Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путём обосновать условия организации эффективной групповой работы старшеклассников на уроках истории.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс групповой работы будет эффективным, если реализованы следующие условия:
осуществление диагностики познавательных возможностей всего класса и каждого учащегося в отдельности и учёт её результатов при отборе содержания групповой работы;
учёт зависимости применяемых на занятиях видов групповой учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4-6
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации групповой работы школьников в процессе обучения…………………………………………….7-23
ГЛАВА 2. Возможности организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории………………………………………………..23-33
ГЛАВА 3. Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории………………………………………………………………………..34-53
Заключение…………………………………………………………………...54-55
Библиография………………………………………………………………...56-62

Вложенные файлы: 1 файл

групповая работа.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Частота применения групповой  работы зависит и от характера  учебного материала. Пригодность учебного материала для групповой работы определяется следующими требованиями:

  1. задания должны подходить для групповой работы, т.е. способствовать возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения. Задания должны быть проблемными, создавать познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний и являться импульсом к творческому мышлению, к поиску новых знаний и новых способов действий.
  2. задание должно иметь относительно высокую степень трудности.
  3. материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы.
  4. важно, чтобы каждая группа восприняла взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп и всего класса. Это легче всего сделать на уроках повторения пройденного. При изучении же нового материала учителю следует заранее раскрыть перед всем классом общую структуру и основные проблемы прорабатываемого материала. На основе таких предварительных знаний ученики сами смогут распределить задания между группами.
  5. исходя из принципа взаимного обогащения, задания должны предполагать использование и осмысление жизненного опыта ученика, информации, почерпнутой из различных источников [50, c.44-45]

Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также собственного педагогического опыта позволил нам выявить условия эффективности организации групповой работы учащихся старшего школьного возраста: необходимость осуществления диагностики познавательных возможностей всего класса и каждого учащегося в отдельности и учёт её результатов при отборе содержания групповой работы; учёт зависимости применяемых на занятиях видов групповой учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий; использование личностного потенциала каждого участника группового взаимодействия; владение учителем комплексом организационно-педагогических умений, обеспечивающих эффективное управление групповой деятельностью школьников-старшеклассников.

 

 

ГЛАВА 3.

Опытно –  экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников

на уроке  истории

 

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состоит из констатирующего и формирующего этапов.

Опытно–экспериментальная деятельность проходила на базе средней общеобразовательной школы № 24 города Тула.

Целью констатирующего  этапа эксперимента было изучение: опыта школы организации групповой работы учащихся в процессе обучения.

Говоря о методах, применяемых  нами в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента, следует отметить в качестве основных анкетирование, педагогическое наблюдение, беседу, изучение школьной документации, статистические методы обработки информации.

С целью анализа опыта преподавателей школы в отношении использования групповых форм организации учебного процесса мы предложили педагогам школы ответить на вопросы следующей анкеты:

    1. Знаете ли Вы, что такое групповая форма организации обучения? Если знаете, то сформулируйте определение понятия «групповая форма организации обучения».
    2. Считаете ли вы необходимым использовать групповые формы обучения в учебном процессе?
    3. Используете ли вы на своих уроках работу учащихся в группах?
    4. Считаете ли вы, что использование групповых форм обучения существенно меняет образовательный процесс?

В результате обработки  данных, мы получили следующие результаты (см. таблицу 1):

Таблица 1.

 

Результаты  анкетирования учителей истории 

по проблеме использования групповой работы учащихся

в процессе обучения истории

 вопроса

 

Учитель 1

 

Учитель 2

 

Учитель 3

 

Учитель 4

1

Знает,

даёт правильно определение

Знает, но дать определение не может

Знает, но дать определение не может

Не видит разницы  с коллективной

формой

 

2

 

Да

 

В случае необходимости

 

В случае необходимости

 

В случае необходимости

3

Да

Да

Да

Нет

4

Да

Нет

Нет

Нет


 

Действительно, анализ проводимых учителями уроков истории показал, что групповая работа школьников использовалась лишь одним учителем 1 категории на уроке изучения нового материала по теме «Гражданская война».

На самом уроке, безусловно, интересном по задумке, учитель предложил учащимся следующие задания:

  • 1 группа – раскрыть содержание политической программы «белого» движения в отношении будущего государственного устройства России;
  • 2 группа – оценить политику большевиков в первые годы Советской власти;
  • 3 группа – дать характеристику политических требований «зелёных»;

4 группа – «независимые  эксперты», которые должны определить  успешность работы трёх групп.

Однако процесс формирования учебных групп осуществлялся учителем стихийно, без учёта индивидуальных особенностей школьников.

Фактически в группах  работали лишь одни «сильные» ученики. Остальные учащиеся выступали в роли статистов.

Результаты анкетирования  педагогов подтверждают результаты опроса школьников МОУ СОШ № 24.

Учащимся старших классов после предварительного обсуждения была предложена следующая анкета:

    1. Используют ли учителя на уроках работу учащихся в группах?

Если да, то отвечай  на вопрос 2.

Если нет, то переходи к 3 вопросу.

  1. Если бы Вам предложили на выбор работать на уроке в группе или всем классом, чтобы Вы выбрали?
  2. Как Вы думаете, если бы учителя использовали на уроках групповые формы работы со школьниками, то:
    • Улучшится отношение ребят к этому предмету (да/нет)
    • Повысится успеваемость по данному предмету?

Результаты анкетирования  показали, что подавляющее большинство учащихся (74 %) считает необходимым использование групповой работы на уроке.

При этом 33 % школьников уверены, что в этом случае повысится качество знаний по предмету, а 47 % учащихся считает, что изучение предмета в этом случае станет интереснее.

В то же время, лишь 15 % школьников указало на использование педагогами школы групповых форм работы в  процессе обучения.

При организации педагогического  эксперимента в качестве контрольного класса мы взяли 10 «а» класс, а в  качестве экспериментального класс 10 «б».

Оценка результатов  учебой деятельности учащихся представленных классов дана в таблице 2.

 

Таблица 2.

Результаты диагностики учащихся контрольного и экспериментального классов (в %)

 

 

п ∕п

 

Проверяемые ЗУНы

 

 

10 «А»

 

 

10 «Б»

1

Предметные знания

73

68

2

Предметные умения и  навыки

73

69

3

Общепредметные умения и навыки

55

54

4

Выявление и объяснение причинно-следственных связей

65

59

5

Решение творческих задач

55

43

6

Умение анализировать и делать выводы

61

56


 

 Таблица демонстрирует, что в контрольной группе результаты учебной подготовки школьников заметно выше, нежели учащихся экспериментальной группы.

Анализ учебной деятельности старшеклассников показал, что в  экспериментальной группе: ученики в основном предпочитают слушать объяснение учителя, активность проявляют лишь некоторые учащиеся.

В классе есть школьники (12 %), которых соученики не избирают для совместной деятельности и которые большей частью остаются в стороне от жизни класса.

Подобные результаты можно увидеть и при сравнении результатов предметной направленности интересов учащихся (см. диаграмму 1).

 

 

Диаграмма 1.

Предметная  направленность интересов

учащихся-старшеклассников

 

1-интересы физико-математического  содержания

2-интересы общегуманитарного содержания

3-интересы естественнонаучного  содержания

 

В результате констатирующего  этапа эксперимента нами было выявлено, использование групповых форм организации  в процессе обучения учителями истории  носит случайный, не систематический характер. В свою очередь, сущность групповой учебной работы понимают далеко не все старшеклассники (а если и понимают, то, весьма приблизительно).

Целью формирующего этапа  эксперимента была апробация психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную организацию групповой работы школьников старших классов в обучении истории.

Формирующий эксперимент  состоял из 2 этапов; подготовительного  и основного.

Целью первого - подготовительного – явилась организация работы со школьниками по повышению у них уровня готовности к организации групповой учебной работы.

На данном этапе закладываются  базовые умения и навыки, составляющие фундамент дальнейшей работы.

Все эти задачи решались в 10 «С» классе, выбранном в качестве экспериментального.

В 10 «А» (контрольном) классе обучение осуществлялось по обычной, традиционной методике.

Для того, чтобы правильно  сформировать группы необходимо выяснить индивидуальные особенности каждого, уровень подготовленности и способностей (сильные, средние и слабые) учащихся.

В качестве рабочих инструментов для выявления данного показателя мы использовали следующие анкеты:

Анкета № 1 «Особенности темперамента учащихся»

1. Как ведет себя  учащийся в ситуации, когда необходимо  быстро действовать:

а) легко включается в  работу;

б) действует со страстью,

в) действует спокойно без лишних слов,

г) действует робко  неуверенно?

2. Как реагирует учащийся  на замечания учителя.

а) говорит, что так  больше делать не будет, но через некоторое  время опять делает то же самое.

б) возмущается, что ему делают замечание;

в) выслушивает и реагирует  спокойно;

г) молчит, но обижен?

3.  Как говорит с  товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень

волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям  других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением  и сомнением?

4. Как ведет себя  ученик в ситуациях, когда надо  сдавать контрольную работу, а  он еще не закончил, или контрольная  сдана, но выясняется, что допущена  ошибка'

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить  работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории