Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа
Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70
Цель проекта: Совершенствование системы формирования патриотических качеств у подростков в общеобразовательном учреждении и профилактика возможного проявления отклоняющегося поведения.
Задачи проекта:
2. Проведение комплекса
мероприятий нестандартной
3. Привлечение родителей и педагогического коллектива к мероприятиям, направленным на формирование патриотических качеств у подростков;
4. Закрепление
у учащихся чувства
Нормативно – правовое обеспечение проекта:
Этапы достижения цели проекта:
1 этап – информационный
– ознакомление
2 этап – основной –
организация и проведение
3 этап – заключительный – анализ и оценка проделанной работе, определение ее эффективности, подведение итогов, обсуждение проблем, возникших в ходе реализации проекта и определение путей их решения.
Целевая аудитория: учащиеся 6 класса в количестве 25 человек, родители, социальный педагог и педагогический коллектив.
База реализации проекта: МКОУ «СОШ№2» г. Шадринск
Сроки реализации проекта: 2014 - 2015г.г.
Новизна проекта заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик, по оценке качества патриотического воспитания.
Мероприятия |
Цель |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 этап - информационный | |||
1. Круглый стол с целью ознакомления по реализации проекта с повесткой дня «Патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения». |
Определение необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на решение данной проблемы. |
Сентябрь |
Педагогический Совет, автор проекта |
2. Разработка листовок для информирования родителей о предстоящей работе в данном направлении. |
Ознакомление родителей с предстоящей работой и привлечение их к сотрудничеству. |
Сентябрь |
Социальный педагог, автор проекта |
3.Лекция с презентацией для учащихся с целью информирования о проведении мероприятий. |
Ознакомление учащихся с предстоящей работой. |
Сентябрь |
Социальный педагог, автор проекта |
4. Виртуальное путешествие-игра
5. Игра по подгруппам « Кто такой патриот».
|
Стимулирование учащихся на совместную работу.
Определение понимания у подростков кто такой «патриот». |
Октябрь |
Классный руководитель, автор проекта |
6. Конкурс рисунков и фото - коллаж на тему: « Моя Родина». |
Формирование понятия «Родина» через художественную деятельность. |
Ноябрь |
Учитель ИЗО, автор проекта |
| |||
7. «Своя игра» на тему – Я знаю Конституцию РФ. |
Декабрь |
Учитель обществознания | |
8. «Дети блокады». Библиотечный урок.
|
Привлечение подростков к чтению книг об исторических событиях. |
Декабрь |
Библиотекарь, автор проекта |
9. Организация показа и обсуждение отрывков из научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы. |
Закрепление понимания подростков что такое «патриотизм» через показ фильмов. |
Январь |
Социальный педагог |
10. Конкурс мини-сочинений «Школа-часть малой Родины». |
Определить какое место в жизни подростков занимает школа, считают ли они ее вторым домом. |
Февраль |
Учитель русского языка |
11. Соревнования «Богатырская наша сила». |
Привлечь подростков к формированию качеств мужественности и ответственности. |
Март |
Учитель физической культуры |
12. Занятие-диалог «Как поступишь ты?» |
Формирование сознания у учащихся ответственности за свои поступки перед обществом. |
Март |
Автор проекта |
13. Акция «Здесь живёт ветеран войны». |
Посещение ветеранов войны. |
Апрель |
Социальный педагог, автор проекта |
14. «Мой герой» - дискуссия. |
Расширение представлений подростков о понятии «подвиг». Формирование потребности у подростков в проявлении лучших их качеств на пользу обществу. |
Апрель |
Классный руководитель, автор проекта |
15. Акция ко дню 9 мая « 70 теплых слов ветерану». |
Выявление навыков доброжелательного и уважительного отношения к ветеранам. |
Май |
Классный руководитель, автор проекта |
16. Участие в митинге, посвящённом Дню Победы. |
Приобщение подростков к участию в памятном дне. |
Май |
Классный руководитель, родители, автор проекта |
3 этап - заключительный | |||
17. Круглый стол «Тепло родного очага». |
Подведение итогов, оглашение результатов проделанной работы с привлечением учащихся и родителей. |
Май |
Социальный педагог, классный руководитель, автор проекта |
Временные ресурсы: Проект рассчитан на один год. Мероприятия целесообразно проводить раз в месяц.
Ожидаемые результаты:
- Повысить уровень сформированности патриотического воспитания;
- С помощью комплекса
мероприятий снизить
- Вовлечение родителей в работу по патриотическому воспитанию.
Опытно – экспериментальный проект «Мы – часть нашей страны!» был реализован на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Шадринска. В реализации проекта принимали участие учащиеся 6 «В» класса, в количестве 25 человек, родители учащихся и педагогический коллектив. Проект реализовывался на базе учреждения в период с сентября 2014 по май 2015 года.
С целью определения эффективности реализации проекта нами был проведен контрольный этап исследования. Этап включал в себя проведение тех же методик, что и на этапе диагностики:
На первом этапе контрольного исследования нами была проведена беседа с социальным педагогом, с целью определения результативности реализации проекта. Нами был предложен перечень вопросов, направленных на определение эффективности проделанной работы по данному направлению (Приложение 5).
Беседа с социальным педагогом показала, что нам удалось успешно провести комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию. Данные мероприятия позволили привлечь к работе с подростками педагогический коллектив и родителей. Социальный педагог отметил, что патриотическому воспитанию подростков стало уделяться большее внимание, проводимые мероприятия стали более разнообразными и нетрадиционными. Что касается профилактики девиантного поведения подростков, здесь социальный педагог отметил, что мероприятия по данному направлению, в значительной степени помогли в решении данной проблемы. Ребята, у которых имелись отклонения в поведение, стали более активно участвовать в мероприятиях, положительно реагировали на предложение участвовать с остальными одноклассниками. Социальный педагог сказал, что мероприятия по патриотическому воспитанию необходимо проводить чаще, так как такие мероприятия положительно влияют на формировании сознания, мировоззрения, уважительного отношения к взрослым. Анализ беседы с социальным педагогом показал, что проект был успешно реализован, так как все цели и задачи, поставленные нами, были успешно выполнены. Социальный педагог отметил, что мероприятия из нашего проекта положительно повлияли на подростков с девиантным поведением, ребята стали более открыты в общении, проявляли уважительное отношение, не допускали грубости в общении со старшими, активно принимали участие в проводимых мероприятиях со всеми одноклассниками. У подростков повысилась заинтересованность в патриотических темах, многие открыли для себя новые качества, такие как гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению, отзывчивость.
Так же было отмечено, что данный проект изменил взгляд на работу по патриотическому воспитанию подростков, в том числе и подростков с девиантным поведением, так как нами были предложены инновационные методы работы с учащимися, которые в дальнейшем будет использовать в своей работе социальный педагог. Социальный педагог отметил положительные результаты в реализации проекта, из них в первую очередь, то что данные мероприятия можно проводить в целях профилактики девиантного поведения, и конечно же то, что родители проявили активное участие.
На данном этапе нами так же был проведен анализ документации социального педагога. Социальный педагог включил в свои планы работ мероприятия по патриотическому воспитанию. Мероприятия предполагается проводить чаще, и они не будут ограничены обычными общешкольными лекциями. Многие мероприятия из нашего проекта, социальный педагог внес в свои планы на дальнейшую работу.
Далее нами было проведено повторное тестирование учащихся 6 «В» класса. Для повторного тестирования мы использовали тот же тест что и изначально, - «Отношение к патриотизму». По окончании тестирования нами были получены следующие результаты:
На вопрос «Что для вас Родина?», 85% учащихся стали рассматривать Родину в более широком значении, и только 15% ответили, что Родина для них – место, где они родились.
Рис.1 «Что для вас Родина?»
На вопрос «Что значит любить Родину?», 100% ответили, что любовь к Родине – это высокое чувство гордости за свою страну. Подростки с девиантным поведением на данный вопрос ответили так: «Любить Родину это значит чувствовать единство со своей страной, умение уважать людей и прийти на помощь.
Отвечая на вопрос: «Каких героев нашей Родины вы знаете?», ребята назвали героев Великой Отечественной войны, воинов интернационалистов Афганистана и Чечни, так же они назвали некоторых ветеранов поименно.
На вопрос «Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?» мы получили следующие ответы: 80% учащихся испытывают чувство гордости за свою Родину, уважают старшее поколение и только 20% опрошенных учащихся не испытывают никаких чувств.
Рис.2 «Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?»
На вопрос: «Что я могу как школьник, сделать
для своей страны?» ребята перечислили
следующее: уважать старших, беречь природу,
сажать деревья, чтить память предков,
помогать ветеранам и многое другое.
Вопрос: «Любите ли вы смотреть фильмы и читать книги о события нашей страны?». Результаты: 55% опрошенных предпочитают просмотр фильмов на исторические темы, считают, что данные фильмы поучительны и интересны; 15% - предпочитают чтение книг о событиях тех времен; 25% - стараются совмещать чтение книг и просмотр фильмов; и только 5% - учащиеся, которым не интересны фильмы и книги данного содержания.
Рис.3 «Любите ли вы смотреть фильмы и читать книги о события нашей страны?»
На вопрос, «Чем может гордиться моя страна?», подростки ответили так: «Моя страна может гордиться своей природой, своим народом, своими традициями, героями войн, а также достижениями своего народа в различных областях.
Полученные нами ответы, дают основания полагать, что у подростков 6 класса, стало более сформировано представление о патриотизме, большинство стали рассматривать Родину в более широком смысле, что составило 80% учащихся, учащиеся интересоваться историей своей страны, смотреть исторические поучительные фильмы. Для многих понятие патриотизм стало звучать со смыслом, учащиеся стали проявлять такие качества как гордость за свою Родину, уважение к историческому прошлому своей страны.
После проведения тестирования, нами так же были заданы вопросы по поводу участия в мероприятиях патриотического характера. Мы задали учащимся следующие вопросы:
Учащиеся ответили так: «Нам очень понравились мероприятия, в которых мы участвовали, они помогли нам узнать много нового о своей стране, об истории и традициях, мы научились сплоченно работать, помогать друг другу, стали ценить помощь старших и относиться уважительно к их советам. Мы бы хотели, чтобы такие мероприятия с нами проводились намного чаще, так как они очень интересные и разнообразные. Подростки с отклоняющимся поведением так же дали положительные ответы на поставленные нами вопросы. Они стали менее агрессивно реагировать на предъявляемые ко всем требования, активно принимали участие.
Таким образом, по полученным
результатам тестирования и
На следующем этапе повторной диагностики нами был проведен опрос с родителями. Целью опроса стало - выявление мнений по реализации проекта.
Нами было предложено 5 вопросов (Приложение 6).
В результате проведения опроса с родителями, нами были получены следующие результаты: Проведенные мероприятия очень понравились родителям учащихся 6 класса, особенно интерес вызвали такие мероприятия как акция «Здесь живёт ветеран войны» и участие в митинге 9 мая. Большинство родителей считают, что мероприятия патриотической направленности необходимо проводить во внеурочное время, так как данные мероприятия задействуют детей, помогают сформировать те патриотические качества, которые детям не были привиты в семье. Участие в таких мероприятиях вызывает интерес у учащихся и стремление к изучению истории своей Родины, семейных традиций. Данные мероприятия помогли сформировать некоторые патриотические качества, ребята стали более ответственны, более спокойны и уважительны к старшим не только в школе, но и в семье, стали проявлять большую инициативу в помощи другим людям.
Родители с таким же большим интересом, как и их дети, принимали участие в мероприятиях. Старались не игнорировать приглашения, с положительным настроем выполняли все просьбы. Так же родители считают, что работа учителей и учащихся дала заметные результаты в решении данной проблемы, учителя стали более внимательно относиться к проведению и к подготовке мероприятий. Профилактике девиантного поведения с помощью проведения мероприятий патриотического характера школьное управление стало уделяться большее внимание.
Подводя итоги проделанной работы, мы сделали вывод о том, что уровень сформированности патриотического воспитания подростков 6 «В» класса школы №2 г. Шадринска возрос. На начальном этапе у подростков был выявлен средний уровень сформированности патриотических качеств, т.е. подростки были мало информированы на данную тему, понимание понятий «патриот», «патриотизм» было неполным, к мероприятиям патриотического характера, проводимым в школе, учащиеся интереса не проявляли. Изначально, из беседы с социальным педагогом и из анализа его документации мы выяснили, что в данном классе 3 подростка с отклоняющимся поведением, профилактика проводится, но не с помощью средств патриотического воспитания. Результативность нашей работы мы отразили в диаграмме:
Рис.4 Результат:
Таким образом, в результате проведения профилактической работы, мы добились возрастания уровня интереса у подростков к патриотической теме. В ходе реализации нашего проекта, мы добились высоких результатов. У подростков сформировалось понимание патриотизма, многие из них открыли в себе патриотические качества. Мероприятия, проводимые нами с подростками, помогли раскрыться подросткам, поддерживая благоприятную обстановку в кругу сверстников, в школе. Патриотическое воспитание подростков, в том числе и подростков с девиантным поведением, способствует выработке положительных качеств личности учащихся, таких как стремление прийти на помощь, ответственность, уважительное отношение к старшим. Данные мероприятия помогли снизить проявление отклоняющегося поведения, подростки учились уважительно относиться не только к себе, но и к окружающим, проявляли участие в мероприятиях, подавляя прежнее нежелание участвовать, где-либо.
Проведя наше экспериментальное исследование, нами были определены некоторые проблемы, которые возникали в школе при проведении мероприятий на патриотические темы. Во-первых, это использование стандартных форм проведения, такие мероприятия были малоинтересны учащимся и не вызывали у них желания участвовать и узнавать для себя что- то новое. Во – вторых, мероприятия в данном направлении проводились в школе очень редко. И в – третьих, к участию в таких мероприятиях не привлекались родители. Нами были подобраны более современные и нестандартные формы проведения мероприятий, что вызвало интерес у подростков. Наши мероприятия проводились 2 раза в месяц, и мы активно привлекали родителей к участию в них. Социальный педагог отметил, что данные мероприятия благотворно сказались на формировании патриотических чувств у подростков, ребята активизировались в работе. Подростки с девиантным поведением стали более активны, снизился уровень их агрессивного поведения с учителями. В ходе проведения мероприятий мы видели, как подростки раскрываются, стараются проявлять новые для них патриотические качества. Все подростки ответственно относились к выполнению заданий и участвовали в мероприятиях с огромным интересом.