Профориентация в детском лагере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;

Содержание

Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141

Вложенные файлы: 1 файл

котанс Андрей янисович.docx

— 117.98 Кб (Скачать файл)

В концепции современных  подходов к проблеме воспитания детей  и подростков на основе гуманизации образования и воспитания мы можем определить сущность системы воспитательной и оздоровительной деятельности детского профильного лагеря как совокупность и единство целей, задач и принципов воспитательной и оздоровительной работы. При этом немаловажную роль играет сочетание личностноч>риентированного подхода к отбору содержания, методов, приемов и форм совместной разносторонней творческой деятельности и взаимодействия воспитателей и воспитанников, создающих условия для субъективного включения подростков в процессы саморазвития, самопознания и самореализации при умелом педагогическом взаимодействии.

Определение сущности системы  воспитательной деятельности детского профильного  лагеря было бы не полным без понимания  основных методологических понятий, включенных в данное определение. На основе анализа и синтеза научно- теоретической литературы, методологии педагогики, практической деятельности можно дать определения следующим понятиям: цель, задачи, принципы, содержание, методы, приемы, формы, педагогическая деятельность, педагогическое

61 взаимодействие, средства педагогической коммуникации - учитывая при этом специфику и особенности временного детского объединения в рамках профильного лагеря. За основу взяты исследования теоретиков педагогики Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой и других.

Каникулы  рассматривались  традиционно как  период рекреации  и как некоторое (второстепенное по значению) дополнение к базовому образованию. Мы считаем, что каникулы - это одновременно период значительного  расширения практического  опыта ребенка, творческого  освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей, на которые школа не ориентирована. Речь идет о пожизненных способностях и умениях, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненной хватки и нравственной направленности личности, Не случайно «каникулы» как сфера свободной жизнедеятельности ребенка, прямо связанная с его интересами и практическим жизненным опытом, трактуется как сфера, равная школе.

До  сих пор существует и, наверное, еще долго  будет существовать возможность переноса педагогики школы  на педагогику каникул. В этом, по-видимому, сказывается установка  учителей на «единство» педагогических методов, так как ребенок  один, то едины закономерности образования.

Конечно, закономерности образования  с философской  позиции можно  считать «едиными и неделимыми». Но существует множество педагогик разных типов (например, семейная, реабилитационная, коррекционная) и разной направленности (гуманистическая, личностно ориентированная, авторитарная или педагогика свободы, жизни, творчества и т. д.). В этом контексте противоположность педагогик школы и каникул — вещь естественная. Поэтому невозможен перенос методов педагогики школы на пространство каникул, хотя мы все и привыкли к тому, что школьная педагогика должна доминировать. Однако надо

понять, что перенос формальных норм организации  учебного процесса и  школьных правил регламентации  деятельности ребенка  оказывает отнюдь не положительное  влияние на организацию  лагерной жизни. Существует реальная опасность  уподобить лагерную жизнь школьной. Здесь возникают сложные взаимосвязанные задачи — понять специфику каникул «изнутри», признать ее самоценность для ребенка, найти особые формы организации лагерной жизни, где все альтернативно школе, но вместе с ней помогает становлению и образованию личности (индивидуальности) ребенка.

В основе педагогики каникул  лежат две ценности — творчество и  совместность. «Творчески»  и «вместе» — становятся главными принципами педагогического  обеспечения и  реализации идей свободы  и интереса в саморазвитии ребенка в условиях лагеря как особой общности детей и  взрослых.

Ведущим, педагогическим средством  на этом пути были и  остаются различные  методики обеспечения  и организации  коллективного творчества. Опыт коммунарства, коллективных творческих дел, создавшие традиции «Орленка» и «Маяка», стали уже хрестоматийными, Это — классика современной педагогики свободы, которая с 60-х годов сохраняется благодаря духу творческих поисков столь разных и одновременно столь близких друг другу педагогов — И.П. Иванова, Ф.П. Шапиро, О.С. Газмана, А.И. Лутошкина, С.А. Шмакова, А.Г. Кирпичника, М.Г. Казакиной, Г.И. Прозументовой, Л.Н. Куликовой, В.П. Бедерхановой, А.В.Мудрика, Л.И. Новиковой, В.И. Караковского, СП. Полякова и других. С коммунарства начиналась деятельность многих известных людей, внесших вклад в отечественную гуманистическую педагогику (среди них — Симон Соловейчик и Борис Неменский). Практика коллективных творческих дел КП.Иванова стала подлинным педагогическим открытием, что было результатом поиска педагогических методов, альтернативных заорганизованности и внешнему лоску так

называемой  пионерской и комсомольской  работы в лагерях. Вернее говорить о  различных коммунарских практиках, как это  было отмечено С.П.Поляковым, показавшим закономерность нескольких «волн» распространения  методик коллективного  творческого воспитания. Главным же открытием  были сами корневые идеи коммунарских методик 60-х, 70-х  и 80-х годов (разные поколения педагогов  видоизменяли их по отдельности). Но что  важно, здесь подчеркнуть  — в сменах О.С. Газмана они работали в связке:

воспитание  понимается и реализовывается  не как целенаправленное педагогическое воздействие, а как создание условий для взаимодействия, товарищеских отношений  детей и взрослых и взаимовлияния;

в лагере ребенок становится активным, суверенным участником коллективного  дела, а не его  пассивным зрителем или наблюдателем;

— само «дело» развертывается как совместный творческий акт, 
происходящий здесь и теперь и не навязываемый ребенку, что 
обеспечивает действительно творческий (эвристический) и 
импровизационный характер коллективных творческих дел; коммунарские 
методики дали ребенку реальное право на творчество и обеспечивали 
условия для этого;

впервые для ребенка возникает  реальная ситуация и  возможность выбора: он сам, а не педагог  за него выбирал действия и поступки;

средствами  для этого выступают  коллективные формы  планирования, организации  и анализа всех, совместно проведенных  дел; взрослые оказываются  не в традиционной оппозиции, а в  позициях партнеров;

в корне меняется контекст воспитания — его  нравственная атмосфера, стиль взаимоотношений, мотивы взаимодействия.

Все это влияло на увеличение разрыва между  педагогикой тогдашней  школы и инновационной  педагогикой каникул, рождающейся в  результате расширения опыта коммунарства. Позже О.С. Газманом (53) на основе этих идей сформулированы принципы педагогики свободы,

охарактеризованы  способы деятельности освобожденного классного  воспитателя, которые  вошли в соответствующие  нормативные документы.

Динамику  развития временного детского коллектива отразил в своей  работе руководитель Томского Хобби-центра Ю.А.Кудинов. Он пишет, что детский коллектив  во время лагерной смены, в школе  или на выезде проходит определённые этапы  развития, знание о  которых облегчает  руководителю коллектива взаимодействие с  детьми. Многие совместные отрядные дела возможны лишь на определённых этапах развития коллектива. Немаловажное значение имеет и настроение руководителя — гораздо  легче жить, когда  понимаешь, что происходит с детьми. (123 с. 103)

Начнём  с организации  отряда, рассмотрим, на каких принципах  может быть создан отряд. Самый простой  и широко используемый — принцип возраста.

Детский коллектив может  быть одновозрастным и разновозрастным. Для одновозрастного  детского коллектива обычным считается  деление детей  на отряды по таким  возрастным группам: 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 лет. Предполагается, что дети одного возраста обладают примерно одинаковыми  интересами, потребностями, им проще подружиться  и найти общий  язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на две неконтактирующие половины — женскую и мужскую,— из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания девочек и мальчиков. В результате может оказаться, что все девочки отряда на голову выше мальчиков, или выявится резкое несоответствие в развитии у девочек одного возраста. При этом одни выглядят и ведут себя взрослее, претендуя на роль более знающих и раскованных, другим же достается роль «закомплексованных». Понятно, что полностью избежать «детского неравноправия» невозможно, но в детском одновозрастном отряде эта разница всегда проявляется наиболее ярко и может явиться серьёзным препятствием для совместного творчества детей. Разновозрастная группа, как форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах

получившая одобрение, более всего оправдывает себя. Например, дошкольники — 4-7 лет, младшая школа — 7-10, средняя — 11-14, старшая — 15-17 лет, хотя возможен и больший «разброс» возрастов. В подобной группе у детей устанавливаются межличностные, связи, не только по «горизонтали» (то есть среди сверстников), но и по «вертикали» (со старшими ребятами). В таком детском коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений. Не секрет, что сейчас часто в семьях имеется только по одному ребёнку, иногда два, а больше — редко. В результате многие дети не имеют возможности быть «братом» или «сестрой», заботиться о младших или быть опекаемыми старшими. Очень важен и опыт «преемственности поколений» — происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придёт к необходимости организации разновозрастного детского коллектива.

Следующая основа организации  коллектива — хобби, или увлечение. Сейчас, как и раньше, в  лагерях и на площадках  существуют профильные смены и профильные лагеря, в которые  собираются дети по принципу общего дела — увлечения. Это  может быть спортивная, танцевальная, юнкоровская  смена и другие. Любой руководитель стационарного детского коллектива (например, фотокружка, изостудии, станции юных туристов), выезжая вместе с детьми в лагерь, тоже оказывается в ситуации «профильной смены». Опыт показывает, что в этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы «профиль» отряда успешно дополнился другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. В этом случае очень важно чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло «зацикливание» и детей, и руководителя на одном — «профильном» виде деятельности. Например, театральный коллектив, кроме репетиций и спектаклей, может провести

66 соревнования по туристским видам спорта или КВН с соседним отрядом, сходить в поход или устроить выставку рисунков. У разнообразной деятельности есть ещё одно преимущество — у ребёнка появляется повод проявить себя, наиболее полно реализовать все свои возможности.

Примером  может служить  археологический  лагерь, размещающийся  в полевых условиях, в своей работе активно использующий туристско-краеведческую деятельность, устраивающий тематические вечера, различные конкурсы и т.п.

Физико- математический лагерь, наряду с занятиями физикой и математикой, также использует в своей работе туристско-краеведческую деятельность и все остальные формы массовой работы с детьми, организации коллектива и коллективных дел, применяет на практике принципы педагогики сотрудничества.

Ещё один принцип, на основе которого дети объединяются в туристских клубах, спортивных секциях  и других коллективах, — уровень мастерства, степень овладения  делом. Такое может  происходить, например, в профильном лагере спортивного ориентирования, так как основная деятельность такого лагеря — тренировка спортсменов —  ориентировщиков. В отрядах такого лагеря собираются ребята имеющие разную степень подготовки: от юношеского разряда до мастера спорта, от новичка до призёра международных соревнований.

Самое простое деление  — на «новичков» и «бывалых». Чаще всего оно бывает оправдано, когда  от того, насколько  ребёнок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном  деле. Но и это  деление должно быть разумным и оправданным, не становясь способом дискриминации ребёнка, сохраняющим за ним  возможность перехода из одной группы в  другую — «более опытную».

Возможны  ситуации, когда отряд, коллектив, кружок, клуб собирается «под человека». Здесь тоже можно  столкнуться с  «дискриминацией» ребёнка  на основании того, что он не соответствует

запросу организатора. Такие  принципы отбора максимально  субъективны, поэтому  мы считаем нужным напомнить, что деление детей на отряды, их включение или не включение в детский коллектив, не должны приводить к дискриминации детей. Тем не менее, влияние конкретной личности на организацию профильной смены, на практике, очень часто, имеет большое значение.

Следует отметить, что чем  меньший срок продолжается смена, тем сложнее  идут в группе (детском  коллективе) процессы объединения, и можно  для более коротких смен, выездов и  т.д. порекомендовать  более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному  статусу).

Детские коллективы проживают  в своём развитии определённые этапы, разные по значению и протяжённости, и при удачном  развитии и прохождении  через все этапы  группового взаимодействия получается то, что  можно назвать  «хороший коллектив».

Эффективность «лагерного влияния» на ребёнка очень  высока, и многие дети, даже повзрослев, вспоминают яркие  и наполненные  жизнью лагерные смены. В хорошем коллективе у ребёнка появляется возможность опробовать свои силы в новой, непривычной обстановке, включиться в новые  отношения. Во время «самостоятельной жизни» он почувствует, что такое «отвечать за себя», поймёт, что значит «позиция коллектива», возможно, попробует себя в качестве руководителя. А самым удачным результатом смены будет применение нового опыта, полученного детьми в лагере, в реальной жизни. Итак, как происходит развитие детского коллектива?

Информация о работе Профориентация в детском лагере