Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;
Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141
Введение 3 12 Глава 1
Теоретические основы оздоровительно- ориентации в них.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
2.3.0рганизационно- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141 ПРИЛОЖЕНИЯ. 165 Ь> |
Введение к работе:
Концепция программы модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачи профилизации старшего звена общеобразовательной школы. В связи с этим растёт роль системы дополнительного образования детей, как фактора обеспечивающего готовность к осознанному выбору профессии, возможность смены деятельности и получения допрофессионального образования в достаточно широком спектре. В новых социально-экономических условиях в системе дополнительного образования развиваются формы организации летнего отдыха учащихся, которые опираются на традиции, опыт внешкольной работы с учетом изменений, произошедших в стране. Значительную роль играют профильные оздоровительно-образовательные лагеря системы дополнительного образования детей, организуемые в каникулярный период, использующие опыт работы пионерских лагерей советского периода.
Перед системой дополнительного образования стоит задача за короткий летний каникулярный период не только обеспечить восстановление здоровья учащихся, но и оказать помощь в определении будущей профессии. В то же самое время эти задачи вступают в противоречие с экономическими возможностями системы образования, ограниченностью возможностей большинства родителей влиять на условия для полноценного отдыха, оздоровления, занятости, социализации и профориентации своего ребенка
Анализ организации профориентации детей в каникулярный период в системе дополнительного образования позволяет выделить следующие противоречия:
- между необходимостью раннего профессионального самоопредеі^ния
детей и слабой возможностью системы основного (школьного) образования удовлетворить эти требования;
между необходимостью использования опыта системы дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью организационно-педагогических вопросов профессионального самоопределения учащихся;
между имеющимся кадровым потенциалом системы дополнительного образования и отсутствием методик по организации профессионального самоопределения учащихся в каникулярный период.
Проблема исследования определяется противоречием между практической востребованностью в ранней профессиональной ориентации школьников и недостаточным использованием возможностей для решения этой задачи системы дополнительного образования в течение каникулярного времени.
Исследования
данной темы опираются
на системно-деятельный
подход
в воспитании, созданный
русскими и советскими
педагогами:
К.Д.Ушинским, П.Ф.Лесгафтом,
П.ПБлонским, С.Т.Шацким,
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским; на исследования Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева о личностно-деятельном подходе к развитию ребенка. Мы отталкиваемся от теорий учёных, опирающихся на такие основоположения как природосообразность, гуманизм, свободное воспитание: В.Н.Мясишева, Л.И.Божович; на работы О.С.Богдановой, Н.ИБолдырева, М.И.Богатова, В.В.Дранишникова, А.Г.Ковалёва, В.МКоротова, В.М.Илыша, В.С.Лазарева, А.В.Мудрика, МЛ.Скаткина, Ю.Л.Сокольникова, Б.Е.Ширвиндта и других, рассматривающих социальные аспекты системы дополнительного образования детей.
Основываясь на диалектическом принципе взаимосвязи объективных и субъективных условий, применён антропологический подход к анализу
5 воспитательной системы образовательно-оздоровительных лагерей. При
рассмотрении влияния временного детского коллектива на развитие детей в
условиях профильного лагеря учреждений дополнительного образования
детей мы опирались на работы видных советских педагогов Ю.В.Буракова,
В.П.Бедерхановой, О.С.Газмана, Т.СГолиневича Л.В.Ершовой,
МИ.Журавлёвой, В.П.Ижитского, А.Г.Кирпичника, МБ.Коваль,
К.ИТравинина, А.АЮрикова и других, а также на теоретиков педагогики:
Ю.К.Бабанского, Е.В.Бондаревской, Н.Г.Гончарова, Ф.Ф.Королёва,
Л.И.Новиковой и других, работавших над теорией возникновения и развития
педагогических технологий.
Вопросы
профессиональной подготовки
хорошо освещены в
работах
В.А.Квартального,
И.В.Зорина, В.А.Кальней и других;
туристско-
краеведческой деятельности -
А.А.Остаїтца-Свешникова,
Ю.СКонстантинова, И.А.Дрогова и других.
Вопросы
воспитания, профориентации и программно-
Недостаточная
разработанность
интересующей нас
проблемы и её
важная практическая
значимость в развитии
дополнительного образования
в
каникулярный период
определили тему исследования:
оздоровительно-образовательный
лагерь как средство
профессионального самоопределения учащихся».
Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
6 Объектом исследования является деятельность учреждений
дополнительного образования детей в условиях каникулярного отдыха.
Предмет исследования - профильный оздоровительно-
образовательный лагерь как средство профессионального самоопределения учащихся
Задачи исследования:
Гипотеза
исследования: В основу
исследования положена
гипотеза о том, что профессиональное
самоопределение учащихся
в условиях профильного
оздоровительно-
1.
Определены роль и место
профильного оздоровительно-
образовательного
лагеря учреждения дополнительного
образования детей в
системе организованного
каникулярного отдыха
и его возможности по
профессиональному
самоопределению учащихся,
определены
организационно-педагогические условия и тенденции использования каникулярного времени в целях более ранней профориентации;
2.Разработана
модель деятельности
профильного образовательно-
7 профориентации, выступаюпщй в профильном лагере во взаимодействии с
обучением, оздоровлением и воспитанием учащихся;
3. Разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию
системы
работы профильных оздоровительно-
(смен) по профессиональному самоопределению учащихся,
предусматривающие:
-
наличие программно-
-
использование форм
и методов туристско-
учащихся;
-
организацию сотрудничества
с учреждениями
и предприятиями,
соответствующими
профилю лагеря.
Разработка
и экспериментальная
апробация теории
и методики системной
деятельности в профильных
оздоровительно-
I этап (1985
- 1993гтЛ Изучение проблемы
и анализ литературы.
Накопление
практического опыта
в организации летних
оздоровительных лагерей.
Изучение системы
летнего отдыха учащихся
и работы лагерей различных
направлений.
II этап (1993
- 2001 гтЛ Определение
целей и задач экспериментальной
работы по организации
образовательно-оздоровительных
детских лагерей.
Участие в организации
работы по выходу из
кризиса системы летнего
отдыха
1990-х годов. Участие
в становлении профильных
лагерей, в проведении
работ по апробированию
образовательных программ,
программ
деятельности, механизмов
организации профильных
лагерей.
III этап (2001
— 2003 гг.) Отслеживание
и анализ результатов
работы.
Подведение итогов
деятельности по организации
летнего отдыха учащихся
и
8 туристско-краеведческой деятельности в профильных образовательно-оздоровительных лагерях и влиянию их на профессиональное самоопределение учащихся за исследуемый период. Выявление наиболее оправданных форм и методов организации образовательно-оздоровительных лагерей с точки зрения развития профессиональной ориентации в них. Обобщение полученных данных, оформление работы.
Базой
опытно-экспериментальной
Научная новизна н теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
-
дано обоснование
деятельности профильных
оздоровительно-
разработана
модель деятельности
профильных оздоровительно-
определены
организационно-педагогические
возможности профильных
оздоровительно-
Практическая значимость исследования определяется разработкой модели организации профильных оздоровительно-образовательных лагерей и рекомендаций по профессиональному самоопределению учащихся в каникулярный период.