Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:33, дипломная работа
Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путём обосновать условия организации эффективной групповой работы старшеклассников на уроках истории.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс групповой работы будет эффективным, если реализованы следующие условия:
осуществление диагностики познавательных возможностей всего класса и каждого учащегося в отдельности и учёт её результатов при отборе содержания групповой работы;
учёт зависимости применяемых на занятиях видов групповой учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4-6
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации групповой работы школьников в процессе обучения…………………………………………….7-23
ГЛАВА 2. Возможности организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории………………………………………………..23-33
ГЛАВА 3. Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории………………………………………………………………………..34-53
Заключение…………………………………………………………………...54-55
Библиография………………………………………………………………...56-62
Частота применения групповой работы зависит и от характера учебного материала. Пригодность учебного материала для групповой работы определяется следующими требованиями:
Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также собственного педагогического опыта позволил нам выявить условия эффективности организации групповой работы учащихся старшего школьного возраста: необходимость осуществления диагностики познавательных возможностей всего класса и каждого учащегося в отдельности и учёт её результатов при отборе содержания групповой работы; учёт зависимости применяемых на занятиях видов групповой учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий; использование личностного потенциала каждого участника группового взаимодействия; владение учителем комплексом организационно-педагогических умений, обеспечивающих эффективное управление групповой деятельностью школьников-старшеклассников.
ГЛАВА 3.
Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников
на уроке истории
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состоит из констатирующего и формирующего этапов.
Опытно–экспериментальная деятельность проходила на базе средней общеобразовательной школы № 24 города Тула.
Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение: опыта школы организации групповой работы учащихся в процессе обучения.
Говоря о методах, применяемых нами в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента, следует отметить в качестве основных анкетирование, педагогическое наблюдение, беседу, изучение школьной документации, статистические методы обработки информации.
С целью анализа опыта преподавателей школы в отношении использования групповых форм организации учебного процесса мы предложили педагогам школы ответить на вопросы следующей анкеты:
В результате обработки данных, мы получили следующие результаты (см. таблицу 1):
Таблица 1.
Результаты анкетирования учителей истории
по проблеме использования групповой работы учащихся
в процессе обучения истории
№ вопроса |
Учитель 1 |
Учитель 2 |
Учитель 3 |
Учитель 4 |
1 |
Знает, даёт правильно определение |
Знает, но дать определение не может |
Знает, но дать определение не может |
Не видит разницы с коллективной формой |
2 |
Да |
В случае необходимости |
В случае необходимости |
В случае необходимости |
3 |
Да |
Да |
Да |
Нет |
4 |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Действительно, анализ проводимых учителями уроков истории показал, что групповая работа школьников использовалась лишь одним учителем 1 категории на уроке изучения нового материала по теме «Гражданская война».
На самом уроке, безусловно, интересном по задумке, учитель предложил учащимся следующие задания:
4 группа – «независимые
эксперты», которые должны
Однако процесс формирования учебных групп осуществлялся учителем стихийно, без учёта индивидуальных особенностей школьников.
Фактически в группах работали лишь одни «сильные» ученики. Остальные учащиеся выступали в роли статистов.
Результаты анкетирования педагогов подтверждают результаты опроса школьников МОУ СОШ № 24.
Учащимся старших классов после предварительного обсуждения была предложена следующая анкета:
Если да, то отвечай на вопрос 2.
Если нет, то переходи к 3 вопросу.
Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство учащихся (74 %) считает необходимым использование групповой работы на уроке.
При этом 33 % школьников уверены, что в этом случае повысится качество знаний по предмету, а 47 % учащихся считает, что изучение предмета в этом случае станет интереснее.
В то же время, лишь 15 % школьников указало на использование педагогами школы групповых форм работы в процессе обучения.
При организации педагогического эксперимента в качестве контрольного класса мы взяли 10 «а» класс, а в качестве экспериментального класс 10 «б».
Оценка результатов учебой деятельности учащихся представленных классов дана в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты диагностики учащихся контрольного и экспериментального классов (в %)
№ п ∕п |
Проверяемые ЗУНы |
10 «А» |
10 «Б» |
1 |
Предметные знания |
73 |
68 |
2 |
Предметные умения и навыки |
73 |
69 |
3 |
Общепредметные умения и навыки |
55 |
54 |
4 |
Выявление и объяснение причинно-следственных связей |
65 |
59 |
5 |
Решение творческих задач |
55 |
43 |
6 |
Умение анализировать и делать выводы |
61 |
56 |
Таблица демонстрирует, что в контрольной группе результаты учебной подготовки школьников заметно выше, нежели учащихся экспериментальной группы.
Анализ учебной деятельности старшеклассников показал, что в экспериментальной группе: ученики в основном предпочитают слушать объяснение учителя, активность проявляют лишь некоторые учащиеся.
В классе есть школьники (12 %), которых соученики не избирают для совместной деятельности и которые большей частью остаются в стороне от жизни класса.
Подобные результаты можно увидеть и при сравнении результатов предметной направленности интересов учащихся (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1.
Предметная направленность интересов
учащихся-старшеклассников
1-интересы физико-
2-интересы общегуманитарного содержания
3-интересы
В результате констатирующего этапа эксперимента нами было выявлено, использование групповых форм организации в процессе обучения учителями истории носит случайный, не систематический характер. В свою очередь, сущность групповой учебной работы понимают далеко не все старшеклассники (а если и понимают, то, весьма приблизительно).
Целью формирующего этапа
эксперимента была апробация психолого-
Формирующий эксперимент состоял из 2 этапов; подготовительного и основного.
Целью первого - подготовительного – явилась организация работы со школьниками по повышению у них уровня готовности к организации групповой учебной работы.
На данном этапе закладываются базовые умения и навыки, составляющие фундамент дальнейшей работы.
Все эти задачи решались в 10 «С» классе, выбранном в качестве экспериментального.
В 10 «А» (контрольном) классе обучение осуществлялось по обычной, традиционной методике.
Для того, чтобы правильно сформировать группы необходимо выяснить индивидуальные особенности каждого, уровень подготовленности и способностей (сильные, средние и слабые) учащихся.
В качестве рабочих инструментов
для выявления данного
Анкета № 1 «Особенности темперамента учащихся»
1. Как ведет себя учащийся в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью,
в) действует спокойно без лишних слов,
г) действует робко неуверенно?
2. Как реагирует учащийся на замечания учителя.
а) говорит, что так больше делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое.
б) возмущается, что ему делают замечание;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен?
3. Как говорит с
товарищами при обсуждении
волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением?
4. Как ведет себя
ученик в ситуациях, когда
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;