Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;
Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141
Временный научно-исследовательский коллектив «Лето», созданный Министерством образования РФ в 1991 году, приводит следующую классификацию летних учебно-оздоровительных учреждений. (203, с.23)
К 80-м годам сложилась система, действовавшая без принципиальных изменений до 1990 года. В неё входило 9 типов официально признанных детских учреждений, деятельность которых строилась на основе специально разработанных положений, инструкций или других нормативных документов, разработанных профсоюзами и согласованных с государственными органами. К таковым относились:
<ф невходящих в официальный перечень. Многие из них появились в
последние годы. Их деятельность регламентировалась по аналогии утверждёнными положениями без учёта специфических особенностей. К таким относились:
Ю.Детские и юношеские туристские лагеря.
11. Лагеря юных талантов.
12.Лагеря «на воде», «на колёсах», детские круизы.
13 .Лагеря-экспедиции.
14.Лагеря бивуачного типа.
15.Семейные дома отдыха.
16.Оздоровительные площадки.
П.Разновозрастные отряды.
18.Лагеря ученических производственных бригад.
Кроме этого, в период школьных каникул использовались такие виды организации досуга, как групповые и индивидуальные поездки детей и подростков за рубеж, обмен группами школьников, туристские поездки, походы и экскурсии.(203, с.24)
С
классификацией научно-исследовательского
коллектива «Лето»
ш можно не совсем
согласиться. Например,
можно посчитать за
одно и то же
«Лагерь труда и отдыха» и «Трудовой отряд старшеклассников», а так же впонятие «Профильные лагеря», определённо должны входить и «Компьютерные лагеря» и «Лагеря юных талантов». Тем не менее коллектив «Лето» проделал большую аналитическую работу и само то, что видов лагерей по их исследованиям получилось больше 30 указывает как на разнообразие форм и видов летних учебно-оздоровительных лагерей, так и на явную недостаточность фундаментальных исследований в области педагогики каникул.
В учебно-методическом пособии для ВУЗов М.Е.Сысоевой «Организация летнего отдыха детей», вышедшем в гуманитарном центре «ВЛАДОС» в 1999 году, приводится следующая классификация типов детских лагерей: (223, с. 18)
Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные
упражнения, спортивные игры, купание, закаливание ит, д. Здесь не
планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное
* внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни
детей и подростков.
Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.
Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.
Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.
Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков (лагерь «Талант» в Ивановской области), организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области), патриотическое воспитание (Пермская и Псковская области). Ныне организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов, пионеров), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»). (223, с.25)
Во
многом с М.Е.Сысоевой
можно не согласиться
и, прежде всего, с
определеним профильного
лагеря. То, что после
типов лагерей Сысоева
М.Е. приводит целый
список лагерей, не вошедших
или выпадающих из её
классификации, указывает
на то, что рассмотренные
типы, может быть,
имеют место, но охарактеризовать
ими всю систему летнего
отдыха детей
невозможно. Примечательно,
что все эти, не вошедшие
в классификацию
лагеря, появились
в России в последние
годы. Как раз их, можно
назвать
профильными лагерями
или профильными сменами.
Это не противоречит
определению профильной
лагерной смены, приведённому
в приложении к
приказу Министерства
образования России
от 13.07.2001г. № 2688 "Об
утверждении порядка
проведения смен профильных
лагерей, лагерей с
дневным пребыванием,
лагерей труда и отдыха " (167).
В нём говорится:
« Под сменой профильного
лагеря понимается форма
образовательной и
оздоровительной
деятельности с творчески
одарёнными или социально
щ активными детьми,
проводимая как смена
юных техников, туристов-
краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов,
спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и
молодёжных общественных объединений, зимняя и летняя профильная
школа по различным видам детского творчества и т. п., в период каникул с
круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и
воспитанников». (167)
Гораздо более научным и реалистичным выглядит подход к
классификации летних оздоровительных лагерей доктора педагогических
наук А.А.Остагща-Свешник0ва. (180, с.88) он пишет: «Суть
трансформации системы каникулярного отдыха детей такова, что ее
быстро меняющаяся структура требует иных подходов к определению
типологии учреждений отдыха и оздоровления детей, иначе взглянуть
на видовое многообразие деятельности в каникулярный период».
По типологии образовательных учреждений «лагерь» безо всякого сомнения может быть причислен к виду образовательного учреждения дополнительного образования детей. Ибо нет лагеря, в котором бы не реализовались образовательные программы (социально-педагогические, физкультурно-спортивные, туристские и т.п.).
Но также бесспорно и то, что его функции несравненно шире, чем просто реализация образовательных программ различной направленности.
Тот лагерь будет ущербным, который не сможет решить задачи формирования здорового образа жизни у детей, не сможет оздоравливатъ их в самом широком смысле слова (духовное, умственное, телесное).
В этой связи «смена образа жизни» - ключевое понятие для осознания того, что отличает любой лагерь от той среды, в которой ребенок находится большую часть учебного года.
И это аксиоматично для любого из лагерей, в которых дети имеют возможность отдохнуть: как для лагеря с дневным пребыванием, так и
загородного, и уж тем более для профильного, спортивно-оздоровительного, труда и отдыха.
Впрочем, в определении видового многообразия лагерей таится одна серьезная опасность. И мы уже столкнулись с небрежностью терминов, употребляемых в нормативных документах, которые приводят к ошибкам при принятии управленческих решений.
Существует два подхода к типологии видов учреждений отдыха и оздоровления (или точнее смен лагерей)
Первый. Виды лагерей разнятся не по содержанию деятельности, а по месту размещения (базирования) детей.