Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования – изучение уровня сформированности вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы развития вербально-логического мышления дошкольников……………………………………....................................
Освещение проблемы исследования в общей психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Освещение проблемы исследования в специальной психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Организация и содержание экспериментального исследования……….
Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента……………………………………………………………..
Методика проведения и результаты обучающего эксперимента………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

2013 Дипл.р вербально-логическое мышление.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Примерные задания:

а) Угадай обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Как назвать одним словом то, что мы надеваем на голову, на тело, на ноги?

б) Отгадывание названия предмета по обобщающему слову и по 
описанию его дифференциальных признаков.

Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

в) «Назови части»

Возможны два варианта: а) по картинке, б) по представлению. Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. Грузовик – .... дом – ..., дерево – ...

г) Отгадай предмет по названию его частей:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик); ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево); крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

4. Развитие мыслительной операции анализа может быть связано с выделением из целостного образа предмета его отдельных признаков.

Примерные задания:

а) отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф); я низкий, толстый и серый (бегемот); я грозный, большой, с длинной гривой (лев);  я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

б) Составление детьми загадок-описаний по определенному плану.

Детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят. Например: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (шарф).

в)  Игра с мячом «Какой это предмет?» – логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее логопед бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная – веревка, резинка, лента, дорога, нитка, коса, юбка; широкая – улица, речка, дорога, кофта, лента... ; круглый – мяч, шар, лепесток, стол, помидор...; вкусное – яблоко, пирожное, мороженое...

5. Закреплению смысловых связей между предметами и их признаками способствуют и задания по установлению аналогии.

а) Разложи картинки по сходству.

На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колосья. Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); деревянные сабли, деревянные ворота (или забор), стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребенка по 1-2 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из четырех картинок на доске и объяснить, почему они положили именно так.

б) Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии). 
Логопед предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба); часы – время, градусник – (кровать, температура, окно); стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковер); стул – дерево, булка – (стол, колос, нож); машина – шофер, самолет – (машинист, летчик, небо); ручка – пенал, тетрадь – (книга, парю, портфель).

в) Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды). 
Пальто–пуговица, ботинок – ... Птица–гнездо, человек – ... Утро – ночь, зима – ... Школа – обучение, больница – ... Дом – крыша, книга – Человек – ребенок, собака..

С целью развития способности к противопоставлению рекомендуются следующие виды заданий.

а) Выбрать из тех или четырех слов одно, противоположное по 
смыслу: холодильник – (мороженое, плитка, лампа, снеговик); карандаш – (тетрадь, ручка, резинка, альбом); сахар – (мыло, чай, арбуз, лимон, чайник); молоток – (топор, клещи, рубанок, гвоздь); душ – (мыло, полотенце, мочалка).

б) Закончить предложение и назвать слова – «не приятели». 
Слон большой, а комар ...; камень тяжелый, а пушинка ...; золушка добрая, а мачеха... ; молоко жидкое, а сметана ... ; сажа черная, а снег ... ; днем светло, а ночью ... ; дерево высокое, а куст …

в) Сравни: по вкусу – горчицу и мед; по высоте – дерево и цветы; по толщине – канат и нитку; по ширине – дорогу и тропинку; по весу – гирю и карандаш; по возрасту – юношу и старика.


г) Игра с мячом «Скажи наоборот» – логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду: одеть – (раздеть), поднять – (опустить), бросить – (поймать),     спрятать – (найти), положить – (убрать),     дать – (взять), купить – (продать)       налить – (вылить).

7. В процессе формирования структуры предложения, особенно сложноподчиненного, создаются благоприятные условия для развития причинно-следственных и других смысловых связей.

Рекомендуются такие виды заданий:

а) Игра «Закончи предложение – Я надела теплую шубу, чтобы было тепло, ... чтобы пойти гулять, ... чтобы не замерзнуть. Мы зажгли свет, чтобы ... было светло, ... чтобы ... читать книгу.

б)  «Кто быстрее ответит на вопросы?» – Сестру брат зовет домой. Кто дома? (Брат) Кто на улице? (сестра).  Машу слушает мама. Кто говорил? (Маша) Кто слушал? (мама). Сережу ударил Рама. Кто драчун? (Рома). Ваня шел впереди папы. Кто шел сзади? (папа). Лес позади дома. Что впереди? (дом). Собака бежала за кошкой, а мальчик шел сзади собаки Кто был впереди? (кошка).

в) Игра «Найди ошибку» – логопед предлагает детям послушать предложение, определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить его.

Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли. Солнышко прячется, потому что ночью темно. Река замерзла, потому что дети взяли коньки. Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Игра «Учимся представлять последствия событий»

Цель игры: научить детей определять варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей.

В природе все взаимосвязано. Сейчас я назову некоторые события, которые могут произойти в природе, а ты назови как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события в природе или в жизни людей.

Целое лето не было дождя: а) засохли все растения; б) погиб урожай;                                 в) животные остались без корма; г)  земля высохла, потрескалась; д) много пожаров; е) пересохли водоемы.

Каждый день летом лил дождь: а) не вызрел урожай овощей и фруктов; б) у растений подгнили корни; в) невозможно было загорать, купаться;                        г) все лето пришлось ходить в плаще; д) наводнение; аварии на дорогах. 
Зимой снег почти не накрыл землю: а) зима более холодная;                                         б) не будет паводка; в)  многие растения замерзли; г) весной растениям не хватило влаги; д) плохая всхожесть озимых; е) плохой урожай; ж) у дворников мало работы.

За зиму выпало очень много снега:  а) растения хорошо перезимовали;                   б) весной всем растениям хватило влаги; в) хороший урожай; г) много работы дворникам; д) застревал транспорт; е) поломалось много веток;                   ж) трудно людям передвигаться; з) много снега для зимних игр. 
Несколько дней подряд дул сильный ветер: а) облетели листья на деревьях и лепестки цветов; б) сорвало крыши с домов; в) повалились деревья;                                    г) невозможно передвигаться; д) поднялись пыльные бури; е) аварии.

После теплых майских дней ударил мороз: а) замерзли цветки и завязи плодов; б)  не будет урожая ягод; в) погибнут ранние посевы, посадки.

Девочка уронила карандаш на пол: а) стала поднимать и сильно ударилась головой о стол; б)  карандаш закатился в щель; в) из норки выбежала мышка и унесла карандаш; г)  у карандаша сломался грифель, и девочка не смогла нарисовать рисунок.

Из окна выбросили кусочек булки: а) собаки подрались из-за него;                           б) слетелась стая воробьев; в) собралась целая куча муравьев; г)  женщина очень ругалась, потому что булка попала ей по голове.

Садовник из шланга стал поливать клумбу: а)  шланг прорвало, и водой облило всех; б) оставил шланг на земле и залил все цветы.

Упражнения в стихах «Установи причину и следствие»

Цель: научить дошкольников устанавливать причину и следствие.

Ветер

Вчера был очень сильный ветер. Он поломал большие ветки. Они дорожки перекрыли. Все утром ветки обходили.

Вопросы:

  1. Почему утром люди не могли пройти по дороге?
  2. Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?

Цветы

Забыли дети про цветы

И их не поливали.

А к концу недели

Все цветы завяли.

Вопросы:

  1. Почему завяли цветы?
  2. Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?

Озорник

Не послушал мальчик маму

И по лужам бегал долго.

Намочил все туфли, ноги. Догадаться нам не сложно — Он простыл и заболел. Слег в постель с температурой. Больше в лужу не хотел.

Вопросы:

Почему мальчик заболел? Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам? Чем можно пораниться в луже, если она не прозрачная?

Белым-бело

Всю ночь на землю падал снег. Его хватило бы на всех. А утром все белым-бело, дома, дороги замело. Снег на деревьях и домах, Он на крылечке и кустах.

 

Вопросы:

Почему утром все стало белым-бело? Что засыпал снег? Почему хорошо, когда зима снежная?

Снег

Снег валил всю ночь, весь день, и замел дороги. Ни проехать, ни пройти люди все не могут. Вышли дворники, машины, чтоб заносы все убрать, Чтоб машины на дорогах перестали застревать.

Вопросы

Почему машины не могли проехать? Почему люди не могли пройти? Как решили эту проблему? Какие машины помогают расчищать тротуары?

Драчун

Саша драться любит очень,

 Обижает всех подряд.

В детском садике ребята

С ним водиться не хотят.

Не хотят на день рожденья

Сашу в гости приглашать,

 Не хотят с ним  поделиться,

 Слово доброе сказать.

Вопросы:

Почему с Сашей дети не хотят играть? Почему не приглашают его на день рождения? Почему не делятся с Сашей ничем? Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?

Щенок

Своего щенка Андрюша покормить не захотел.

 К вечеру щенок  Андрюшин погрустнел и заболел.

 Стало мальчику так  стыдно.

Он щеночка пожалел, накормил его сметанкой,

И щенок повеселел.

 

Вопросы

Почему щенок заболел? Почему Андрюше стало стыдно? Как надо ухаживать за животными?

Игры на развитие мышления

Кто что любит? – подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».

Назови одним словом – ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные: лимон, яблоко, банан, слива – фрукты или называть обобщающее слово и предлагать детям назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Например, Транспорт –..., птицы –...

Классификация - ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.

Найди лишнюю картинку: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Найди лишнее слово – прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним». Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметан, хлеб; Час, минута, лето, секунда;      Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;   Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Чередование – предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.

Отвечай быстро - взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса -  предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие – назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

Говори наоборот - предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький». Можно использовать следующие пары слов: веселый–грустный, быстрый –медленный, пустой– полный, умный–глупый, трудолюбивый– ленивый, сильный–слабый, тяжелый–легкий, трусливый–храбрый, белый–черный, твердый–мягкий, шершавый–гладкий и т. д.

Информация о работе Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи