Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 15:15, дипломная работа
Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования – изучение уровня сформированности вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Введение…………………………………………………………………………
Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы развития вербально-логического мышления дошкольников……………………………………....................................
Освещение проблемы исследования в общей психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Освещение проблемы исследования в специальной психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Организация и содержание экспериментального исследования……….
Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента……………………………………………………………..
Методика проведения и результаты обучающего эксперимента………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………….
Имеющиеся трудности не всегда бросаются в глаза, так как в большинстве случаев в речевом общении дети умышленно заменяют одни слова другими, избегая сложных для них словосочетаний и грамматических конструкций. У каждого ребенка этого уровня в большей или меньшей степени оказываются нарушенными все компоненты языка [14; 16; 25; 33; 68].
Многочисленными исследованиями установлено, что у детей с недоразвитием речи отмечается ряд вторичных отклонений в развитии психических процессов, эмоционально-волевой сферы, поведения, личности в целом, проявляющихся своеобразием самооценки и самосознания. Характерны неустойчивость внимания, трудности переключения, отсутствие длительной сосредоточенности, ограниченные возможности его распределения. Речевые нарушения у детей и особенности психического развития обусловливают специфические особенности их мышления, памяти. Имеет место снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания, отставание в развитие словесно-логического мышления [14; 16; 25; 33; 68].
Несформированность речевой деятельности связана с нарушением ряда моторных функций. Выявлена общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или их расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия, дети не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и пятках, бросать и ловить мяч. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные. У многих отмечается нарушение мелкой моторики, особенно движений кистей рук.
Все это накладывает отпечаток на личность ребенка. Развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность и обидчивость. Для таких детей характерна быстрая утомляемость, отвлекаемость, повышенная истощаемость, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. В большинстве случаев наблюдаются особенности в формировании познавательной активности.
Положение о единстве речи с другими сторонами психического развития ребенка позволяет констатировать взаимозависимость речевых нарушений и особенностей психики детей с отклонениями в развитии речи. У детей с недоразвитием речи отмечается ряд вторичных отклонений в развитии психических процессов, эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, поведения, личности в целом, что проявляется своеобразием самооценки и самосознания.
Ученые констатируют, что первичные нарушения речи тормозят формирование умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, раздражительность и обидчивость, быстрая утомляемость.
В многочисленных публикациях ученых и специалистов практического звена представлен достаточно обширный методический материал, раскрывающий содержание и методы комплексного, коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного походов логопедического воздействия по развитию речи детей раннего, младшего и старшего возраста в условиях домов ребенка, детских домов, яслей, специализированных детских садов. Это нашло отражение в работах В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Е. Ф. Соботович, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой [6; 14; 16; 25; 33; 68].
Таким образом, анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы в контексте нашего исследования позволяет сделать следующие выводы:
Общее недоразвитие речи может рассматриваться как
полисимптоматичный тип изменения темпа
и характера развития ребенка, включающий
различные комбинации нарушений и их проявлений.
Тем не менее, в психическом статусе ребенка
можно выделить ряд существенных особенностей:
в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость
различных систем анализаторов (особенно
слуховой и зрительной), неполноценность
зрительно-пространственной ориентированности;
в психомоторной сфере – разбалансированность
двигательной активности (гипер- и гипоактивность),
импульсивность, трудность в овладении
двигательными навыками, нарушения координации
движения;
в мыслительной сфере – преобладание
более простых мыслительных операций
(анализ и синтез), снижение уровня логичности
и отвлеченности мышления, трудности перехода
к абстрактно-аналитическим формам мышления;
в мнемической сфере – преобладание механической
памяти над абстрактно-логической, непосредственного
запоминания – над опосредованным, снижение
объемов кратковременной и долговременной
памяти, значительное снижение способности
к непроизвольному запоминанию; в речевом
развитии – ограниченность словарного
запаса, особенно активного, замедление
овладения грамматическим строем речи,
дефекты произношения, трудности овладения
письменной речью; в эмоционально-волевой
сфере – незрелость эмоционально-волевой
деятельности, инфантилизм, нескоординированность
эмоциональных процессов; в мотивационной
сфере – преобладание игровых мотивов,
стремление к получению удовольствия,
дезадаптивность побуждений и интересов.
Таким образом, анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы убедительно доказывает, что речевое недоразвитие сказывается на формировании мыслительных процессов, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы детей, а также может усугубляться различными нарушениями в их психофизическом состоянии.
Однако на современном этапе логопедии предъявляются повышенные требования к подготовке детей в дошкольных образовательных учреждениях, что диктует пересмотр традиционных подходов обучения и введение инновационных технологий с целью оптимизации педагогического процесса при учете наличия той или иной речевой патологии. Вот почему к числу путей повышения эффективности логопедической работы в рамках преодоления речевого недоразвития использование специальных средств развития вербально-логического мышления в логопедической работе является, на наш взгляд, весьма оправданным.
Мы полностью разделяем точку зрения ведущих исследователей этого направления
– Л. А. Венгер, Е. А. Екжановой, В. А. Калягина,
К сожалению, приходится констатировать, что на настоящий момент имеются лишь фрагментарные данные по развитию вербально-логического мышления в системе обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи. Это подчеркивает актуальность и значимость проблемы исследования. Все работы, имеющие прямое или косвенное отношение к интересующей нас проблеме, дают возможность глубже разобраться в ней и наметить пути ее дальнейшей разработки.
С целью изучения особенностей вербально-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент. Для этого была предложена экспериментальная методика, состоящая их двух серий.
Цель первой серии констатирующего эксперимента состояла в выявлении особенностей словесно-логического мышления у данной категории детей, используя комплексный тестовый метод диагностики речевого развития, предложенного Ф. Г. Даскаловой [цит. по 54, с.23].
Вторая серия эксперимента была направлена на выявление особенностей словесно-логического мышления дошкольников, используя диагностические задания, предложенные Е. А. Алябьевой, И. Ф. Марковской, Р. С. Немова и других авторов [2; 43].
Каждая серия констатирующего эксперимента включала несколько заданий–тестов.
В экспериментальном изучении участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста логопедической группы МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» г. Ковылкино Республики Мордовия.
Согласно заключению психолого-медико-
Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития включал последовательно сменяющие друг друга тесты, предъявляемые ребенку.
Первый тест - свободные словесные ассоциации по определенному слову. Ребенку предлагалась следующая инструкция: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое слово – какое ты хочешь».
1 – стул; 2 – мяч; 3 – Иван; 4 – зайчик; 5 – пою; 6 – красный.
Второй тест - ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных.
1 – ребенок толкает…; 2 – девочка ломает…; 3 – зайчик хрупает…; 4 – мама стирает…; 5 – девочка поливает…
Третий тест - подбор и активное употребление глаголов.
1 – Что делает зайчик? 2 – Что делает ребенок? 3 – Что делает петух?
4 – Что делает мама? 5 – Что делает папа?
Четвертый тест - подбор и активное употребление имен прилагательных.
1 – Какое яблоко? 2 – Какая собака? 3 – Какой слон? 4 – Какие цветы?
5 – Какая зима?
Пятый тест - составление предложений по одному определенному слову.
1 – мальчик; 2 – кукла; 3 – мишка.
Шестой тест - составление предложение по трем определенным словам.
1– кукла, девочка, платье; 2 – тетя, плита, пища; 3 – дядя, грузовик, дрова.
Седьмой тест – ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении, раскрытие логического вербального мышления.
1 – Он вышел, когда… 2 – Он не пошел на прогулку, потому что…
3 – Он не вышел во двор, куда… 4 – Он не взял игрушку, которая…
Восьмой тест – словесное объяснения определенного действия в его последовательности.
Задача: 1 «Объясни, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?»
Девятый тест - Произвольное и сознательное построение устного высказывания.
Задача: «Хочешь, сыграем в игру» «Запрещенные слова?» Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложении «запрещенные слова»
1 – Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь). 2 – Что делает собака? (Запрещенные слова: собака лает). 3 – Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая).
При обработке и интерпретации результатов проводилась количественная и качественная оценка речевого развития по формуле:
Возраст речевого развития определялся числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, т. к. условию принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
Календарный возраст определения разницей между датой исследования и датой рождения и выражалась в месяцах, причем остаток больше 15 дней округлился до 1 месяца.
Ответы ребенка и его словесные высказывания фиксировались в протоколе.
На основании данных протокола вычислялся коэффициент речевого развития (К0РР) и определялись следующие его границы.
Определены следующие границы К0РР:
К0РР от 1 до 9 – значительное низкое речевое развитие;
К0РР от 10 до 41 – низкое речевое развитие;
К0РР от 42 до 108 – нормальное речевое развитие;
К0РР от 109 до 141 – высокое речевое развитие;
К0Ррот 142 – значительно высокое речевое развитие.
Тест для оценки словесно-логического
мышления предусматривал
Приводим примерный перечень вопросов, используемых для проверки словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.
Информация о работе Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи