Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;
Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141
В концепции современных подходов к проблеме воспитания детей и подростков на основе гуманизации образования и воспитания мы можем определить сущность системы воспитательной и оздоровительной деятельности детского профильного лагеря как совокупность и единство целей, задач и принципов воспитательной и оздоровительной работы. При этом немаловажную роль играет сочетание личностноч>риентированного подхода к отбору содержания, методов, приемов и форм совместной разносторонней творческой деятельности и взаимодействия воспитателей и воспитанников, создающих условия для субъективного включения подростков в процессы саморазвития, самопознания и самореализации при умелом педагогическом взаимодействии.
Определение сущности системы воспитательной деятельности детского профильного лагеря было бы не полным без понимания основных методологических понятий, включенных в данное определение. На основе анализа и синтеза научно- теоретической литературы, методологии педагогики, практической деятельности можно дать определения следующим понятиям: цель, задачи, принципы, содержание, методы, приемы, формы, педагогическая деятельность, педагогическое
61 взаимодействие, средства педагогической коммуникации - учитывая при этом специфику и особенности временного детского объединения в рамках профильного лагеря. За основу взяты исследования теоретиков педагогики Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой и других.
Каникулы рассматривались традиционно как период рекреации и как некоторое (второстепенное по значению) дополнение к базовому образованию. Мы считаем, что каникулы - это одновременно период значительного расширения практического опыта ребенка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей, на которые школа не ориентирована. Речь идет о пожизненных способностях и умениях, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненной хватки и нравственной направленности личности, Не случайно «каникулы» как сфера свободной жизнедеятельности ребенка, прямо связанная с его интересами и практическим жизненным опытом, трактуется как сфера, равная школе.
До сих пор существует и, наверное, еще долго будет существовать возможность переноса педагогики школы на педагогику каникул. В этом, по-видимому, сказывается установка учителей на «единство» педагогических методов, так как ребенок один, то едины закономерности образования.
Конечно, закономерности образования с философской позиции можно считать «едиными и неделимыми». Но существует множество педагогик разных типов (например, семейная, реабилитационная, коррекционная) и разной направленности (гуманистическая, личностно ориентированная, авторитарная или педагогика свободы, жизни, творчества и т. д.). В этом контексте противоположность педагогик школы и каникул — вещь естественная. Поэтому невозможен перенос методов педагогики школы на пространство каникул, хотя мы все и привыкли к тому, что школьная педагогика должна доминировать. Однако надо
понять, что перенос формальных норм организации учебного процесса и школьных правил регламентации деятельности ребенка оказывает отнюдь не положительное влияние на организацию лагерной жизни. Существует реальная опасность уподобить лагерную жизнь школьной. Здесь возникают сложные взаимосвязанные задачи — понять специфику каникул «изнутри», признать ее самоценность для ребенка, найти особые формы организации лагерной жизни, где все альтернативно школе, но вместе с ней помогает становлению и образованию личности (индивидуальности) ребенка.
В основе педагогики каникул лежат две ценности — творчество и совместность. «Творчески» и «вместе» — становятся главными принципами педагогического обеспечения и реализации идей свободы и интереса в саморазвитии ребенка в условиях лагеря как особой общности детей и взрослых.
