Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;
Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141
Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов определяются:
-
логикой исходных
методологических
позиций, использованием
системного
подхода, разнообразными
источниками педагогической,
психологической и
социологической
информации;
сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных методов педагогического исследования, адекватных его предмету; анализом педагогической практики и положительного опыта;
комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента,; подтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфике этапов исследовательской работы; подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных изменений в процессе организации профильных лагерей в системе дополнительного образования детей, по профессиональному самоопределению учащихся в каникулярный период.
10 На защиту выносятся:
Апробация
и внедрение результатов
исследования осуществлялись в
Внедрение
результатов исследования
осуществлялось системой
публикаций, чтением
лекций, проведением
практических занятий с
педагогами, с руководителями,
заместителями руководителей
образовательных учреждений г. Рязани и области, специалистами муниципальных органов управления образованием, руководителями государственных администраций и музейных работников.
Материалы диссертации нашли отражение в методических разработках для педагогов внешкольных учреждений, в статьях, в коллективных сборниках научных трудов, в телевизионных сюжетах для показа на областном телевидении. Материалы исследования были представлены на Всероссийской выставке «Образование - 2003» (Москва). Положения
п диссертации использованы при разработке практических мер по реализации
основных направлений развития дополнительного образования детей в
Рязанской области, при подготовке нормативных документов администрации
Рязанской области по развитию туризма.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОФИЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ЛАГЕРЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В НИХ.
1.1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КАНИКУЛЯРНОГО
ОТДЫХА ДЕТЕЙ.
Во
всём мире воспитание
детей было и по
сей день остаётся
основополагающим
фактором развития общества.
Великий педагог Ян
Амос
Коменский отмечал:
«Пренебрежение воспитанием
есть гибель людей, семей,
государств и всего
мира». Кроме того, именно
Я. А. Коменскому
принадлежит заслуга
в упорядочении учебного
процесса: 45 минутного
урока, разбивки учебного
года по четвертям и,
наконец, выделение
* каникулярного времени
(103, с!8). После того, как
весь мир принял на
вооружение эти идеи, миллионы школьников каждый год имеют несколько месяцев каникул, которые проводят согласно своему социальному положению, интересам, установке родителей.
Собирать школьников во время каникул, причём преимущественно в экологически здоровой сельской местности, с целью оздоровления детей, приобщения их к труду, дисциплине, начали ещё в 18-19 веке во всём мире.
В России в конце 19 века педагогика вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Общество осознало, что новые социальные потребности и уровень образования приходят во всё более явное несоответствие. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения, которая давала знания, умения и навыки, к школе труда, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность(60, с 9).
Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие политехнической школы обучения. Оно тесным образом переплеталось с летними лагерями, с поездками в те или иные районы, где наиболее были развиты профессиональные заведения и производственные мастерские.
В советское время уже в 1918 году Наркомпросом РСФСР рассматривались вопросы организации массовой работы с детьми в летний период. Результаты первого года работы с учащимися были обобщены в инструкции Наркомпроса, изданной в этом же году Советом защиты детей и отделом единой школы. В циркулярном распоряжении подчёркивалось, что в летнее время необходимо организовать занятия с детьми под открытым небом и летние трудовые колонии, они должны заменить в этот период школу (60, с 12).
Отечественная педагогика 1920-1930 гг. не превратилась в застывшую сферу. Получили развитие идеи активного трудового воспитания и обучения. Яркими примерами может служить творчество П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, сыгравших большую роль в развитии педагогической науки, формировании учения о коллективе, организации детских летних оздоровительно-трудовых колоний, положивших начало образованию летних оздоровительных лагерей.
Павел Петрович Блонский выдвинул концепцию Трудовой школы, согласно которой предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего природного мира, чему самым непосредственным образом должны помогать различные экскурсии на производство, походы по родному краю, путешествия за границу (23, с 108).
Станислав Теофилович Шацкий внёс большой вклад во взаимосвязь школы с жизнью, много работал над формированием детских коллективов, теоретическими обоснованиями коллектива и коллективного труда.
С.Т.Шацкий, на основании анализа опыта Щелковской колонии, сделал ряд важных, актуальных и в настоящее время, выводов(245 т. 1 с. 274): 1) Городскую работу с детьми необходимо дополнять работой на природе. Лучше всего, если это будет постоянно действующая сельскохозяйственная колония. 2) В педагогической работе нужны ответственность, чувство долга, перспективы в деятельности, определённый ритм жизни. 3) Отбор детей для работы в колонии не должен быть случайным. 4) В работе с детьми недопустима спешка, торопливость в выполнении поставленных задач. Иначе часть детей будет не успевать схватывать новые идеи, выпадать из общего потока деятельности, их запас внутренних сил не закрепится и не получит развития. 5)Необходимо искать (и найти) пути к каждому ребёнку. Вести «длительную, упорную работу» для раскрытия и развития, присущих детям качеств. 6) В педагогической работе необходимо использовать все имеющиеся средства, методы и приёмы в их логическом и диалектическом комплексе. 7) «Дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них». 8) «Все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества». 9) Авторитет старших только тогда действителен, полезен и высок, когда в нём нет принудительного элемента, дети должна чувствовать доверие к себе со стороны старших; для взрослых «нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям» (207 с. 158-159).
Антон Семёнович Макаренко творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие и принял активное участие в педагогических поисках конца 20-х — начала 30-х гг., определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Главной идеей методики системы воспитания Макаренко была идея воспитательного коллектива (145, т 1). Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. С точки зрения этой концепции единство воспитателя и учащегося в любом виде деятельности,
сотрудничество и в труде, и в отдыхе приводят к всплеску воспитательного воздействия и развитию педагогического таланта. Совместные походы, поездки, прогулки, экскурсии, пребывание в летних лагерях только усиливают воспитательный потенциал педагогов и позволяют им развивать различные стороны личности учащегося: этическую, эстетическую, физическую, интеллектуальную (89 с. 9) .
Именно А.С. Макаренко много внёс в атрибутику пионерского лагеря: форма одежды, разбивка на отряды, военизированные игры, линейки, речевки и тому подобное.
За годы Советской, власти в СССР были созданы тысячи пионерских лагерей. Они открывались и работали как воспитательно-оздоровительные учреждения для пионеров и школьников (от 7 до 15 лет), организуемые во время летних и зимних каникул профсоюзными и комсомольскими организациями, учреждениями, предприятиями, колхозами. В 1983 году (например) в пионерских лагерях оздоровилось свыше 13 миллионов детей. Крупнейшие из них в те годы: «Артек» (всесоюзный), «Орлёнок» (РСФСР), «Океан» (РСФСР), «Молодая гвардия» (УССР), «Зубрёнок» (БССР) (215 с. 1004).
О педагогике пионерских лагерей писали многие видные деятели культуры и пауки. Такие как: Н.К.Крупская, И.СКон, С.О.Шмидт, О.С.Газман, С.О.Соловейчик, В.А.Сластёнин, ЛИ.Новикова, Б.М.Неменский, И.П.Иванов, А.В.Мудрик, П.И.Пидкасистый, А.А.Остапец-Свешников, В.Ф.Матвеев, Е.В.Бондаревская, Ю.К.Бабанский, В.П.Бедерханова, Ю.С.Константинов и многие другие.
Надо сказать, что после распада СССР в 1991 году в России произошли изменения, как в развитии педагогических проблем, в частности в организации летнего и каникулярного отдыха детей, так и в туристской сфере.
Социальные противоречия выражались в потребительском, узко прагматическом отношении общества к детству как к промежуточной стадии взросления, обеспечивающей воспроизводство рабочей силы. Реальная самоценность детства, его непреходящее значение для творческого развития общества, всё ещё мало кем в полной мере осознавалась. Суть социального противоречия состояла в том, что детям навязывали узко утилитарный, удобный взрослым взгляд на детство как на второстепенное и малозначимое общественное явление. Ребёнок мог считать период детства самым главным, но не имел реальных возможностей требовать к себе соответствующего отношения со стороны общества и государства.
В 90-х годах лозунги о защите и гарантиях прав ребёнка пришли в противоречие с практически полным отсутствием соответствующей законодательной базы. Социально и юридически беззащитными оказывались не только дети, но и работники, занятые в сфере организации их летнего отдыха (35 с. И).
Эколого-демографическая деградация общества практически никак не компенсировалась, а даже, наоборот, усугублялась природозашитными и оздоровительными мероприятиями. Выезжая в загородные лагеря, дети оказывались в своеобразных эколого-демографических резервациях, изолированных от естественно-природной и социокультурной среды. Эпидемиологическая обстановка в летний период в условиях скопления детей в больших лагерях нередко была взрывоопасной.
Отказ от копирования системы деятельности школьной пионерской дружины обнаружил почти полную неспособность практических педагогов содержательно восполнить образовавшийся вакуум.
Национальные традиции России побуждали людей, в том числе и детей, скорее к «убиванию» свободного времени, чем к использованию его для творческого, духовного роста.
Социальные противоречия выражались в потребительском, узко прагматическом отношении общества к детству как к промежуточной стадии взросления, обеспечивающей воспроизводство рабочей силы. Реальная самоценность детства, его непреходящее значение для творческого развития общества, всё ещё мало кем в полной мере осознавалась. Суть социального противоречия состояла в том, что детям навязывали узко утилитарный, удобный взрослым взгляд на детство как на второстепенное и малозначимое общественное явление. Ребёнок мог считать период детства самым главным, но не имел реальных возможностей требовать к себе соответствующего отношения со стороны общества и государства.