Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;
Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141
Анализ состояния каникулярного отдыха и оздоровления детей в России и конкретно в Рязанской области, ещё раз подтвердил, как высок воспитательный потенциал летнего отдыха, каким он может быть
полезным для детей, если он будет правильно организован. Летний отдых сегодня - это «зона» особого внимания к ребёнку, его социальная защита, полигон для творческого развития, обогащения духовного мира, интеллекта, создание условий для социализации подростка с учетом реалий современной жизни.
Безусловно, основное содержание работы лагерей составляют туристско-краеведческая, спортивная, экологическая, трудовая деятельность, которая имеет познавательный характер. Мероприятия в лагере деятельностные, социально-значимые, ориентированные на практические дела. При их отборе педагоги руководствуются интересами детей, их жизненным опытом, умениями и знаниями. Жизнь в лагере постоянно насыщена, полна событий и встреч; используются все возможности для интересного и полезного общения. Досуг, игры не оглупляют детей, не приземляют их, не примитизируют их сознание, а побуждают к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям. Клубные формы работы, постоянная смена деятельности, привлечение к управлению жизнью лагеря позволяют максимально раскрыть возможности каждого ребёнка. Очень многое даёт использование природного ландшафта, культурных и образовательных особенностей и традиций региона.
Если всё это находит своё отражение в программе деятельности лагеря, если правильно подобраны и ориентированы кадры и есть желание работать, то не напрасны, будут усилия педагогов, отметят положительные перемены в ребёнке родители, порадуются его учителя в классе и сам он будет полон летних впечатлений, новых духовных и физических сил.
13
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНОГО
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-
ЛАГЕРЯ.
Прежде
чем рассмотреть
и определить педагогические
основы деятельности
профильного оздоровительно-
Педагогика каникул ещё пишется, вернее, она ещё не систематизирована. Её идеи разбросаны в массе книг и брошюр, посвященных организации жизнедеятельности детей и подростков. Её вариативные и модифицированные принципы растеклись по программам и методическим рекомендациям. Её правила и нормы, рождённые многолетним опытом общения с детьми, запали в умы и души практикующих педагогов. Но базируется педагогика каникул на законах школьной педагогики. Много из того, что достигла школьная педагогика, успешно применяется в летних учебно-оздоровительных лагерях. А без того, что достигла педагогика внешкольных учреждений, а ныне учреждений дополнительного образования детей, вообще невозможно проведение летних лагерей, учебно-оздоровительных, профильных лагерей и смен.
В процессе любого развития возникают противоречия, и только их преодоление создает основу движения вперед (35 с. 10). Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть сущность
развития (54 с.268). Карл Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения » (149 т.4 с. 136). Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий. Обладая всеобщим характером, противоречия по-разному проявляются в различных сферах бытия и сознания в зависимости от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развёртывается их взаимодействие (237 с.545).
В процессе развития каникулярного отдыха и оздоровления учащихся существует много противоречий.
Между
потребностями в
педагогической технологии
лагерной смены и
подготовкой кадров
Экономические трудности увеличили поток школьных педагогов, желающих трудиться в летних лагерях. Они переносят классно- урочную систему в условия лагерного лета, что ведет к значительным педагогическим деформациям. Эта же негативная тенденция прослеживается и при массовом «десанте» в лагерь (вследствие сокращения основного производства) работников предприятий.
Между
возможностями образовательных
учреждений, педагогического
потенциала социума
и предлагаемым диапазоном
организованных форм
отдыха. «Педагогика
лета» значительно шире,
чем «педагогика лагеря»,
Происходит сужение
рамок педагогической
работы с детьми в летний
период до форм исключительно
лагерного бытия.
Между
потребностями семейного
воспитания и педагогическими
технологиями, разработанными
для организации летнего
отдыха детей.
Нет педагогической
инструментовки семейных
форм летнего отдыха.
Семейные лагеря,
даже в той форме, что
существуют ныне, практически
означают дистанцирование
деятельности детей
и взрослых. Как и в
учебные дни, летом
происходит отторжение
детей от семьи.
Между запросами педагогов, работающих с детьми летом, и уровнем их методической подготовки. Не всегда методические службы могут помочь конкретному педагогу, руководителю или родителю в поиске наиболее эффективных форм организации летнего отдыха и оздоровления детей.
Между потенциалом дополнительного образования детей и формами социального заказа, оплачиваемого (в том числе и финансово) государством и семьей.
Между практикой использования системы летнего отдыха детей в качестве инструмента социальной защиты детства и образовательными возможностями этой системы. Летние детские здравницы превращаются подчас в учреждения социального обслуживания (в «центр кормления детей горячим питанием» или в «центр сезонного призрения за подростками»), а не площадкой для полноценного развития, саморазвития и самопознания подростка. Углубляется тенденция создания сезонных учреждений для детей, оказавшихся в особой жизненной ситуации, в то время как в процентном соотношении доля детей из «нормальных семей», имеющих возможность отдохнуть в летние каникулы, значительно сужается.
Между возможностями для оздоровления и развития физической культуры и имеющейся материальной базой.
Между возрастными особенностями личности и подходами традиционной педагогики при организации летнего отдыха детей.
Между достижениями школьной практической психологии и потребностями в педагогической и медицинской психологии в летних оздоровительных учреждениях для детей.
Между
теорией и практикой
передовой педагогической
науки и
практикой сегодняшних
форм летнего отдыха
детей. Многочисленные
инновации в сфере
педагогики, традиции
«развивающей школы»,
«педагогики рефлексии»,
«превентивной педагогики»
не переступили в
ш массовом порядке ворота детских лагерей. Если прежде многие из
инноваций в области воспитания и развития («коммунарская методика», «лечебная педагогика») приходили в массовую школу, пройдя становление и апробацию именно в условиях лагерей, то нынче наблюдается скорее обратный процесс.
Между острой конкуренцией в иных сферах социальных услуг и фактически монопольным положением государства в создании сети оздоровительных летних учреждений. (35 с. 13)
Только
в процессе преодоления
противоречий происходит
развитие
системы летнего
отдыха, оздоровления
и обучения детей. Ведь
развитие
представляет собой
не простой, всеобщий
и вечный рост, а качественное
преобразование,
отличающееся рядом
определённых закономерностей.
В
этом контексте развитие
системы каникулярного
отдыха, оздоровления
и
обучения детей выступает
как особый тип развития,
имеющий свои
тенденции, перспективы
развёртывания, самоопределения
и
самореализации. (35 с. 13)
На сегодняшнем уровне научно- педагогических исследований можно считать доказанным тот факт, что детский оздоровительный лагерь, это его система воспитательной и оздоровительной работы с детьми, которая активно влияет на рост социальной зрелости, социального опыта и социальной активности детей и подростков.
Этому
способствуют новая
социальная среда, новые
товарищи, новые виды
деятельности, новые
педагоги и руководители.
Усилению влияния
детского оздоровительного
комплекса на процессы
развития личности ребенка
содействует специфическое
содержание его жизнедеятельности
в педагогической
программе лагеря.
Наиболее широкий
круг вопросов и проблем
образовательно-
В работах этих авторов важно выделить особенности и специфику организации жизнедеятельности временного детского объединения как фактора социализации, воспитания, оздоровления, самоопределения и развития ребенка.
В условиях детского оздоровительного лагеря мы приходим к понятию временного детского объединения как свободного объединения автономных личностей, направленного на создание ситуации выбора, развитие способности выбирать при наличии информации, необходимой для самоопределения участников этого коллектива. Обосновывая концептуальные идеи существования и функционирования детского объединения в блоке "защиты и развития" на принципах личностно-ориентированного подхода к воспитанию и программного обеспечения деятельности временного детского объединения (далее ВДО) на основе имитационно-деятельностной среды детского оздоровительного комплекса, ставящие ребенка в субъектную позицию к основному содержанию деятельности детского оздоровительного лагеря, мы рассматриваем работу профильных лагерей в Рязанской области.
Для
выявления специфических
особенностей реализации
программы профильных
лагерей необходимо
рассмотреть возможности
воспитательной системы
детского оздоровительно-
Анализ работ вышеперечисленных авторов позволяет обосновать исходные посылки временного детского объединения в повышении эффективности педагогического влияния программ деятельности детского оздоровительного лагеря на ребенка, его воспитание и развитие в реализации программы профильных лагерей. К ним относятся: 1. Понимание временного детского объединения как сообщества автономных личностей, заинтересованных в том деле, которое объединяет их в профильный лагерь;
2. Специфическими особенностями такого объединения являются:
кратковременность его существования;
автономность существования;
насыщенность и многообразие общения, отношений и деятельности;
интенсивность процессов развивающего общения, многообразие и вариативность взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми
в разнообразных видах деятельности;
принятие
членами временного
детского объединения
ценностно-
ориентированных
форм и норм поведения,
отношений и деятельности
в
контексте профилъности
лагеря;
высокая
эмоциональность
и богатая окрашенность
жизнедеятельности
временного детского
объединения оздоровительного
комплекса.
3.
Функции детского
оздоровительного
комплекса, направленные
на
формирование воспитательной
среды детского лагеря:
воспитательная,
обеспечивающая педагогическое
взаимодействие детей
и
взрослых в процессе
реализации содержания
программы;
оздоровительная,
направленная на сохранение,
профилактику и
совершенствование
физического, социального,
психического и
интеллектуального
благополучия ребенка;
коммуникативная,
направленная на демонстрацию
и показ культурных
образцов отношений
общения в различных
видах деятельности;
познавательно
- преобразовательная,
являющаяся отражением
мотивационной сферы
и ожиданий ребенка
от пребывания в лагере;
изменений, происходящих
с ребенком под влиянием
содержания
профильной программы
в системе дополнительного
образования.
4.
Существенным условием
расширения возможностей
временного
детского объединения
является педагогическое
руководство процессами
его жизнедеятельности.
Это позволяет рассматривать вышеперечисленные возможности временного детского объединения, как условие совершенствования
процесса взаимодействия детей друг с другом, взрослыми, природой, при непосредственном включении ребенка в разнообразное деятельностное поле, когда развитие ребенка происходит в процессе жизнедеятельности с погружением в определенную систему ценностей, культурных образцов и отношений (В .П. Бедерханова) (17 с.32).
Главное в повышении педагогических возможностей детского оздоровительного комплекса состоит в создании в любом детском объединении внешних и внутренних предпосылок для активизации перехода внешнего (педагогического) воздействия во внутренние стимулы развития самосознания, самовоспитания и поведения личности подростка на основе создания системы дополнительного образования, развития творческих возможностей ребенка, его отдыха и оздоровления.