Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путём обосновать условия организации эффективной групповой работы старшеклассников на уроках истории.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс групповой работы будет эффективным, если реализованы следующие условия:
осуществление диагностики познавательных возможностей всего класса и каждого учащегося в отдельности и учёт её результатов при отборе содержания групповой работы;
учёт зависимости применяемых на занятиях видов групповой учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4-6
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации групповой работы школьников в процессе обучения…………………………………………….7-23
ГЛАВА 2. Возможности организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории………………………………………………..23-33
ГЛАВА 3. Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории………………………………………………………………………..34-53
Заключение…………………………………………………………………...54-55
Библиография………………………………………………………………...56-62

Вложенные файлы: 1 файл

групповая работа.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Особой разновидностью групповой формы обучения является дифференцированно-групповая работа. Она предполагает организацию работы групп учащихся с равными учебными возможностями.

А. А. Бударный в основу классификации учеников по группам берет два критерия: 1) уровень развития способностей к учению и 2) работоспособность

В первом критерии он подразумевает  степень общего интеллектуального  развития, запас знаний, наличие  системы в знаниях, богатство  словарного запаса, владение рациональными приемами учения. Работоспособность он трактует широко: «Высота работоспособности определяется психофизиологическими возможностями учащихся, их желанием и умением учиться» [8, с. 72].

И. Э. Унт выделяет 7 критериев: обученность, обучаемость, умение самостоятельно работать, умение читать с пониманием и нужной скоростью текст, специальные способности, познавательный интерес, отношение к труду [78].

Е. С. Рабунский для  классификации учащихся по группам  на основе факторного анализа выделяет три критерия: уровень успеваемости учащегося; уровень познавательной самостоятельности; интересы. Второй критерий он толкует весьма расширительно, в познавательную самостоятельность включает способность к учению (обучаемость), организованность в учении [67, с. 58].

Рассмотрим дифференцированно-групповую  форму работы в разных звеньях процесса обучения.

При формировании  знаний  дифференцированно-групповая   работа должна сочетаться с фронтальной работой. Работа организуется следующим образом.

Учитель излагает материал всему классу, затем использует дифференцированно-групповую  форму организации учебной работы: ученики первой и второй групп работают с другими источниками знаний, а учащиеся третьей и четвёртой групп разбирают материал вторично с учителем, уточняя отдельные   моменты,   еще   раз   аргументируя   основные   идеи рассматриваемого учебного материала, отвечают на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания.

Ученики первой и второй групп, отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания. Работа над дополнительными источниками обогащает их, эффективно  способствует  формированию  новых  знаний, умений. Так строится изучение нового материала на сочетании двух форм учебной работы: фронтальной и дифференцированно-групповой.   

Организация    учебной    работы    с    учетом    учебных возможностей способствует интеллектуальному развитию учащихся.  При этой работе все испытывают моральное  удовлетворение    от    сделанного.    Это    создает    лучший эмоциональный   настрой,   вызывая   у   учеников   радость переживания за  свои успехи. Перед каждым учащимся раскрывается возможность проявить себя при выполнении сложных   заданий.   Это   превращается   в   своеобразный стимул в учебной деятельности. Эта форма учебной работы усложняет руководство деятельностью учащихся. Она требует от учителя тщательного изучения индивидуальных особенностей учеников, правильного определения их учебных возможностей.

Надо заметить, что  школьники, справляющиеся с оригинальными задачами, при решении большой серии простейших задач  чаще допускают ошибки. Это объясняется тем, что решение задач превращается в    механическую   работу,   не   стимулирующую   развитие мышления.  Это и должно  настораживать педагога  при определении   типов   учебных   задач   разным   учащимся.

Главная    опасность  — в    занижении    реальных    учебных возможностей ученика. Это  обязывает учителя внимательно анализировать работу каждого школьника, замечать малейшие   продвижения   в   его   развитии,  обучаемости.

Дифференцированно-групповое  обучение предполагает такое планирование учебной деятельности разных типологических  групп,  при котором задания для учащихся разных групп отличаются не объемом, а типом конструкции. Это обязывает учителя тщательно подбирать учебные задачи и планировать работу учеников в соответствующем темпе.

При проверке выполнения домашнего задания также следует  прибегать к дифференцированно-групповым  формам учебной работы. Ученики 1-й и 2-й групп выполняют упражнения, решают задачи, примеры того же типа, а 3-й и 4-й групп объясняют ход решения задачи, способы выполнения упражнения.

Дифференцированно-групповая  форма содействует повышению уровня продуктивной, деятельности каждого учащегося. При этой форме организации каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. Это важно и в воспитательном отношении: нет скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. Ритмично работая, учащиеся развивают учебную работоспособность, формируют трудолюбие. Такая повседневная деятельность вырабатывает у школьников соответствующий стиль работы, приучает ценить время, рационально его использовать.

Дифференцированно-групповая  форма учебной работы имеет и  негативные стороны. Только в ходе длительного глубокого изучения можно сделать выводы об учебных возможностях учащихся. Чтобы они не знали об этом, учитель должен проявлять величайший такт.

Распределяя группы для  учебной работы, учитель не разъясняет им критериев классификации, а просто подчеркивает, что это делается для предоставления каждому возможности выполнять задание самостоятельно. Неумеренная дифференциация учебной работы может развивать индивидуалистические качества личности. Поэтому педагогу следует переключать учащихся с дифференцированной работы на коллективную. Управляя учебной деятельностью учащихся, преподаватель должен чаще создавать ситуации для выбора заданий. Если задание окажется трудным, дать другое, соответствующее учебным возможностям.

Дифференцированно-групповая форма обучения не является основной формой, а включается в процесс обучения для повышения его эффективности только на отдельных этапах. Продуктивные возможности этой формы в интенсификации учебной деятельности учащихся проявляются в сочетании с другими формами.

