Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118
- упражнения
на сочетание хорового пения
с индивидуальным
(педагог предлагает детям показать голосом,
как сигналит па-
ровоз, близко, далеко, басовито, тоненько);
- дидактические игры типа «Заводные игрушки» (дети изображают механических игрушек, артикулируя звук [ц]);
- использование волшебного кубика (дети хором или индивидуально озвучивают песенку, соответствующую изображению на конкретной грани кубика: самолет — в-в-в, комар — с-с-с).
Совершенствованию речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности способствуют следующие приемы:
- исполнение длинных песенок (длительное произношение звука на одном выдохе);
- «вытягивание ниточки» (одновременное разведение сомкнутых перед грудью рук с пропеванием гласного звука);
- исполнение песенок с различной силой голоса.
На
третьем этапе широко используются игры-инсценировки
(произношение детьми вопросительных
и восклицательных предложений с интонациями
грусти, назидания, радости), стихотворные
строки (повторение отрывков, насыщенных
словами с отрабатываемым звуком), чтение
программных произведений, повторение
чистоговорок, а также повторение слов
из рассказа педагога, дидактическое упражнение
«Узнай и назови». Педагогу важно подбирать
слова для закрепления звуков с учетом
требований программы: отрабатываемый
парный звук должен быть в одних случаях
твердым, в
других — мягким; слово с отрабатываемым
звуком должно стоять
в начале или конце фразы; отработку звуков
в словах проводить
по принципу согласный-гласный; гласный,
произношением которого овладевает ребенок,
должен быть ударным в слове.
Завершают каждый речевой раздел программы итоги возрастного периода, освещаются умения и навыки, которыми дети могут овладеть к концу года.
Кроме объема речевых умений и навыков
в программе раскрываются условия и способы
организации развивающей речевой среды.
Авторы программы подчеркивают важность
развития инициативной речи дошкольников.
Необходимо предоставлять детям возможность
самостоятельного рассматривания рекламных
буклетов («Золотая хохлома», «Напольные
и каминные часы»), любимых книг, наборов
предметов и фотографий, календари различной
тематики («Птицы нашего леса», «Музеи
России»). Младшим дошкольникам
взрослый подсказывает образцы обращений
и помогает налаживать
контакты друг с другом посредством просьб,
предложений.
В рекомендациях авторов по программе прослеживается связь развития речи с ознакомлением с художественной литературой и окружающим миром.[45]
«Радуга»
Авторы: Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик, В.В.Гербова
В основу программы положены идеи гуманизации педагогической деятельности, индивидуального общения с ребенком, вариативного использования технологий в решении программных задач. Самостоятельная глава «Развитие речи» представлена в разделе «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе. Для каждой возрастной группы в главе «Развитие речи» дается описание особенностей речевого развития, определяются задачи развития речи. В ходе изложения материала представлены примерные конспекты занятий, в приложении указывается список рекомендуемых для прочтения литературных произведений.
Формирование речевых умений и навыков рассматривается авторами программы не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Такой подход соотносится с фундаментальными положениями Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, согласно которым становление и развитие личности непосредственно связано с овладением ребенком речью, в процессе чего внешние события. изменение взаимоотношений с окружающими, осознаваясь. изменяют внутреннее, психическое состояние, перестраивают его сознание, внутреннее отношение к людям и самому себе.
В программе выделяются следующие направления работы по развитию речи:
- звуковая культура речи;
- словарная работа;
- грамматический строй;
- связная
речь и художественная
Содержание задач имеет свою специфику, определяющуюся возрастными особенностями детей. В младших группах приоритетным направлением в развитии речи является обогащение, активизация словаря и формирование произносительной стороны речи.
В содержании
программы основы связной речи закладываются
в младшей группе, когда дошкольники
овладевают активными, инициативными
диалогическими высказываниями. Это важный
момент в речевом развитии детей, поскольку,
по мнению Д.Б. Эльконина, внутри диалога
формируется связность речи. Младшие дошкольники
учатся задавать вопросы и отвечать на
них, приобретают опыт речевого общения
с взрослыми в беседах, которые авторы
программы предлагают сделать ритуальными:
интересные факты и события в жизни детей
личные проблемы, рассказ о близких людях,
героях телепередач, животных. Воспитателю
рекомендуется создавать условия, при
которых ребенок может добиваться своей
цели путем развернутого речевой
обращения к взрослому или сверстнику,
всегда внимательно выслушивать детей,
деятельно реагировать на их просьбы,
упражнять в составлении самостоятельных
высказываний с элементами описания с
опорой на события из личной и коллективной
жизни.
Формированию лексических навыков
способствует работа: по раз-
витию пассивного и активного словаря.
Для обогащения и активизации словаря разнообразными лексическими средствами в младшей группе ставятся задачи усвоения названий предметов и явлений, их главных и второстепенных признаков и точного использования слов, характеризующих действия людей. Детей знакомят со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты). Умению обобщать, употреблять в речи названия предметов и качеств, активизировать в речи глаголы способствуют игры и упражнения на темы «Овощи», «Купание куклы», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Сварим суп из овощей», «Чего не стало?».
В работе над грамматически правильным оформлением высказывания с младшими дошкольниками большое внимание уделяется освоению основных грамматических форм, конструированию простых нераспространенных предложений. Педагогом решаются следующие задачи: упражнять в согласовании слов в роде, числе и лице, правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения у, в, под, с, из, к, за, на).
Работа по развитию голосового аппарата, четкой дикции, фонетического слуха проводится как на специальных занятиях по звуковой культуре речи, так и на других речевых занятиях.
Детей младшего дошкольного возраста упражняют в произношении звуков родного языка, правильном речевом дыхании. С помощью игр («Узнай по голосу», «У кого что?», «Кто, где живет?») их учат четко артикулировать звук (изолированный, в звукосочетаниях, небольших фразах), произносить звук долго и плавно на одном выдохе, побуждают произносить по подражанию звуки с разной громкостью, развивают слуховое внимание.
В программе обнаруживается тесная связь развития речи с художественной литературой. Авторы обращают внимание педагогов на закономерности между уровнем развития речи и местом литературных произведений в обучении.
Особенностью программы «Радуга» является то, что авторами широко освещены вопросы нового направления в учебно-воспитательном процессе - организации речевой среды в группе. Данное обстоятельство позволяет заметить, что в программе находит свое практическое воплощение идея Л.С. Выготского об особенностях детского развития. По мнению ученого, «идеальная форма», появляющаяся в конце развития, не только существует в окружающей ребенка общественной среде и взаимодействует с ним с самого начала, но и реально направляет, регулирует этот процесс, служит его источником. В этой связи авторы акцентируют внимание на важности рассказывания детям о событиях прошедшей недели, шалостях взрослых, когда они были детьми; о том, какие дети были раньше и какими они станут, когда вырастут; о книге, которую предстоит продать; об удивительных приключениях букв. Педагогу предлагается использовать упражнения, основанные на зачитывании слов из словаря и толковании их значения.
В программе
даны рекомендации по использованию игр
и упражнений по развитию речи. Применение
познавательных бесед, рассматривание
картин с последовательно развивающимся
действиями, отгадывание картин-загадок,
составление небылиц, сочинение концовок
к сказкам и маленьких сказочек, словесных
дидактических упражнений («Кто скажет
точнее?», «Кто заметит больше?»), упражнения
на согласование слов, подбор определений
к слову -
залог успешного развития речевой деятельности.
Специфично в программе создание у детей мотивации, стимулирующей их коммуникативную активность, способствующей овладению связной монологической речью. Авторами принимается во внимание утверждение А.А. Леонтьева, А. Р. Лурии о том, что мотивация - не только движущая сила, но и доминирующий фактор, влияющий на выбор языковых средств и определяющий характер оформления мысли в речевом высказывании. С учетом этого предлагается использовать в организации учебно-воспитательного процесса три типа мотивации: игровую, общения и личной заинтересованности. В программе содержатся указания относительно выбора мотива общения, использования ролевых диалогов в специально разработанных речевых играх, создания проблемных ситуаций в разговоре, побуждающего детей употреблять развернутые речевые высказывания.
Практические работники, занимаясь
внедрением программы «Ра-
дуга», обращают внимание на соответствие
ее задач требованиям времени, рациональное
распределение задач, гармоничное сочетание
со-
держания разделов. Педагоги творчески
подходят к реализации программного содержания,
наполняют его региональным компонентом,
проектируют предметную и развивающую
среду.[48]
«Детство»
Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова, Л.М.Гурович
Авторами
выделяются специальные разделы: «Развиваем
речь
детей», «Ребенок и книга». Наряду с описанием
способов реализации воспитателем приоритетных
направлений разных аспектов речевого
развития, уточнены и раскрыты речевые
умения, которыми должны овладеть дети
в каждом из этих способов, на каждом возрастном
этапе. Подтверждение сказанному находим
в указании А.А. Леонтьева о необходимости
установления для детей дошкольного возраста
системы основных речевых умений.
В разделе «Развиваем речь детей» определены задачи речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, освоение грамматически правильной речи и ее звуковой культуры. Точное выделение речевых задач и конкретность их изложения позволяют выделить центральные направления для каждого возрастного периода.
В развитии связной речи важным становится реализация в обучении детей взаимосвязи диалогической и монологической речи.
Младший возраст - освоение разговорной
речи. К концу четвертого года жизни дети
должны уметь понимать обращенную речь
с опорой и без опоры на наглядность, быть
активными участниками разговора, адекватно
выражать в словесной форме свои мысли,
чувства, переживания. В процессе общения
у ребенка появляются первые формы монологической
речи. В программе предлагается развивать
умение детей строить высказывания из
двух-трех предложений, составлять сложные
предложения, сначала бессоюзные, а затем
с союзами и союзными словами, устанавливать
совместно со взрослым
порядок событий в тексте, словесно выражать
оценку поступкам и
действиям героев произведения. Развитие
связной речи младших дошкольников предлагается
осуществлять не только в процессе рассказывания
детей о значимых для них событиях, но
и пересказывания_знакомых сказок по вопросам
воспитателя.
В словарной работе выделяются несколько взаимосвязанных направлений работы: обогащение словаря новыми словами, уточнение и его активизация.
В младшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется правильному употреблению слов, обозначающих действия, качества, свойства, названия некоторых материалов (глина, песок, бумага, ткань), растений, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса). Уточнению значений и активации употребления освоенных слов способствуют творческие упражнения, отгадывание описательных загадок.
Содержание работы по освоению грамматически
правильной речи
определяется авторами программы тремя
направлениями: морфологией, синтаксисом,
словообразованием.
В младшем
дошкольном возрасте дети учатся осваивать
структуру
простого предложения, пользоваться системой
окончаний для выражения рода, числа, падежа,
времени, использовать слова с суффиксами
уменьшительности, ласкательности, увеличительности.
Игры («Один начинает, другой продолжает»,
«Что делает кукла?») активизируют речь
детей, побуждают строить сложные предложения,
сначала бессоюзные, затем с союзами и
союзными словами.
Центральная направленность в работе
по освоению звуковой куль
туры речи, по убеждению авторов программы,
воспитание орфоэпически правильной,
выразительной и четкой речи. Младшие
дошкольники овладевают умением слышать
и воспроизводить звуковой образ слова,
воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться
речевым дыханием.
Отличительный признак программы «Детство» - содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности, представленное в виде отдельных пунктов в разделах: «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в мире людей и предметов», «Ребенок открывает для себя мир природы», «Первые шаги в математику». Содержательное описание конкретных языковых средств применительно к разным вилам деятельности согласуется с коммуникативно-деятельностным подходом к речи. По А.А. Леонтьеву, речь - не самоцель, а средство, орудие и может по-разному использоваться в разных видах деятельности. Согласно занимаемой исследователем позиции, речь включена не только в коммуникативную, но и в какую-либо другую деятельность — теоретическую, интеллектуальную или практическую, где она и развивается. В этой связи в учебно-воспитательном процессе особенно важно определение того, с помощью каких речевых умений и навыков в конкретных видах деятельности возможны совершенствование мыслительной и практической деятельности ребенка, успешное овладение им сложноорганизованной формой речевого высказывания.