Ведущим, педагогическим средством на этом пути были и остаются различные методики обеспечения и организации коллективного творчества. Опыт коммунарства, коллективных творческих дел, создавшие традиции «Орленка» и «Маяка», стали уже хрестоматийными, Это — классика современной педагогики свободы, которая с 60-х годов сохраняется благодаря духу творческих поисков столь разных и одновременно столь близких друг другу педагогов — И.П. Иванова, Ф.П. Шапиро, О.С. Газмана, А.И. Лутошкина, С.А. Шмакова, А.Г. Кирпичника, М.Г. Казакиной, Г.И. Прозументовой, Л.Н. Куликовой, В.П. Бедерхановой, А.В.Мудрика, Л.И. Новиковой, В.И. Караковского, СП. Полякова и других. С коммунарства начиналась деятельность многих известных людей, внесших вклад в отечественную гуманистическую педагогику (среди них — Симон Соловейчик и Борис Неменский). Практика коллективных творческих дел КП.Иванова стала подлинным педагогическим открытием, что было результатом поиска педагогических методов, альтернативных заорганизованности и внешнему лоску так
называемой пионерской и комсомольской работы в лагерях. Вернее говорить о различных коммунарских практиках, как это было отмечено С.П.Поляковым, показавшим закономерность нескольких «волн» распространения методик коллективного творческого воспитания. Главным же открытием были сами корневые идеи коммунарских методик 60-х, 70-х и 80-х годов (разные поколения педагогов видоизменяли их по отдельности). Но что важно, здесь подчеркнуть — в сменах О.С. Газмана они работали в связке:
воспитание понимается и реализовывается не как целенаправленное педагогическое воздействие, а как создание условий для взаимодействия, товарищеских отношений детей и взрослых и взаимовлияния;
в лагере ребенок становится активным, суверенным участником коллективного дела, а не его пассивным зрителем или наблюдателем;
—
само «дело» развертывается
как совместный творческий
акт,
происходящий здесь
и теперь и не навязываемый
ребенку, что
обеспечивает действительно
творческий (эвристический)
и
импровизационный
характер коллективных
творческих дел; коммунарские
методики дали ребенку
реальное право на творчество
и обеспечивали
условия для этого;
впервые для ребенка возникает реальная ситуация и возможность выбора: он сам, а не педагог за него выбирал действия и поступки;
средствами для этого выступают коллективные формы планирования, организации и анализа всех, совместно проведенных дел; взрослые оказываются не в традиционной оппозиции, а в позициях партнеров;
в корне меняется контекст воспитания — его нравственная атмосфера, стиль взаимоотношений, мотивы взаимодействия.
Все это влияло на увеличение разрыва между педагогикой тогдашней школы и инновационной педагогикой каникул, рождающейся в результате расширения опыта коммунарства. Позже О.С. Газманом (53) на основе этих идей сформулированы принципы педагогики свободы,
охарактеризованы способы деятельности освобожденного классного воспитателя, которые вошли в соответствующие нормативные документы.
Динамику развития временного детского коллектива отразил в своей работе руководитель Томского Хобби-центра Ю.А.Кудинов. Он пишет, что детский коллектив во время лагерной смены, в школе или на выезде проходит определённые этапы развития, знание о которых облегчает руководителю коллектива взаимодействие с детьми. Многие совместные отрядные дела возможны лишь на определённых этапах развития коллектива. Немаловажное значение имеет и настроение руководителя — гораздо легче жить, когда понимаешь, что происходит с детьми. (123 с. 103)
Начнём с организации отряда, рассмотрим, на каких принципах может быть создан отряд. Самый простой и широко используемый — принцип возраста.
Детский коллектив может быть одновозрастным и разновозрастным. Для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 лет. Предполагается, что дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на две неконтактирующие половины — женскую и мужскую,— из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания девочек и мальчиков. В результате может оказаться, что все девочки отряда на голову выше мальчиков, или выявится резкое несоответствие в развитии у девочек одного возраста. При этом одни выглядят и ведут себя взрослее, претендуя на роль более знающих и раскованных, другим же достается роль «закомплексованных». Понятно, что полностью избежать «детского неравноправия» невозможно, но в детском одновозрастном отряде эта разница всегда проявляется наиболее ярко и может явиться серьёзным препятствием для совместного творчества детей. Разновозрастная группа, как форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах
получившая одобрение, более всего оправдывает себя. Например, дошкольники — 4-7 лет, младшая школа — 7-10, средняя — 11-14, старшая — 15-17 лет, хотя возможен и больший «разброс» возрастов. В подобной группе у детей устанавливаются межличностные, связи, не только по «горизонтали» (то есть среди сверстников), но и по «вертикали» (со старшими ребятами). В таком детском коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений. Не секрет, что сейчас часто в семьях имеется только по одному ребёнку, иногда два, а больше — редко. В результате многие дети не имеют возможности быть «братом» или «сестрой», заботиться о младших или быть опекаемыми старшими. Очень важен и опыт «преемственности поколений» — происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придёт к необходимости организации разновозрастного детского коллектива.
Следующая основа организации коллектива — хобби, или увлечение. Сейчас, как и раньше, в лагерях и на площадках существуют профильные смены и профильные лагеря, в которые собираются дети по принципу общего дела — увлечения. Это может быть спортивная, танцевальная, юнкоровская смена и другие. Любой руководитель стационарного детского коллектива (например, фотокружка, изостудии, станции юных туристов), выезжая вместе с детьми в лагерь, тоже оказывается в ситуации «профильной смены». Опыт показывает, что в этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы «профиль» отряда успешно дополнился другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. В этом случае очень важно чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло «зацикливание» и детей, и руководителя на одном — «профильном» виде деятельности. Например, театральный коллектив, кроме репетиций и спектаклей, может провести
66 соревнования по туристским видам спорта или КВН с соседним отрядом, сходить в поход или устроить выставку рисунков. У разнообразной деятельности есть ещё одно преимущество — у ребёнка появляется повод проявить себя, наиболее полно реализовать все свои возможности.
Примером может служить археологический лагерь, размещающийся в полевых условиях, в своей работе активно использующий туристско-краеведческую деятельность, устраивающий тематические вечера, различные конкурсы и т.п.
Физико- математический лагерь, наряду с занятиями физикой и математикой, также использует в своей работе туристско-краеведческую деятельность и все остальные формы массовой работы с детьми, организации коллектива и коллективных дел, применяет на практике принципы педагогики сотрудничества.
Ещё один принцип, на основе которого дети объединяются в туристских клубах, спортивных секциях и других коллективах, — уровень мастерства, степень овладения делом. Такое может происходить, например, в профильном лагере спортивного ориентирования, так как основная деятельность такого лагеря — тренировка спортсменов — ориентировщиков. В отрядах такого лагеря собираются ребята имеющие разную степень подготовки: от юношеского разряда до мастера спорта, от новичка до призёра международных соревнований.
Самое простое деление — на «новичков» и «бывалых». Чаще всего оно бывает оправдано, когда от того, насколько ребёнок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном деле. Но и это деление должно быть разумным и оправданным, не становясь способом дискриминации ребёнка, сохраняющим за ним возможность перехода из одной группы в другую — «более опытную».
Возможны ситуации, когда отряд, коллектив, кружок, клуб собирается «под человека». Здесь тоже можно столкнуться с «дискриминацией» ребёнка на основании того, что он не соответствует
запросу организатора. Такие принципы отбора максимально субъективны, поэтому мы считаем нужным напомнить, что деление детей на отряды, их включение или не включение в детский коллектив, не должны приводить к дискриминации детей. Тем не менее, влияние конкретной личности на организацию профильной смены, на практике, очень часто, имеет большое значение.
Следует отметить, что чем меньший срок продолжается смена, тем сложнее идут в группе (детском коллективе) процессы объединения, и можно для более коротких смен, выездов и т.д. порекомендовать более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу).
Детские коллективы проживают в своём развитии определённые этапы, разные по значению и протяжённости, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодействия получается то, что можно назвать «хороший коллектив».
Эффективность «лагерного влияния» на ребёнка очень высока, и многие дети, даже повзрослев, вспоминают яркие и наполненные жизнью лагерные смены. В хорошем коллективе у ребёнка появляется возможность опробовать свои силы в новой, непривычной обстановке, включиться в новые отношения. Во время «самостоятельной жизни» он почувствует, что такое «отвечать за себя», поймёт, что значит «позиция коллектива», возможно, попробует себя в качестве руководителя. А самым удачным результатом смены будет применение нового опыта, полученного детьми в лагере, в реальной жизни. Итак, как происходит развитие детского коллектива?