Можно применять и  другой вид групповой формы обучения, позволяющий при выполнении общего задания основным составом класса некоторых учеников включить в работу над оригинальными заданиями. Для этого учитель может использовать карточки с особыми заданиями.

Возможно, также применять дифференцированно-групповая форму обучения при проверке выполнения домашних заданий. Если учитель знает, что классу давалось несложное задание, он может проверить его выполнение только у самых слабых учеников, дав основному составу класса задание, аналогичное домашнему.

Организация данной формы  работы требует высокого мастерства учителя, умения, распределять внимание, использовать разнообразный дидактический материал. Работая на каком-то этапе с отдельными учениками, преподаватель не должен  упускать из поля зрения всех. Для этого следует хорошо знать индивидуальные особенности каждого.

В процессе оперативного контроля и корректировки учебной деятельности всех учащихся педагог должен уделять максимум внимания ученикам, имеющим пробелы в знаниях, проявляющим робость и  испытывающим неуверенность в своих силах.

При организации работы необходимо регулировать межличностные отношения, опираясь при организации этой работы на учащихся, занимающих лидирующее положение в звеньях класса. Они окажут помощь учителю в организации самостоятельной работы всех.

Дифференцированно-групповая  форма обучения конструируется с  целью специальной работы учителя  как с самыми сильными, так и  самыми слабыми учащимися в то время, когда основной состав класса выполняет общее задание.

При этом следует иметь в виду, что неумеренная похвала, подчеркивание успехов одних, как и замечания другим, сделанные в раздражительном тоне, могут нанести вред психике и формированию качеств личности. Учителю необходимо быть строгим и последовательным в требованиях как к тем, так и к другим, проявляя уважительное отношение к слабым.

Педагог всем своим поведением должен выражать заинтересованность в их успехах, проявляя искреннюю заботу о них, замечая малейшие успехи в учебной деятельности. Это может стать важным стимулом в повышении их интеллектуальной активности.

Исследования И.М. Чередова [83,86,87] показали, что групповая форма обучения учащихся на уроке предъявляет высокие требования к учителю, осуществляющему управление учебно-познавательной деятельностью школьников.

Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы учеников, направлять их деятельность, выделяя ключевые положения, акцентируя внимание на самом главном в изучаемом материале, следить за сотрудничеством учеников в разных группах.

Успех  групповой работы учащихся во многом зависит от умения его  распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа, и каждый ее участник в отдельности ощущали  заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях.

Всем своим поведением учитель  выражает заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселяет в них уверенность в успехе, проявляет уважительное отношение к слабым ученикам.

Итак, достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков.  Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.

Только в сочетании  с другими формами обучения учащихся на уроке —  фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

Сочетание этих форм,  выбор наиболее оптимальных вариантов  этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых на уроке учебно-воспитательных задач, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, котрая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

 

 

 

Глава 2.

Возможности  организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории

Как было уже отмечено ранее, в методической литературе практически  не исследовался вопрос организации  группообразования в процессе обучения истории.

Среди немногочисленных работ, отражающих данный аспект, можно  выделить работы методистов П.А. Баранова, Ю.А. Латышева, М.Л. Несмеловой.[5, 30,61]

Рассмотрим  опыт организации и проведения групповой  работы методиста П.А. Баранова. Такая работа может проходить как при изучении нового материала теоретического характера, так и при обобщении изученного. Индивидуальные задания должны учитывать степень подготовленности учеников, в частности, к работе со школьным учебником истории.

Сначала организуются пары постоянного состава. Это должны быть ученики с общими интересами, психологически совместимые. После чтения текста учебника, исторического документа им необходимо выявить и сравнить особенности явлений, характер и значение событий, составить таблицу или сделать опорные записи.

Выполнив  задание, ученики докладывают о  результатах друг другу, причем один рассказывает, а другой сверяет ответы с учебником. Итоги обсуждаются, уточняются, корректируются и дополняют записи в тетрадях.

Освоив приемы анализа текстов в парах, ученики  объединяются в группы по 4—6 человек с одинаковым уровнем подготовки.

В дальнейшем состав групп корректируется по результатам  учебной деятельности. Создаются группы по принципу взаимного обогащения. Учитель назначает экспертов и руководителей групп из числа хорошо успевающих учеников. Эксперты закрепляются за группами, чтобы оказывать помощь и оценивать работу.

По мнению Ю.И. Латышева [30], различие между организацией групповой деятельности старшеклассников и учащихся среднего звена заключается в том, что в среднем звене в группу нецелесообразно включать слабого по уровню подготовки, педагогически запущенного, плохо воспринимающего позитивное влияние окружающих ученика.

Из таких  учеников целесообразно создать  отдельную группу, руководить которой будет сам учитель. Для них он готовит задания практического характера: составление плана по параграфу учебника, заполнение контурной карты, анализ документа. Когда ученик втянется в трудовой ритм урока, по его просьбе и с согласия руководителей групп можно перевести в обычную учебную группу. Вместе с тем руководитель группы имеет право высказать претензии к работе нерадивого ученика и вывести его из учебной группы.

Для организации  работы в группе Ю.И. Латышев рекомендует учителю использовать следующую памятку:

  1. Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.
  2. Составь план и определи способы выполнения группового задания.
  3. Распредели задания между членами группы в соответствии с их способностями, возможностями, интересами.
  4. Помоги товарищам в выполнении работы.
  5. В случае возникновения затруднений при выполнении задания обратись за помощью к эксперту или учителю.
  6. Обеспечь соблюдение правил сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.
  7. В результате обсуждения назначь выступающего от группы.
  8. Дай оценку деятельности каждого члена группы.
  9. Старайся создать дружескую атмосферу в группе.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории