основные формы девиантного поведения [Текст] / В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 1999 – 216 с.
  15. Ряхов Д.Г. Историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспитания в образовании [Текст] / Д.Г.Ряхов // Среднее профессиональное образование. – 2007 - №6. – 102 с.
  16. Семенов Г.З. [Текст] / практическое пособие по психологии детей и подростков / Г.З. Семенов //  Журнал «Философский справочник». – 2009 – 412 с.
  17. Слипченко Ф.Ф.  Профессия - гражданин России: как воспитать патриота [Текст] /  Ф.Ф. Слипченко //  Народное образование. - 2010 - №4.- 165 с.
  18. Ткачкова Е.Н. Исследование генезиса подросткового возраста [Текст] / практическое пособие / Е.Н.Ткачкова // Семья и школа. - 2011 - №3. – 123 с.
  19. Ушаков, Д.Н. Патриотическое воспитание подростков [Текст] / учебное пособие по обществознанию для студентов 1-2 курсов педагогических вузов / Д.Н.Ушаков // Педагогика. - 2010 – 183 с.
  20. Шалыгин, С.В. Патриотическое воспитание подростков [Текст] / С.В.Шалыгин // Народное образование. – 2010 - 300 с.
  21. Шевченко, С.К. Патриотическое воспитание подростков [Текст] / С.К.Шевченко // История образования.- 2008 - 298 с.

 

  1. Шептенко П.А. Введение в специальность социального педагога [Текст] / Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.А. Шептенко. Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Барнаул: БГПУ, 2004 – 276 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Беседа с социальным педагогом

 

Цель – выяснение количества учащихся с девиантным поведением в данном классе и уровня сформированности у них знаний на патриотическую тему.

Вопросы:

  1. Прослеживаются ли у несовершеннолетних отклонения в поведении?
  2. Каким видам девиантного поведения подвержены несовершеннолетние?
  3. Какая работа ведется по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних?
  4. Используете ли вы средства патриотического воспитания в профилактике девиантного поведения подростков?
  5. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «патриот»?
  6. Как  Вы считаете, с какого возраста необходимо проводить работу по патриотическому воспитанию?
  7. Достаточно ли информированы дети в вопросах патриотизма?
  8. Участвуют ли педагоги и родители в работе по профилактике девиантного поведению через организацию патриотического воспитания?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Опросник «Отношение к патриотизму» (автор Н.Г.Зеленова) для учащихся 6 класса

 

Цель - оценка патриотического воспитания у учащихся подросткового возраста МКОУ «Средней общеобразовательной школы №2» г. Шадринска.

Вопросы:

1. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, что для вас Родина?»

2. Что, по вашему мнению, подразумевается под выражением "любить Родину?»,

3. Чем может гордиться моя страна?

4. Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?

5. Что, по вашему мнению, вы можете как школьник, сделать для своей страны?

6. Любите ли вы смотреть фильмы и читать книги о важных исторических событиях и датах в истории нашей страны?

7. Каких героев нашей Родины вы знаете?

 

Спасибо за ответы, нам очень важно знать ваше мнение!

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Опросник «Участие в мероприятиях патриотического характера»

Цель - определить, какие мероприятия проводятся для учащихся по данному направлению.

Вопросы:

1.  Охотно ли Вы принимаете участие в мероприятиях патриотической направленности? 

2.  Назовите, пожалуйста, мероприятия патриотического характера?

3.  Как часто  с вами проводятся мероприятия  подобного рода?

4. Назовите школьные  предметы, где вас знакомят с  героическим прошлым нашей Родины?

5. Принимают ли  участие в школьных мероприятиях, посвященных патриотическому воспитанию, ваши родители вместе с вами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Анкета

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам принять участие в обсуждении проблем патриотического воспитания у детей подросткового возраста. Целью данного анкетирования является - выявление степени заинтересованности родителей в получении их детьми знаний на патриотическую тему, и основ патриотического воспитания, закладываемых ими детям в семье.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

    1.   Есть ли в Вашем доме семейные традиции? (нужное обведите кружком)  

А) Да;

Б) Нет.    

    2.  Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города, других городов? Если нет, то почему? (нужное обведите кружком, при необходимости допишите свой ответ)  

          А) Да;

          Б) Нет, потому что_________________________________________                                                                       

     3.  Что Вы  понимаете под термином «патриотическое  воспитание»? (нужное    обведите кружком, при необходимости допишите свой вариант)

          А) воспитание любви к Родине;     

          Б) воспитание уважения к старшему поколению;     

          В) воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

          Г) знание истории своей страны;

          Д) другое_________________________________________________

          Е) затрудняюсь ответить.

      4.  Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания? (нужное обведите кружком)

           А)  Да;

 Б)  Нет.

     5.  Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? (нужное обведите кружком)

А) Да;

Информация о работе Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учрежде