Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;
Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141
Следует отметить, что система образования — по-прежнему главный организатор отдыха и оздоровления детей. Но при этом она по-прежнему не участвует в распределении средств и вынуждена постоянно доказывать необходимость приоритетного финансирования детских лагерей, организованных образовательными учреждениями. (232с. 16)
Системообразующим элементом сферы летнего отдыха и оздоровления детей при этом остаются образовательные учреждения, что подтверждает
вышеприведённая статистика.
Российский Центр детско-юношеского туризма и краеведения с начала 90-х годов взял курс на создание в районах полевых туристских лагерей с малыми материальными затратами. В течение ряда лет проводились всероссийские туристские полевые лагеря: юных ориентировщиков, туристов-водников, туристов-горников, пешеходов, юных спасателей воспитанников детских домов и школ интернатов. Созданные модели позволили организовать подобные лагеря на местах, используя имеющуюся материальную базу и кадровый потенциал станций юных туристов и других учреждений системы образования. Так, в 1995 г. в России было организованно 3390 профильных лагерей, в которых отдохнули 340 тысяч детей (59 с 56).
Рязанский областной Центр детско-юношеского туризма и экскурсий за
последние 5-7 лет организовал десятки профильных лагерей. щ
В 1995 году- 3 лагеря, в 1997 году- 5 лагерей, в 2000 году- 7,а в 2001
году-9 профильных лагерей. Это 3 лагеря туристического актива, 2
археологических лагеря «Вятич» с отрядом выживания «Робинзон», 2
физико-математических, лагерь школы безопасности «Ратоборец» и полевой
лагерь по спортивному ориентированию «Призма» (114 с. 97).
Придавая важнейшее общегосударственное значение использованию летних каникул в целях позитивной социализации детей, физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития каждого ребенка, ранней профориентации детей, надо рассматривать связанные с этим проблемы в контексте современных представлений о содержании образования, воспитания и сохранении здоровья детей как одной из сфер формирования потенциала возрождения России, обеспечения ее государственной безопасности.
В
последние годы система
летнего отдыха детей
получила достаточно
щ полное программно-методическое
оснащение. Одна за другой
выходят книги,
сборники,
разрабатываются
программы, раскрывающие
опыт разнообразных
оздоровительно-
В 1995
г. временным научным
коллективом, созданным
Ассоциацией детского
отдыха и оздоровления
по заказу Министерства
социальной защиты населения
Российской Федерации
и Комитета Российской
Федерации по делам
молодежи, был подготовлен
проект общего Положения
о детском оздоровительно-
Название
«детское оздоровительно-
Оздоровительно-
Под оздоровительной деятельностью понимаются создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в
экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.
Под
образовательной
деятельностью подразумевается
реализация
дополнительных образовательных
программ, обеспечивающих
самоопределение
и творческую самореализацию
детей в учебной (кружковой,
клубной, студийной)
и воспитательной
работе оздоровительно-
Проектом указанного общего Положения предусмотрено, что данные учреждения создаются органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и поддерживаются государством с целью обеспечения права граждан России на полноценный развивающий отдых детей в соответствии с их потребностями, интересами семьи, общества и государства.
Деятельность
оздоровительно-
Основными задачами учреждения являются: создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культур но-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей.
Деятельность
оздоровительно-
ф общему Положению
о детском оздоровительно-образовательном
учреждении,
основывается на следующих принципах:
—
безопасность жизни
и здоровья детей,
защита их прав и
личного
достоинства;
—
приоритет индивидуальных
интересов, личностного
развития и
самореализации ребенка
в сочетании с соблюдением
социальных норм и
правил учреждения;
—
гуманный характер отношений
и оздоровительно-
образовательных
программ;
конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.
Подобное учреждение создается при наличии необходимых экологических, материально-технических, социально-бытовых, санитарно-гигиенических, кадровых и иных условий, обеспечивающих оздоровление и развивающий отдых детей. Его деятельность регламентируется общероссийскими требованиями к территории, зданиям, сооружениям, оборудованию: санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, строительно-техническими правилами и нормами организации жизнедеятельности детского оздоровительного учреждения. За ним закрепляется право на самостоятельное определение программы своей деятельности в соответствии с целями, принципами и задачами данного учреждения.
Учреждения дополнительного образования детей полностью соответствуют целям и задачам данного положения. Концептуально сущность дополнительного образования можно определить как социально-педагогическое явление, которое представляет собой единство разнообразия познавательной, развивающей и коммуникативной деятельности детей, в основе которой лежит свободный поиск пути достижения смысла жизни и мастерства. (54 с. 41)
Под дополнительным образованием понимается целенаправленный
процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных услуг и информационно- образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование детей — это целая система, которая имеет ряд субъектов, заставляющих её работать полноценно. Это и социум, а значит, семья, отношения с семьёй, детские организации, общественные организации, учреждения дополнительного образования. (56 с. 5)
В
каникулярный период
учреждения дополнительного
образования, приспосабливаясь
к новым социально-
экономическим условиям,
просто обязаны работать
в детских образовательно-
Основные концептуальные идеи туристко - краеведческой деятельности, в том числе и в каникулярный период, могут быть сведены к следующему. Вовлечение детей и подростков в туристко - краеведческую деятельность по изучению родного края, его природы, истории, культуры целенаправленно обеспечивает формирование отношения к природе и социальным факторам жизни. При этом работа строится на тесном контакте школьников с природой, реальными людьми, участвующими в преобразовании (рациональном или нерациональном) природы края. Чувственно - эмоциональное восприятие красоты природы позволяет обращаться непосредственно к чувствам, закладывает прочный фундамент
зо таких важных человеческих качеств как любовь к природе своей Родины, чувство патриотизма. (110 с. 58)
Современное преподавание основ наук в школе разрывает цельную природу на отдельные компоненты: биология — изучает живую природу, физика — физические процессы, химия - химические. В туристко -краеведческой деятельности же подросток приучается видеть материальный мир в целом, не разделённым на объекты изучения отдельных наук. Понимание подростком единства и многообразия связей в сложной системе «природа - общество» позволяет по-новому оценить своё место в мире и своё участие в его преобразовании.
Выполняя краеведческие задания, проводя поисковую работу в походах, экспедициях, на экскурсиях, ребёнок не просто пополняет свои знания, а вступает через общение с другими людьми в сложный мир человеческих отношений, исполняет различные социальные роли, и чем богаче мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.
Познавательный интерес меняет существенным образом отношение личности к окружающей действительности, к изучаемым в школе предметам. Он способствует развитию связи школы с жизнью, учит самостоятельности и активности учащихся, развивает внутриколлективные связи, реализует межпредметные связи в краеведческой деятельности.
Исследования, проведённые временным научным коллективом «Лето», созданным Ассоциацией детского отдыха и оздоровления по заказу Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по делам молодежи, а так же проведённый нами анализ современной педагогической литературы показали, что за последние восемь лет увеличение числа детей, отдохнувших летом, достигается за счёт развития образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях «цена — качество», система образования предоставляет детям и родителям оздоровительные услуги,
максимально учитывая потребности ребенка, педагогически сообразно возможностям и условиям развития его личности и, что немаловажно для нынешней экономической ситуации, — по весьма умеренной цене. (15 с. 12) По результатам анализа можно сказать, что наибольшей популярностью у «заказчиков» (детей и родителей) пользуются именно те формы и типы учреждений досуга, которые ранее не являлись официально признанными. Организаторы детского отдыха, следуя социальному заказу, увеличивали количество именно, так называемых, профильных лагерей, так как именно эти лагеря (смены) дают детям наиболее качественный и полноценный каникулярный отдых и оздоровление, а так же делают наиболее осознанным выбор детьми своей будущей профессии (15 с. 12).
Определяя летние оздоровительные лагеря, как учреждения дополнительного образования детей, рассмотрим их роль в государственной системе детского отдыха и оздоровления.
1.2. ПРОФИЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ЧАСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И
ОЗДОРОВЛЕНИЯ.
За годы Советской власти в нашей стране были созданы тысячи лагерей. Среди них круглогодичные всесоюзные пионерские лагеря «Артек», «Орлёнок», «Океан» и многие другие.