Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа
Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70
Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психо-биологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют особенности характера. Знать характер подростка – значит знать те существенные для него черты, которыми определяет его поведение. В характере закрепляются привычные мотивы поведения, наиболее значимые для подростка отношения к окружающей действительности, другим людям и самому себе. Каждому подростку присущи одни черты и несвойственные другие. Черта, представленная у разных подростков, проявляется по-разному – у кого-то ярко, у кого-то слабо. Когда отдельные черты чрезмерно усилены, «заострены» говоря об акцентуациях характера.
К отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать [32, c.52].
В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Гораздо реже исследуются причины и условия формирования этих девиаций. Расширение области диагностики (объекты, предметы) влечет за собой определенные трудности при создании универсальных методик, способных отвечать сразу на все вопросы: Имеет ли место девиация? Какой тип девиантного поведения диагностируется? Каковы причины, его вызывающие? В каких ситуациях оно проявляется? и др.
Подростковый и юношеский возраст считается трудным для воспитания, хотя эти трудности могут быть предупреждены, если воспитатели знают подростка, семью, знает характер затруднений, возникающих в его развитии.
Для девиантных подростков характерны пробелы в знаниях, извращенное представление о нравственных нормах, выражающееся в ложном героизме, товариществе, основанном на круговой поруке, инфантилизме, сопровождающемся равнодушием к острым социальным проблемам и внутри коллективной жизни. Все это осложняет отношение подростка с окружающими, противопоставляет его коллективу, самым близким людям. В результате деформируются отношения личности [34, c.71].
Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанника.
Таким образом, особенности детей и подростков с девиантным поведением таковы, что они часто не имеют никакого опыта в патриотическом воспитании, так как школу не посещали, либо посещали редко и, значит, патриотическая работа с ними вообще не велась, или проводилась без системы. Эта работа, безусловно, актуальна именно среди подростков девиантов. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов патриотического воспитания.
1.3. Формы и методы работы социального педагога по вопросам патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении
Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда.
Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.
Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.
В учреждениях общего среднего образования патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения Отечеству, его защиты. В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей и особенностей поведения.
Организация и руководство патриотическим воспитанием в школе - одна из главных задач общего среднего образования [2, c.46-47].
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования на современном этапе можно определить следующие:
Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, человека. Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться, как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.
Патриотическая работа с учащимися во внеурочное и внешкольное время также благотворно влияет на заинтересованность подростков. Успех внеклассного мероприятия зависит от высокого идейно-политического смысла и общественно - полезной направленности. На мероприятиях ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города. Организуются встречи с ветеранами воин и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений [17, c.58].
Работа социального педагога с учащимися.
Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Одной из таких проблем можно назвать отклоняющееся от норм поведение. Работа социального педагога с такими детьми направлена на снижение уровня девиантного поведения. Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие.
С целью предупреждения отклонений в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получившей название профилактика [43, c.34].
Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.
Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.
Общая профилактика
Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п. [13, c. 72-75].
На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума. Суть профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.
Для того чтобы «срабатывали» меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия. Это воздействие может выступать в различных формах. Одной из таких форм работы с подростками девиантного поведения и является развитие патриотических качеств, подавляющих различные проявления отклоняющегося поведения детей [11, c.73-74].
В процессе патриотического воспитания подростков следует опираться на особенности этого возраста. Если выделить общей задачей воспитания частную задачу патриотического воспитания, она будет связана с необходимостью научить подростка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у него есть определенные обязательства, научить действовать, оценивая реальную социально-экономическую и политическую обстановку, проявляя неравнодушие к существующим проблемам и желая изменить ситуацию в лучшею сторону, научить выполнять обязанности при этом, контролируя свое поведение.
Социальный педагог может приобщать учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививать любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города через:
- тематические беседы;
- экскурсии по родному краю;
- выпуск стенгазеты;
- кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;
- ученический театр;
- конкурсы художественной
- тематические воспитательные часы, вечера.
Сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей [23, c. 66-67].
Знания, получаемые учащимися на занятиях, выходят за рамки школы, становятся для них духовными ориентирами, нравственными ценностями и идеалами. Занятия способствуют пониманию учащимися такой истины, как неотделимость их семьи, их судьбы от судьбы России.
При выборе организационных форм и методов работы социального педагога по воспитанию патриотизма у школьников необходимо опираться на разработки современных исследователей в этой области О.Ю. Ивановой (Технологии формирования ориентаций на ценности гражданского общества), Л.Н. Котруца (Технологии формирования патриотического сознания), А.А. Куделич (Технологии формирования ценностных ориентаций нравственно-патриотической направленности), И.В. Ульянова (Технологии формирования смысложизненных ориентаций). Можно выделить следующие педагогические технологии формирования ценностных ориентаций патриотической направленности школьников: