Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118
А.П. Усова, О.Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.[27] Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки - хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Поэтому использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
1.4.Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.
Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.
В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.
Колыбельные. Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола ваять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном.
Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим «героем» кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. [32]
Пестушки. В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.
Потешки. Пестушки незаметно переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.
В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры (например, считалки), прибаутки сопутствуют играм, но могут существовать и как самостоятельное явление. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно. Как и потешки для самых маленьких, прибаутки изобилуют повторами и аллитерациями, обращая внимание ребёнка на красоту звучания родной речи.
Игровые припевы, приговоры. Не
менее древни, чем календарный детский
фольклор, игровые припевы и игровые приговоры.
Ими или начинают игру, или связывают части
игрового действия. Они могут выполнять
и роль концовок в игре. Игровые приговоры
могут также содержать «условия» игры,
определять последствия при нарушении
этих условий. Анализ обнаруживает в детских
играх, особенно в тех, которые сопровождаются
словесными приговорами и песнями, глухие
отголоски древних обрядовых игр и пережитки
древнего быта. Игровое действие унаследовало
свои формы, правила и порядок от древних
языческих игрищ в честь Костромы, Коляды,
Ярилы.
Игры поражают сходством с серьезными
занятиями жизни: охотой, жатвой, посевом
льна, в них имитируются также свадебные
обряды. Точное воспроизведение быта и
серьезных жизненных дел в их строгой
последовательности имело цель путем
многократного повторения игровых действий
с малых лет привить ребенку уважение
к существующему порядку вещей и обычаям,
научить его правилам поведения. Игра
- это подготовка к жизненной борьбе и
труду. Сами названия игр – «Волк и овцы»,
«Медведь в бору», «Волк и гуси», «Коршун»
- говорят о связи игр с бытом и жизнью
сельского населения. Тесная связь с жизнью
народа оставила отчетливый след в образно-художественных
формах игрового «действа», словесных
приговорах и припевках. Столетия и опыт
народа произвели строгий отбор игр - большинство
из них с успехом может быть использовано
и сегодня. В играх сочетаются важные требования
и принципы народной практической педагогики.
Жеребьевые сговорки, считалки,
дразнилки, скороговорки. Детский фольклор
- своеобразная кладовая народа, в ней
хранятся и образцы творчества взрослых,
и то, что создано выдумкой детей. Уже в
произведениях, перешедших к детям от
взрослых, сказался творческий элемент,
привносимый самими детьми. Со значительно
большим основанием это можно сказать
жеребьевых оговорках, считалках, дразнилках
во всех их разновидностях. Правда, и эти
жанры не есть «чистое» самостоятельное
творчество детей. По традиции оно восходит
к творчеству взрослых, но, как и многое
другое, со временем стало забавой и детской
игрой.[34]
Немало народной выдумки внесено и в считалки.
Другие названия их: счет, счетки, пересчет,
сосчиталочки, гадалки и ворожитки. Считалка
- рифмованный стишок, состоящий по большей
части из придуманных слов и созвучий
с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.
Посредством считалок играющие делят
роли и устанавливают очередь для начала
игры.
Дразнилки - вид творчества, почти всецело
развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы
у него не было своего «предка» в творчестве
взрослых. Раздоры, столкновения, вражда,
кулачные бои, настоящие драки, когда
один «конец» деревни шел на другой, были
постоянным явлением старого быта.
Среди прочих форм насмешки
и издевки в детской среде существовали
и сохраняются до сих пор своеобразные
словесные игры, рассчитанные на простаков.
Исследователь детского фольклора Г. С.
Виноградов метко назвал их поддевками.
Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка.
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка - вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность" [3].
Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности пословицами и поговорками. К. Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. В «Родном слове» помещено несколько сотен пословиц. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается прежде всего смысл пословицы как общепринятого поучения.
Эстетические потребности дошкольника полностью удовлетворяет детский песенный фольклор. Песня предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. Это пленительные образы белой березы, шумящей на ветру, разлившейся весенней воды, белой лебедушки, серых гусей, частого дождя и др. Все они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют с течением времени систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родной речи, родине.
Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.
Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку, - сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы.
1.5.Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста
Восприятие –
это сложная познавательная
Важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ребенка потребность воспринимать то, что говорится или демонстрируется на занятии, желание и интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д.)
Важным регулятором
процесса восприятия является
установка, которую в данном случае
можно рассматривать как
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.
В нашей психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, T. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, которое характеризуется способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора. Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольников два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил