Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, доклад
Доклад подготовлен на основе данных государственной статистики, материалов территориальных исполнительных органов государственной власти РФ в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, исполнительных органов государственной власти в Пермской области и Коми-Пермяцком округе.
О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2005 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Блуся П.И., Кужельной М.Ю., Минеевой С.А. – Пермь, 2006, 232С.
Если администрация ПВК приходила к выводу, что подросток исправился до окончания срока наказания и не представляет опасности для общества, она ходатайствовала об условно-досрочном освобождении и направляла документы в суд.
Проведенный в 2005 г. анализ показал, что около 45% из числа воспитанников до осуждения не работали и не учились; у 72% воспитанников криминальная направленность усугублялась за счет употребления ими алкоголя и наркотических средств. Большинство поступающих в ВК подростков - из неблагополучных семей, имели частые конфликты с родителями и другими родственниками.
После
освобождения из
В целях
совершенствования
14.2. Преступления против детей
Анализ статистических данных о видах и количествах преступлений, совершаемых взрослыми лицами против несовершеннолетних, свидетельствует о том, что за последние 3 года проблема психического или физического насилия над подростками остается актуальной. В 2005 г. возросло количество выявленных и расследованных фактов убийств матерями новорожденных детей (с 5 в 2003 г. до 8 – в 2005 г.), совершенных развратных действий в отношении несовершеннолетних (с 18 в 2003 г. до 25 – в 2005 г.), незаконного распространения порнографических материалов (с 1 в 2003 г. до 18 – в 2005 г.) (табл.56).
Изменилась не только
динамика преступности
Происходящие изменения в нравственном сознании современного общества зачастую приводят к стиранию границ между преступным и одобряемым поведением. В настоящее время половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости, рассматриваемое Уголовным кодексом как преступление (ст. 134), обыденным сознанием рассматривается как сожительство, гражданский брак. В 2005 г. расследовано 245 подобных фактов. Анализ уголовных дел свидетельствует, что во всех случаях имело место сожительство совершеннолетних мужчин (в возрасте 19-25 лет) с девочками от 15 до 16 лет. Родственники молодых людей воспринимали подобное сожительство как гражданский брак. Следует отметить, что данный вид преступления наиболее характерен для сельской местности (в 2005 г. выявлены подобные факты в Карагайском, Б.-Сосновском, Октябрьском и Очерском районах), что можно объяснить необходимостью ведения совместного хозяйства, более тесными межсемейными связями.
Отсутствие защищенности матерей, воспитывающих детей без отцов, со стороны государства приводит к фактам убийств новорожденных детей. В 2005 г. зарегистрировано 8 подобных преступлений, что является веским основанием для разработки государственных мер поддержки одиноких матерей, а также молодых семей.
Таким образом, анализируя состояние подростковой преступности в Пермском крае, можно сделать следующие выводы: отметим положительную тенденцию сокращения количества преступлений, в том числе групповых и совершённых в группе со взрослыми, количества участников преступлений, удельного веса; преступлений по таким видам, как хулиганство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, неправомерное завладение транспортным средством, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, убийство. Вместе с тем, некоторые из показателей подростковой преступности свидетельствуют об актуальности проблемы: увеличилось количество таких видов преступлений, как вымогательство, угроза убийством, грабежи; высок процент несовершеннолетних, совершивших преступления повторно. Несовершенство механизма трудоустройства и реабилитации судимых несовершеннолетних, отсутствие системы досуга и внеурочной занятости подростков способствует совершению преступлений подростками в свободное от полезной деятельности время. Негативное влияние на состояние подростковой преступности оказывают вновь возникающие реалии: деятельность компьютерных клубов, ориентация средств массовой информации а, как следствие, и общественной морали на культ силы. Актуальной является проблема совершения преступлений взрослыми в отношении детей. Отмечается увеличение основных показателей преступности несовершеннолетних в Коми-Пермяцком округе.
15. Развитие
системы учреждений
В результате оптимизации сети муниципальных учреждений и отделений по работе с семьей на 01.01.2004 в области функционировало 36 учреждений и 54 отделения социального обслуживания семей и детей. На 01.01.2005 в городах и районах Пермской области действовали: 1 центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 1 центр психолого- педагогической помощи населению; 7 центров социальной помощи семье и детям; 17 социально реабилитационных центров для несовершеннолетних; 10 социальных приютов для детей и подростков; 12 отделений-приютов для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которые функционируют в структурах комплексных центров социального обслуживания населения и центров социальной помощи семье и детям; 10 отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних; 32 отделения психолого-педагогической помощи населению при муниципальных центрах социального обслуживания населения.
На 01.01.2006 в городах и районах Пермской области действуют: 1 центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 17 социально реабилитационных центров для несовершеннолетних; 10 социальных приютов для детей и подростков; 12 отделений-приютов для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которые функционируют в структурах комплексных центров социального обслуживания населения и центрах социальной помощи семье и детям.
Специализированные учреждения
для несовершеннолетних имеют
следующие отделения:
Общая численность семей и детей, обслуженных в учреждениях (отделениях) по работе с семьей, составляет 179958 чел. (2004 г. - 172355 чел., что на 30% больше показателей 2003 г.), из них: детей – 91212 чел. (2004 г. - 76154 чел.), семей – 65695 (2004 г. - 53427).
Для координации индивидуальной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми разработана и внедрена автоматизированная программа «Дети улиц». Во всех территориях созданы банки данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
В 2005 г. работа специализированных учреждений по социальному обслуживанию семей и детей велась с учетом адресного, комплексного и дифференцированного подхода к оказанию услуг данной категории населения.
В течение 2005 г. сняты с учета – 895 семей, улучшивших свое положение (2004 г. - 681 семья), ранее семьи только ставились на учёт. Уменьшилась численность выявленных семей, находящихся в социально опасном положении: 2003г. - 4311, 2004 г. - 1953, 2005 г. - 1756 семей.
В целом в 2003-05 гг. уменьшилось число детей и семей, находящихся в социально опасном положении из состоящих на учете в органах соцзащиты: на 01.01.2006 - 8957, детей - 16322, на 01.01.2005 – 9100 семей, детей – 16226, 01.01.2004 – 10659 семей, детей – 19119 (табл.4). Создан областной персонифицированный банк данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении. Это позволило отслеживать результативность и эффективность работы с каждым ребенком и семьей.
Таким образом, в развитии сети учреждений социального обслуживания семьи и детей наблюдалась стабильность. Увеличивалась численность обслуженных. Развивались не затратные формы предоставления социальных услуг населению: психологическое, юридическое консультирование, информационные услуги.
За счет средств ОЦП «Семья и дети Прикамья» на 2002-2005 гг. в целях улучшения качества предоставляемых услуг приобретено оборудование для 73 муниципальных учреждений (отделений) по работе с семьей и детьми и 4 областных учреждений, в том числе, медицинское оборудование, аудио, видеотехника, компьютерное оборудование.
За счет средств ФЦП «Дети России» для 7 муниципальных учреждений на сумму 481494 руб. приобретены: микроавтобус, 2 комнаты психологической реабилитации личности ребенка, швейно-вязальное и спортивное оборудование.
Для 49 учреждений (отделений) социального обслуживания семей с детьми также за счет областных средств приобретена методическая литература.
В целях осуществления целенаправленной профилактической работы с семьей и детьми органы социальной защиты населения Коми-Пермяцкого округа создали сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. На 01.01.2006 открыты и функционируют 13 учреждений (в 2001 г. – 7, в 2003 году - 11), в том числе: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 5 социальных приютов для детей и подростков, 5 территориальных Центров социальной помощи семье и детям, окружной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, отделение по работе с семьей при комплексном Центре социального обслуживания населения г. Кудымкара. В 2005 г. учреждения обслужили 10513 семей, около 24 тыс. чел., (2004 г. – 33 тыс., 2003 г. – 29 тыс.).
В Коми-Пермяцком округе, также как и в Пермской области, разработана и внедрена автоматизированная программа «Дети улиц», создаются банки данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении. На 01.01.2006 на учете в банке данных состоят 2550 семей, находящихся в социально опасном положении, в них 4205 детей.
С 2004 г. в работе муниципальных учреждений по социальному обслуживанию семей и детей внедряются новые формы адресного, комплексного и дифференцированного подхода к оказанию услуг данной категории населения, такие, как обслуживание семей специалистом-куратором по участковому принципу (Юрлинский район), работа межведомственного консилиума специалистов (Кудымкарский район) и др.
2005 г. был годом активной работы над Концепцией Программы развития системы образования Пермского края на 2006-2010 гг. В основу Концепции положены гражданский запрос и государственный заказ.
Гражданский
запрос системе образования
Таким образом, данная Программа стала реальным проявлением государственно-общественного характера управления развитием образования, где органы государственной власти и гражданское общество оформили реальные отношения социального партнерства в сфере образования.
В течение года с участием общественных организаций решались, в том числе, следующие проблемы: тесное партнерство семьи и школы; усиление влияния родителей на систему образования; гражданский характер образования.
Формированию системы гражданского образования способствовало создание при департаменте образования общественного совета по гражданскому образованию, сотрудничество с различными институтами гражданского общества: автономные некоммерческие организации «Общественная лаборатория «Гражданские ценности»», «Областной научно-методический центр развития политической культуры», Пермский правозащитный центр, городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека», Главное управление федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу, ООО «ТелекомПлюс», Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36», Центр гражданского образования при Пермском государственном университете, Уполномоченный по правам человека в Пермской области.
Взаимодействие с данными институтами не сводилось к проведению разовых мероприятий. Главная ценность участия институтов гражданского общества - в обсуждении вопросов на заседаниях коллегий и совещаниях, принятии решений, проведении мониторинга соблюдения прав человека в школах (2004-2005 г. Центром гражданского образования и прав человека), мониторинге соблюдения прав ребенка в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Пермским правозащитным центром), исследовании проблем преподавания религиоведения в школе и формирования мировоззренческой толерантности учащихся (Центром религиоведческих и социальных исследований) и т.д.