Профориентация в детском лагере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;

Содержание

Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141

Вложенные файлы: 1 файл

котанс Андрей янисович.docx

— 117.98 Кб (Скачать файл)

В 90-х  годах лозунги  о защите и гарантиях  прав ребёнка пришли в противоречие с  практически полным отсутствием соответствующей  законодательной  базы. Социально и  юридически беззащитными оказывались не только дети, но и работники, занятые в сфере  организации их летнего  отдыха (35 с. И).

Эколого-демографическая  деградация общества практически никак  не компенсировалась, а даже, наоборот, усугублялась природозашитными и оздоровительными мероприятиями. Выезжая в загородные лагеря, дети оказывались в своеобразных эколого-демографических резервациях, изолированных от естественно-природной и социокультурной среды. Эпидемиологическая обстановка в летний период в условиях скопления детей в больших лагерях нередко была взрывоопасной.

Отказ от копирования системы  деятельности школьной пионерской дружины  обнаружил почти  полную неспособность  практических педагогов  содержательно восполнить образовавшийся вакуум.

Национальные  традиции России побуждали  людей, в том числе  и детей, скорее к  «убиванию» свободного времени, чем к  использованию его  для творческого, духовного роста.

Психолого-педагогические противоречия состояли в том, что советская  система авторитарно-репродуктивной педагогики всё острее вступала в антагонистические  отношения с общечеловеческими, гуманистическими ценностями свободы, личностного  развития, самоопределения, самореализации, созидательного отношения к природе, к обществу, к государству  и к самому себе не только со стороны  взрослого, но и ребёнка.

Глубина и обширность перечисленных  противоречий позволяют  понять, что резкие политические и экономические  сдвиги в нашем  обществе являлись не столько основными причинами, сколько мощными катализаторами резкого возрастания кризисных, деструктивных явлений в области организации летнего отдыха детей (35 с. 2).

В настоящее время  система летнего  отдыха детей выходит  из кризиса 90-х годов  и продолжает развиваться, что видно из следующей  статистики.

Из 22,8 млн. детей школьного  возраста 5 млн. отдохнуло  в 1998 году в лагерях  всех видов (что на 3 процента больше, чем  в 1997 году). Из них  половина - в загородной зоне (загородные, профильные лагеря, лагеря труда  и отдыха).

Из 2 млн. детей школьного  возраста, проживающих  в местностях Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, получили путёвки  в лагерь летом 1998 года лишь 30 процентов  ребят (около 600 тыс.). Тем не менее значительная часть сирот и опекаемых детей в России не имеют возможности выехать в загородные лагеря. Прекрасные отечественные детские здравницы пустуют, миллионы мальчишек и девчонок не могут туда попасть - конечно же, это продолжение кризиса системы детского отдыха и оздоровления (14 с. 15).

В Рязанской области  ситуация с оздоровлением  детей-сирот и  детей, оставшихся без  попечения родителей, иная. На протяжении последних десяти лет каждый ребёнок  этой категории, нуждающийся  в летнем оздоровлении через систему  загородных лагерей, имел возможность  получить одну путёвку

за  лето бесплатно, т.е. с оплатой за счёт областного бюджета. Дети-сироты, являющиеся воспитанниками детских домов и школ-интернатов областной собственности каждое лето отдыхают в лагерях в течение трёх смен(115 с. 96).

К 2000 году система летнего  каникулярного отдыха и оздоровления детей  в нашей стране оправилась от кризиса. Она сориентировалась на потребности современного общества, приспособилась к реалиям ухода  профсоюзов из руководства  и финансирования детских оздоровительных  лагерей и, используя  новые возможности, в частности тесное сотрудничество с  учреждениями дополнительного  образования детей, стала увеличивать  количество детей, отдыхающих и оздоравливающихся в лагерях. Можно говорить о феномене самовыживаемости уникальной системы летнего отдыха детей в России, позволяющем находить новые экономичные и педагогически выигрышные формы: палаточные лагеря, лагеря в дачных кооперативах и товариществах. Число полевых, как правило, профильных (нестационарных лагерей) в экологически чистой зоне за последние пять лет возросло более чем втрое (14 с. 16).

Системе детских лагерей, сменившей «хозяина» (прежде это были профсоюзы, пионерия и комсомол), повезло в том, что её смогли уберечь  государственные  структуры, где муниципализировав  её, где поддержав  нормативно, а где  и сохранив льготы для предприятий, организующих лагеря (15 с. 12).

Организаторы  лагерей не свели  сферу каникул  лишь к сохранению загородной стационарной базы. Система образования  организовала на базе школ лагеря с дневным  пребыванием детей, подключила к каникулярному  отдыху и оздоровлению детей систему  дополнительного  образования, которая  раскрыла свой «каникулярный  талант», пристроив  тысячи беспокойных  одарённых подростков в профильные смены, открыв профильные лагеря.

Очень своевременно станции  и центры туристов возродили массовый детский туризм, создав сотни полевых  палаточных лагерей. Этот опыт органы образования  приобрели в 40-е  и 50-е годы. Именно так смогла спасти страна своих детей  летом в первые послевоенные годы, выстроив тысячи палаточных детских летних деревень (15 с. 12).

В последние годы резко  выросла сеть туристких лагерей. Туристкий лагерь - это лагерь, в котором главным содержанием является туристко -краеведческая деятельность и по форме он, как правило, является полевым. Он может размещаться на одном месте, имея стационарные постройки, или быть передвижным, перемещаясь с места на место(109 с. 95). Рассмотрим причины, которые способствуют широкому распространению полевых туристских лагерей. Это, прежде всего возможность:

- собрать в естественных  условиях группу  детей, объединённых  одним 
видом деятельности;

- провести учебные,  тренировочные занятия  не в помещении, 
теоретически, а на местности, практически;

собрать воедино большой  педагогический коллектив  инструкторов, педагогов, руководителей групп  для организации  разноплановых занятий, обмена опытом работы;

дать  детям возможность  пожить самостоятельно, без опеки родителей, развить чувство  коллективизма, навыки самообслуживания в  быту;

привить детям любовь к  природе, воспитать  у них чувство  любви к своей  Родине;

закрепить на практике и проверить  те знания и умения, которые дети получили на занятиях в течение  учебного года.

Лагеря - это хорошая возможность  дать детям интересно  отдохнуть, 
оздоровить и закалить свой организм. Очень важным является то 
обстоятельство, что подростки на длительный период бывают оторваны от 
т негативного влияния улицы. (110с. 52)

Вопреки возникшей тенденции, когда государство  ни за что не отвечало, нашлись беспокойные  люди, «пропитанные»  идеей возрождения  отечественной системы  летнего отдыха. Бывшие «орлята» и коммунары, вожатые, попав на ответственные посты, едва ли не подпольно  и вопреки существующей тенденции сворачивания социальных программ смогли отстоять Российскую, бывшую советскую, систему  каникулярного отдыха и оздоровления детей(14 с. 17). Современная  наука помогла  приспособить содержание новых лагерей  к изменившимся экономическим  и политическим условиям, разработав методики и программы, отвечающие новым требованиям.

Подтверждением  изменившейся ситуации, хотя ещё рано говорить о коренном повороте, может служить  стабильно увеличивающееся  количество лагерей  и отдохнувших  в них детей. Например, летом 2000 г. в здравницах различных видов отдохнуло около 8 млн. детей, что на 1 млн. больше, чем в 1998 г. Было открыто более 49 тыс. детских оздоровительных лагерей (в 1999 г. — 44,3 тыс.), в которых отдохнули 6,2 млн. детей (в 1999 г. — 5,5 млн. детей, в 1998 г. — 5,1 млн.). Действовали 3,2 тыс. загородных лагерей (в 1998 г. — 3,1 тыс.), более 32,8 тыс. лагерей с дневным пребыванием детей (в 1999 г. — 29,5, в 1998 г. — 28, 2 тыс.), в которых отдохнули 2,8 млн. детей (в 1999 г. — 2,4 млн.). Кроме этого, было создано 8 тыс. лагерей труда и отдыха, более 4,5 тыс. профильных, оборонно-спортивных, оздоровительно-спортивных лагерей (в 1999 г. — 4,1 тыс.) (15 с. 12).

Мы  должны обратить внимание на новые явления, подтверждающие 
положительные сдвиги в практике организации каникулярного отдыха и 
оздоровления детей: система образования в последние годы всё больше 
делает для сферы летнего отдыха детей; активизировались органы 
управления образованием субъектов РФ и образовательные учреждения. Всё 
это нужно отметить как явление, безусловно, положительное. Оно включает в 
'* себя:

развитие  разнообразной сети оздоровительных  лагерей на базе 
образовательных учреждений при энергичном участии органов управления 
образованием;

кадровую  поддержку оздоровительных  лагерей различных  видов (кому бы 
они ни принадлежали, какой бы ни были ведомственной подчинённости;

должное методическое обеспечение  разнообразных форм отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период;

создание  условий для развития детско-юношеского туризма;

организацию общественно полезной занятости несовершеннолетних в каникулярный период.

Число детей, отдохнувших  в 2001, году в лагерях  всех видов, увеличилось  на 7 процентов (по данным органов управления образованием субъектов  РФ и Госкомстата  России), что подтверждает правильность проводимой государством политики. Более половины регионов России смогли сделать  так, что в летних лагерях отдохнёт больше школьников, чем прежде. В том, что летние лагеря стали доступнее  для детей, есть заслуга  фонда социального  страхования. Привлекая  также и средства фонда, органы управления образованием смогли обеспечить хороший  отдых практически  всем детям-сиротам  из воспитанников  детских домов  и школ-интернатов, а также множеству  детей, находящихся  под опекой.

За  счёт чего достигнут  прогресс? Как и  в прежние годы, он достигнут за счёт лагерей, открытых образовательными учреждениями. Это  убедительно подтверждается статистикой. Так, по данным Госкомстата, на базе образовательных  учреждений летом 2001 года открылось более 44 тыс. лагерей (всего  по России — 52 тыс.), в том числе:

34,5 тыс. лагерей с  дневным пребыванием  детей (с охватом  2,93 млн. детей). А в 2000 г. соответственно 32 тыс. и 2,8 млн.;

более 1,1 тыс. загородных оздоровительных  стационарных лагерей (в 2000

(

г. —1,05 тыс.);

более 8 тыс. лагерей труда  и отдыха (в 2000 г. — 6 тыс.);

более 4,5 тыс. профильных, включая  оборонно-спортивные, спортивно-оздоровительные  лагеря и т.д. (в 2000 г. — 4 тыс.).

Таким образом, на базе образовательных  учреждений отдохнули  почти 5,3 млн. детей (всего  в лагерях по России — 6,3 млн.), а с учётом других учреждений (санаторно-курортных, пансионатов, домов  и баз отдыха, профилакториев и т.п.) — около 9 млн. детей.

Вклад системы образования  в развитие сферы  каникулярного отдыха возрастает год от года. Число детей, отдохнувших в лагерях нашей сферы, превысило 60% от числа всех отдохнувших детей (в 2000 г. — 51 %, в 1999 г.

— 43%). В подавляющем  большинстве субъектов  РФ на 8-10 процентов  стало 
больше детей, отдохнувших в лагерях с дневным пребыванием (на базе 
общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного 
образования детей, подростковых и молодёжных клубов по месту жи 
тельства). (242 с. 16)

Продолжается  тенденция передачи стационарных загородных лагерей на баланс и оперативное  управление органам  управления образованием, образовательным  учреждениям, иным муниципальньїм органам власти и организациям. В текущем году системе образования передано ещё более 50 таких лагерей. Таким образом, более трети всей загородной базы сейчас находится на балансе системы образования.

К сожалению, большинству  лагерей, переданных ведомствами и 
организациями системы образования, необходимы серьёзные 
капиталовложения, так как износ материальной базы составляет до 50%. 
Нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции жилые и общественно- 
бытовые здания, повсеместно необходима замена технологического 
оборудования. Бюджетных средств недостаточно для пополнения 
% культурного, спортивного инвентаря, тем более — для восстановления

спортивных  площадок. По существующим ныне в финансовых органах нормативам на культурно-массовую работу выделяется лишь 5% от стоимости путёвки, этого может хватить  лишь на приобретение одного мяча на отряд  да пары настольных игр. Без финансовой поддержки о развитии базы этих образовательных  учреждений и речи идти не может.

В 2001 году хорошим спросом  пользовались путёвки  на смены профильных лагерей. По данным только по Рязанской области, за последние два  года, профильными  стали 76% всех смен в  детских оздоровительных  лагерях. По России подобной статистикой мы не располагаем, но имеющиеся  данные позволяют  сделать вывод  о возникновении  устойчивой тенденции  «профилизации» детских оздоровительных лагерей или смен в них.

Вместе  с тем, в 2001 году негативно  сказывалось и  мешало важному делу отсутствие законодательной  базы государственной  поддержки отдыха и оздоровления детей. Нет документов по сертификации и государственной  аккредитации детских  оздоровительных  лагерей. Каждый год  происходят изменения  в условиях финансирования этих учреждений. Нет  почти никаких  нормативно-правовых документов, особенно ведомственных (имеется  в виду органы пожарного  надзора, милиция, санитарно-эпидимиологическая служба и др.), по организации палаточных как стационарных, так и передвижных лагерей. Можно перечислить ещё много современных законодательных актов, отсутствие или противоречивость которых тормозит развитие детского каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Информация о работе Профориентация в детском лагере