Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования – изучение уровня сформированности вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы развития вербально-логического мышления дошкольников……………………………………....................................
Освещение проблемы исследования в общей психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Освещение проблемы исследования в специальной психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Организация и содержание экспериментального исследования……….
Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента……………………………………………………………..
Методика проведения и результаты обучающего эксперимента………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

2013 Дипл.р вербально-логическое мышление.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Результаты обучающего эксперимента исследуемой группы оказались следующими: средний  уровень словесно-логического мышления составило – 6 детей (60 %), низкий  уровень словесно-логического мышления составило – 4 человека (40 %). В то время как результаты контрольной группы оказались несколько ниже: средний  уровень словесно-логического мышления составило – 4человека (40 %), низкий  уровень словесно-логического мышления составило – 6 детей (60 %). Сравнительный анализ данных представлен в рисунке 2, в котором отражены данные эксперимента по выявлению успешности выполнения речевых проб.

Рисунок 2 – Сравнительный анализ уровней выполнения заданий экспериментальной и контрольной групп до и после обучения.

Таким образом, экспериментальное изучение выявило, что, несмотря на имеющийся у детей недостаточный уровень сформированности вербально-логического мышления, они располагают возможностями к его развитию при условии внедрения в процесс обучения и воспитания специальных средств и приемов  логопедической работы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное нами исследование было направлено на изучение проблемы развития вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети данной категории испытывают затруднения в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи, имеют ограниченный словарь, отмечаются трудности лексико-грамматического оформления высказывания, ошибки в построении развернутых предложений,  нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения. В связи с этим возникает необходимость поиска и выбора новых путей и форм  логопедической работы, направленных как на развитие внутриречевых, так и мыслительных процессов, формирование познавательного интереса, повышение мотивации к деятельности. А это, в свою очередь, будет способствовать более эффективному преодолению речевого дефекта. К сожалению, приходится констатировать, что на настоящий момент  имеются лишь фрагментарные данные по развитию вербально-логического мышления в системе обучения и воспитания  дошкольников с нарушениями речи. Это подчеркивает актуальность и значимость проблемы исследования.

С целью изучения особенностей вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент, состоящий их двух серий диагностических заданий.

Результаты экспериментального изучения показали, что у детей с общим недоразвитием речи  наблюдается недостаточная сформированность вербально-логического мышления, познавательных интересов и языковых средств общения. У детей оказывается несформированным умение целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи, ситуации, выделять в ней существенные элементы, осуществлять сравнение, обобщение, абстрагирование и адекватно оценивать результаты своей деятельности. У дошкольников с ОНР, имеющих нарушения в программировании высказывания, наблюдаются своеобразные варианты затруднений в решении мыслительных задач, несформированность мотивации и ориентировочной деятельности ребенка.

Результаты экспериментального изучения привели нас к убеждению, что у преобладающей части детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не происходит самостоятельного овладения вербально-логическим мышлением. Педагогический процесс должен нести в себе корригирующее воздействие, предусматривающие специальные упражнения и задания, направленные на развитие вербально-логического мышления.                                 Это позволило разработать содержательную, методическую и организационную стороны логопедической работы, направленную как на повышение уровня рече-мыслительного развития дошкольников с недоразвитием речи,  так и позволяющую повысить результативность процесса обучения в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Коррекционная работа имела воспитательный характер и была направлена не только на развитие вербально-логического мышления, но и на всестороннее развитие личности, ее познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие вербально-логического мышления осуществлялось путем подбора речевого материала с учетом актуальной для детей тематики, познавательных возможностей, возрастных и психологических особенностей, разнообразных заданий, созданием благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях, а также путем активного включения детей в коммуникативную деятельность и осуществлялось как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. Итогом коррекционной работы с детьми являлись качественные  и количественные изменения в развитии вербально-логического мышления. Как показал контрольный эксперимент, предложенная и апробированная методика экспериментального обучения повысила эффективность логопедической работы  в рамках развития  вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

Экспериментальное изучение выявило, что, несмотря на имеющийся у детей недостаточный уровень сформированности вербально-логического мышления, они располагают возможностями к его развитию при условии внедрения в процесс обучения и воспитания специальных средств и приемов  логопедической работы.

Таким образом, целенаправленное введение в систему логопедической работы специальных направлений и приемов развития вербально-логического мышления, является мощным фактором воздействия и способно положительным образом влиять на речевую и мыслительную деятельность детей, совершенствовать их речевые умения и навыки, формировать причинно-следственные связи, расширять кругозор, образное видение мира, творческие способности, коммуникативные умения, тем самым способствуя более успешному решению всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Результаты экспериментального обучения в рамках проведенного исследования подтвердили целесообразность предложенной системы работы                 и позволили сделать следующие выводы:

1. Проблема развития вербально-логического  мышления у дошкольников с  общим недоразвитием речи является  актуальной и значимой, но недостаточно  разработанной в теории и практике логопедии на современном этапе.

2. У дошкольников с общим недоразвитием  речи выявлена недостаточная  сфррмированность вербально-логического  мышления.

3. Целенаправленное использование  в системе логопедического воздействия  специальных форм и приемов  работы в рамках развития вербально-логического мышления способствует не только речевому и познавательному развитию, но и более эффективному преодолению речевого дефекта.

В рамках дипломной работы проблема развития вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи приобрела частично практическое решение. Многообразие ее составляющих требует новых решений.

Список использованных источников

 

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 399 с.
  2. Алябьева, Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. 
    Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика / Е. А. Алябьева. – М. : 
    ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. 
  3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПБ. : Питер, 2010. – 288 с.
  4. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида /                          под ред. О. А. Денисовой. – М. : Сфера, 2012. – 64 с.
  5. Волковская, Т. Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недоразвитием речи / Т. Н. Волковская,                       Г. X. Юсупова. – М. : Книголюб, 2008. – 96 с. 
  6. Воробьева, В. К. Методика формирования связной речи у детей                          с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : ACT : Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
  7. Венгер, А. Л. Психология развития / А. Л. Венгер. – М. : ПЕР СЭ,                    2005. – 176 с.
  8. Венгер, Л. А Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. – М. : Дрофа, 2010. – 397 с.
  9. Вочков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вочков. – М. : Айрис-Пресс, 2001. – 123 с.
  10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2007. – 305 с.
  11. Гаврина, С. Е. Логика / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. – М. : Олмо- 
    пресс, 2001. – 64 с.
  12. Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности / Т. А. Гайворонская, В. А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.

13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – 
СПб. : Детство-пресс, 2007. – 472 с.

14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.

15. Гончарова, В. А.  Особенности лексикона дошкольников с речевой патологией и с задержкой психического развития  / В. А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 9–19.

16. Грибова, О. Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. 1995. – № 6. – С. 7–16.

17. Гуманистические проблемы психологической теории / под ред.                           К. А. Абульхановой-Славской [Электронный ресурс] – М. : Наука, 1995. –                   214 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file. – Загл. с. экрана.

18. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова. – М. : Академия, 2006. – 464 с.

19. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – СПб. : Каро,                         2008. – 328 с.

20. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст / Е. С. Ермакова,  И. Б. Румянцева. СПБ. : Речь, 2009. – 208 с.

21. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества: учеб. пособие / М. В. Ермолаева. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : МОДЗК, 2005. – 304 с.

22. Иденбаум, Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях / Е. Л. Иденбаум, А. А. Гостар / Дефектология. – 2008. –                                   № 5. – С. 4–10.

23. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помошь: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений /                      М. В. Жигорева, М. : Академия, 2006. – 296 с.

24. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин – М. : Директ-Медиа, 2008. – 1104 с.

25. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебное пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова,                                   Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2010. – 317 с.

26. Запорожец, А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте / А. В. Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Запорожца. – М. : Международный и Психологический колледж, 1995. – С. 91–102.

27. Ильюшина, Т. Н. Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста. Комплексные занятия / под ред. М. А. Васильевой. – Волгоград : Учитель, 2012. – 130 с.

28. Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. –                М. : Академия, 2006. – 320 с.

29. Капская, А. Ю. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей /       А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик. – СПб. : Речь, 2006. – 226 с.

30. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР /                     В. В. Коноваленко,  С. В. Коноваленко. – М. : Издательство: «Гном и Д»,                 2001. – 48 с.

31. Красильникова, Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. –                 М. :  Сфера, 2010. – 128 с.

32. Лакомцев, А. П. Развиваем логику: стихи-загадки /                                           А. П. Лакомцев. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 32 с.

33. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева. – СПБ. : Союз, 2001. – 224 с.

34. Левитес, В. В. О способах и средствах развития логического мышления младшего школьника / В. В. Левитес // Перспективы развития начального образования России: материалы межвузовской науч-практич. конференции 23-24 марта 2004 г. – Мурманск : МГПУ, 2004. – С. 54–58.

35. Леонтьев, А. А. Язык, речь и речевая деятельность / А. А. Леонтьев. –     М. : КомКкнига, 2005. – 216 с.

36. Леонтьев, А. Н.  Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл Академия, 2004. – 356 с.

37. Лепская, А. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации /                    А. И. Лепская. – М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. – 124 с.

38. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.

39. Мартыненко, Л. А. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. Программа психолого-логопедических занятий / Л. А. Мартыненко,                                  Л. Д. Постнова. – СПб. : Речь, М. : Сфера, 2010. – 174 с.

40. Микляева, Ю. В. Развитие речи в процессе их адаптации к ДОУ /                    Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. – М. : Айрис-пресс. 2005. – 71 с.

  1. Морозов, А. В. Социальная психология I А. В. Морозов. –                                  М. : Академический проспект, 2009. – 356 с.
  2. Мышление: процесс, деятельность, общение / под ред.                                   А. В. Брушменского, М. И. Воловиковой. – М. : Наука, 1982. – 387 с.
  3. Немов, Р. С. Практическая психология / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2003. – 320 с.
     

Информация о работе Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи