Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учрежде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

VKRKA1 (1).docx

— 432.30 Кб (Скачать файл)

10. Гордись тем, что ты  – гражданин великой многонациональной  России!

 

 

 

 

Приложение 8

Конспект мероприятия

 

Тема: «Я знаю Конституцию РФ».

Цель: формирование гражданской ответственности и правового самосознания у школьников, через применение знаний, полученных ранее, на практике.

Задачи:

1. Образовательные: создать условия для актуализации знаний о конституционных основах Российской Федерации, о человеческих ценностях; показать роль конституции РФ для государства, общества и каждого человека; формировать представление учащихся об основных правах и обязанностях граждан;

2. Развивающие: создать условия для развития умений учащихся применять и использовать знания в нестандартной обстановке и способствовать развитию коммуникативных навыков;

3. Воспитательные: воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России. Форма проведения: познавательная игра.

Предполагаемый результат: учащиеся должны знать конституционные основы Российской Федерации, основные права и обязанности граждан.

Оборудование: Конституция РФ, компьютер, мультимедийная установка.

 

 

 

 

 

 

Ход игры

 

1. Орг. момент-5 мин.

2. Пояснение правил игры-3 мин.

3. Проведение игры-35 мин.

4. Подведение итогов-2 мин.

 

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие пройдет в форме творческой игры. Мы будем говорить о главном законе Российской Федерации, о Конституции. На уроках обществознания вы уже знакомились с основами и ценностями этого закона.

Вопрос учителя: «Ребята, как вы думаете, зачем нам необходимо знать Конституцию России»?

Ответ: Для того чтобы знать свои права и обязанности, как граждане своего государства мы должны знать как устроено наше государство.

Выступление учителя:

Конституция – [лат. сonstitutio установление] – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему. Конституция Российской Федерации, которая действует до сих пор, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Правила игры: Класс делится на 3 команды. Ребятам предлагается выбрать капитана и придумать название своей команде. На экране появляется таблица, содержащая категории вопросов и очки.

 

 

 

 

 

Разминка

10

20

30

40

50

Конкурс капитанов

10

20

30

40

50

Название сказки

10

20

30

40

50

Название сказки

10

20

30

40

50

Общие знания

10

20

30

40

50

Общие знания

10

20

30

40

50

Общие знания

10

20

30

40

50


 

Команды выбирают категорию вопроса и определенные очки, по гиперссылке открывается вопрос. Вопросы задаются по очереди каждой команде. За каждый правильный ответ, ребята получают баллы, которые учитель записывает на доске. Ребята активно принимают участие, отвечая на вопросы.

По окончанию игры подводятся итоги: подсчитываются набранные очки, выдаются грамоты и ребята награждаются сладкими призами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

 

Конспект мероприятия

 

Тема: «Как поступишь ты?»

Форма проведения: диалог.

Время проведения: 40-45 мин.

Цель: формирование сознания у учащихся ответственности за свои поступки перед обществом.

Задачи:

  1. Расширение представления подростков о проявлениях патриотизма;
  2. Стимулирование оценки своих поступков;
  3. Формирование убежденности в значимости каждого поступка в жизни человека;
  4. Анализ патриотического опыта предыдущих поколений на примере пословиц  и поговорок.

Подготовительный этап:

Учащимся было предложено в течение одной минуты написать на листе бумаги любые слова. Затем выделить те, которые имеют отношение к патриотизму. По окончании работы желающие могли прочитать свой список слов, отражающий обозначенный контекст.

Слова ведущего:

  • Какой мы можем сделать вывод?
  • Прожить жизнь невозможно, не столкнувшись с нравственными проблемами. Поэтому наши мысли зачастую обращены к отношениям в семье, между друзьями, к вопросам профессионализма, жизни в коллективе и к Родине. Как вы думаете, почему?

Такая завязка позволяет подросткам самостоятельно выйти на проблему патриотизма, анализируя свои мысли и опыт. Активизируя эту мысль, педагог предлагает ученикам написать 10 прилагательных, с которыми анализируются по вышеописанному способу.

Такая работа  позволила включить подростков в исследование собственных мыслей, выявлении причинно-следственных связей, сравнение с мыслями других.

Слова ведущего:

  • Какой вывод вы  можете сделать из результатов эксперимента?
  • Верно, важное место в размышления человека занимают проблемы морали, оценки отношений и поступков. А как это воплощается в опыте поведения?

Основной этап:

  • Обратимся к вашему опыту. Выберете наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях: (возможно выполнение письменного выбора, это позволит педагогу проанализировать направленность решения учащихся)

Ситуация № 1. На воскресный вечер у Вас уже имеются планы. Однако перед выходом раздается телефонный звонок. Заболев, классный руководитель, просит Вас прийти к нему домой и забрать классный журнал, чтобы завтра он был уже на первом уроке. Какой вариант Вы выберете? Прокомментируйте свой выбор.

        1. предложу забрать завтра утром;
        2. зайду за журналом и возьму его с собой, он не тяжелый;
  1. выясню, может кто-то другой из одноклассников сможет забрать его, потом решу, как поступить;
        1. заберу сразу же и отнесу домой;
        2. откажу в помощи, объяснив причину.

Ситуация № 2. Ко Дню Победы ребята подготовили 2 мероприятия: спектакль в школе и поздравление ветеранов у них дома. Всем хотелось участвовать в спектакле. Как Вы посоветуете поступить учителю?

  1. раздать роли тем, кто уже проявил свои творческие способности;
  2. исходить только из желания учащихся;
  3. распределить роли и отправить к ветеранам учащихся тех, кто еще ни разу ни в чем не участвовал;
  4. тянуть жребий;
  5. предоставить ребятам возможность самостоятельно разделиться.

Ситуация № 3. В эту субботу состоится уборка школы и прилегающей территории. Как Вы отнесетесь к объявлению? Прокомментируйте свой выбор.

  1. обязательно буду участвовать, потому что тот, кто любит свой город, обязательно захочет сделать его чище;
  2. предложу использовать труд тех, кто не принимал участие в прошлом субботнике;
  3. найду причину, чтобы не участвовать;
  4. предложу принести мешки для мусора или грабли, и за это не работать;
  5. прийти не смогу, потому что временно освобожден от физической нагрузки, но скажу, что в следующий раз буду убираться со всеми.

Ситуация № 4. Прошлым летом, когда дождей не было уже больше недели, лесничий в Рязанской области увидев, как по полю огонь стремительно приближается к пересохшему лесу, побежал в деревню, чтобы поднять людей. По пути, в камышах, на берегу реки ему встретились рыбаки.

  • Лес горит!
  • Ну и что?
  • Как что?! Лес  государственный, наш!
  • Не наши проблемы, пусть пожарные тушат. Мы люди маленькие.

Лесничий грубо выругался. Ему даже дышать стало трудно от обиды и возмущения.  Больше двух недель полыхали пожары в той стороне, погибли люди, многие семьи остались без крова.

Вопросы для обсуждения:

  1. Обосновано ли возмущение лесничего? Прав ли он?
  2. Много ли в нашем обществе таких «маленьких людей»? Какова их роль?
  3. Было ли в данном случае место для подвига?
  4. Как бы действовали Вы, оказавшись на месте рыбаков?

Ситуация выбора позволила подросткам соотнести различные варианты поведения со своим собственным, а анализ своего выбора, его выбор – задуматься о ценности мысленно совершенного поступка.

Слова ведущего:

  • Предлагаю Вам сейчас на лист бумаги выписать выбранные решения, разделив их по колонкам в зависимости от того, в чьих интересах Вы бы действовали в каждом конкретном случае.
  • Подумайте, что у вас получилось? В чью пользу вы принимали решения?
  • Какой вариант поступка в каждой конкретной ситуации говорит об отношении к «малой» и  «большой» Родине?

В процессе диалога происходило осмысление подростками того, что же можно считать патриотическим поведением, а также сложность и значимость принятия наиболее верного решения.

Заключительный этап:

Слова ведущего:

  • Что же такое любовь к Родине? Стремление на словах показать «правильное» отношение к ней или в решениях и поступках?
  • Следовательно, патриотизм требует от человека проявления чувств и действий.
  • Предлагаю поразмыслить в связи с этим над следующими пословицами, в которых отражен патриотический опыт поколений:
    1. Если мы едины – мы непобедимы.
    2. Худая та птица, которая свое гнездо марает.
    3. На чужой сторонушке рад своей сторонушке.
    4. Без корня и полынь не растет.
    5. Где родился, там и пригодился.
    6. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству.

Занятие рекомендуется закончить рефлексией. Учащимся предлагается ответить на вопросы: что было интересного? Что понравилось, что нет?

 

 

 


Информация о работе Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учрежде