Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118
В повседневном общении воспитатель следит за темпом речи детей. Неторопливая речь взрослых — хороший пример для подражания. Воспитатель предлагает повторять различные звукосочетания со сменой высоты голоса (как мяукает кошка и как — котенок). При чтении потешек, стихов, сказок педагог обращает внимание детей на выразительную сторону речи, дает образец интонации.
Громкость, плавность речи во многом зависят от речевого дыхания. Подготовительная работа по развитию речевого дыхания проводится систематически на прогулках, во время игр. В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи воспитатель широко использует наглядный материал.
В младших группах основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.
Дети младшего возраста еще не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы. Чтобы научить их соотносить предмет со словом, его обозначающим, важно чаще ставить вопросы типа: что это?; давать задания: принеси то-то.
В данной возрастной группе основной является, конечно, задача количественного накопления словаря, которая решается не только на занятиях по развитию речи, но и во всех других видах деятельности.
Наряду с этим следует иметь в виду и решение задач качественного накопления словаря, привлечения внимания детей не только к правильному называнию предметов, но и их качеств, свойств и действий, т. е. задач активизации в речи ребенка, помимо имен существительных и имен прилагательных, глаголов.
В этой группе словарная работа проводится с широким использованием наглядности (игрушки, картины). Большую роль играет и речь воспитателя как один из важных источников обогащения детской речи. Освоению детьми обобщающих понятий служат игры, для которых подбирают предметы одной родовой категории (игрушки, кукольная посуда, одежда).
Необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Игры и игровые упражнения с таким содержанием проводятся один раз в месяц как часть речевого занятия и один раз в неделю во второй половине дня индивидуально иди с подгруппами детей.
Планировать проведение игр с грамматическим содержанием надо в комплексе со всей воспитательно-образовательной работой.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Для развития связной речи используются пересказ детьми хорошо знакомых им литературных произведений.
Задачи развития речи решаются и во внеучебное время. Так, формирование грамматического строя речи осуществляется прежде всего в повседневном общении ребенка с окружающими. Педагог развивает у воспитанников речевую активность, потребность общаться, делиться друг с другом впечатлениями. Он поощряет детей к рассматриванию картинок, лото, спрашивает о названиях предметов, их качеств, частей, назначении.
Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата осуществляется на речевой гимнастике (2—3 мин).
Кроме того, в свободное от занятий время воспитатель организует и проводит игры, направленные на развитие слухового восприятия, речевого слуха. Вне занятий с детьми разучивают стихи, потешки. При этом педагог обращает внимание воспитанников на громкость, четкость произнесения слов, фраз, на правильное использование темпа речи, интонационных средств выразительности.
Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет: метод.пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик.
Руководство речевым развитием детей нацелено на следующие направления:
- обследование речи;
- работа над артикуляцией;
- развитие мелкой моторики;
- целенаправленная работа по развитию речи (осуществляется на занятиях и вне занятий).
Обследование речи направлено на выявление состояния понятийной стороны речи, словаря и фразовой речи, звукопроизношения и фонематического слуха. Обследование проводится три раза в год (в начале, середине и конце года) на постепенно усложняющемся материале. Все данные фиксируются в соответствующих таблицах.
На четвертом году жизни следует начинать подготовительную работу по артикуляции. Она включает в себя:
- первичное знакомство с артикуляционным аппаратом (губы — верхняя и нижняя губа; зубы — верхние и нижние зубы; язык — кончик и спинка) и воздушной струей;
- разучивание некоторых артикуляционных упражнений и использование их в артикуляционных минутках.
Знакомство с артикуляционным аппаратом происходит на первом занятии и закрепляется в процессе разучивания артикуляционных упражнений.
Детей знакомят с 17 упражнениями: «Улыбочка», «Дудочка», «Заборчик», «Мясорубка», «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Сердитая кошечка», «Прятки», «Покусывание кончика языка», «Дятел», «Лошадка», «Качели», «Катание шарика», «Маляр», «Чашечка», «Вкусное варенье». Каждое упражнение сопровождается картинкой-образом.
Упражнения преподносятся детям в виде сказки с продолжением. Каждая часть сказки представляет собой отдельное упражнение. Рассказывание артикуляционной сказки проходит два раза в день по 2—3 минуты. Дети слушают сказку и в определенном месте выполняют артикуляционное упражнение. Упражнения вводятся, разучиваются и закрепляются в течение 17 недель. В последующем воспитатели манипулируют частями артикуляционной сказки (соединяют две разные части (упражнения); используют картинки-образы, по которым дети повторяют части сказки с показом упражнений).
На четвертом году жизни происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Данное направление в развитии ребенка взрослые должны систематически контролировать.
Развитие мелкой моторики в основном происходит вне занятий, в свободной деятельности детей. Поэтому необходимо наполнить среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие: переключаемости движений; координации движений; точности движений, силы, ловкости.
В группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия и стенды (с застежками, шнуровками, замочками). В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушим одежду игрушек), одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры (от народных до авторских). Обязательно проводятся мероприятия с использованием заводных игрушек и волчков.
Занятия по развитию речи проводятся один раз в неделю с октября по апрель включительно. В планировании необходимо учитывать время, которое потребуется педагогам для обследования речи: сентябрь, январь, май.
Развитие речи активно осуществляется вне занятий, в самостоятельной и других видах деятельности.
С детьми необходимо много беседовать, комментировать происходящее. При этом педагогам следует привлекать детей к комментированию.
Вне занятий взрослые используют речевые игры и упражнения: на развитие речевого слуха («Кто позвал?»); на развитие фонематического слуха (работа с дидактическими картинками- опорами); на развитие словаря (существительных, глаголов, определений части предметов и объектов, обобщения) с помощью дидактических игр («Лото малышам») и пособий («Собери из частей», «Назови одним словом»).
Развитие связной речи происходит в рамках диалогической формы. Дети усваивают основы речевого этикета в наиболее распространенных социальных ситуациях: приветствие, прощание (групповая традиция), благодарность, просьба, извинение. Только в возрасте 3—4 лет (учитывая ориентированность ребенка на любимого, значимого взрослого) велика роль образца взрослых. Поэтому введение вежливых слов и оборотов осуществляется посредством подражания окружающим взрослым (родителям, близким и педагогам).
В рамках работы над артикуляцией вводятся и постепенно разучиваются не только артикуляционные упражнения (17 упражнений), но и упражнения на речевое дыхание (работа с поддувалочками). С этой целью детям предлагаются легкие предметы (ватные шарики, снежинки и листочки из тонкой бумаги).
Много внимания уделяется развитию мелкой моторики. Для этого детей обеспечивают соответствующими пособиями и играми, которые в течение года периодически сменяются. В данном возрасте начинается работа с бумажными салфетками (отрывание, скатывание, приклеивание), которая способствует развитию щепоти и правильному мышечному распределению (напряжение — расслабление). Учитывая неразвитость руки ребенка, а также слабую произвольность и неориентированность на результат своей деятельности, детям нужно предлагать яркие предметные картинки, на которых некоторые детали (части) не раскрашены. Именно нераскрашенные части промазываются клеем и выкладываются бумажными шариками. В месяц ребенок выкладывает одну картинку. Работу с бумажными шариками можно использовать вне занятий и как часть занятия по развитию речи.
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста
На констатирующем этапе исследования целью нашего изучения было выявление состояния речи.
Обследование проводилось в
Для констатирующего этапа эксперимента используется методика, предложенная Ушаковой О.С, Струниной Е.М в пособии «Методика развития речи детей дошкольного возраста», по выявлению уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Задание 1.
Первое задание, которое вводит ребенка в систему проверки, - это пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба». Пересказ осуществляется индивидуально, после того как эта сказка по соответствующей методике рассказывается на занятии.
Материал: небольшая мягкая игрушка — собачка черного цвета. Этот персонаж будет «участвовать» на протяжении всего обследования состояния речевого развития ребенка.
Обследование проводится индивидуально, лучше сидеть за столом.
— Вам сегодня рассказывали сказку? Как она называется? Сказка тебе понравилась? (Ответ ребенка.)
Ответ может быть развернутым, но нужно себе четко представлять границы, чтобы это общение не увело ребенка от выполнения задания.
Раздается «ав-ав-ав», и появляется собака.
— Кто это? Посмотри, какая она грустная. Знаешь почему? Она очень любит слушать сказки, а на занятие она опоздала и не услышала сказку. Расскажи ей (называется имя ребенка) сказку «Курочка Ряба».
— Ав-ав-ав. Да, расскажи мне, Коля, пожалуйста, сказку. Я очень люблю слушать сказки.
Этот диалог собаки с ребенком — необходимое условие. Апробирование данного задания показало, что ребенок может отказаться от его выполнения в случае, если это предложение исходит от взрослого, но если его «просит» об этом собачка, отказов, как правило, не бывает.
Ребенок может взять игрушку в руки и рассказывать. Если же пауза слишком затягивается, то начать самому: «Жили-были ...», предлагая интонацией незавершенности включиться в пересказ.
— Спасибо. Мне очень понравилась сказка (говорит собака).
Это задание оценивается по трехбалльной системе. Проверяется связность речи: умение самостоятельно передать небольшое по объему художественное произведение в определенной последовательности и логике.
3 балла получает ребенок, если он самостоятельно, соблюдая логичность и последовательность, передает содержание текста.
2 балла получает тот ребенок, который договаривает фразу, начатую проверяющим, соблюдая логичность и последовательность.
Проверяющий: Жили-были...
Ребенок: дед и баба.
Проверяющий: И была у них...
1 балл ставится ребенку, если он договаривает за проверяющим отдельные слова.
Проверяющий: Жили-были дед и... Ребенок: баба.
Проверяющий: И была у них курочка... Ребенок: Ряба.
Задание 2. Понимание значения слова «черныш».
Выполнение данного задания является продолжением диалога между проверяющим, ребенком и собакой.
— Собачке понравилась твоя сказка. Ты знаешь, как ее зовут? Ее зовут Черныш. Как ты думаешь, почему так назвали собаку? (Ответ ребенка.)
После ответа нужно обязательно дать правильное пояснение: «Ее назвали Черныш, потому что она черного цвета». Если нет собаки-игрушки черного цвета, то ее можно заменить. Но в этом случае ее уже будут звать Рыжик, Беляк и т. п.
В этом задании проверяется умение ребенка выделить характерный признак и по этому признаку раскрыть значение слова. Оно оценивается по трехбалльной системе.
3 балла получает ребенок за правильный ответ: Черныш, потому что она черная (черного цвета).
2 балла — если ребенок выделяет признак, но объясняет значение недостаточно точно: Черныш, потому что она чумазая, грязная.
1 балл — если ребенок пытается объяснить: Черныш, потому что она бегает.
Задание 3. Понимание и правильное употребление пространственных предлогов.
Материал: собачка, шкаф из кукольной мебели.
Это задание также плавно вытекает из предыдущего. Для ребенка — это игра с собачкой.
Понимание предлогов в, на, га, под, около проверяется, когда ребенку дается задание, а он его выполняет. Например «Посади собачку на, под шкаф». Как правило, ребенок выполняет это задание молча, но в данном случае от него ничего другого и не требуется. Фиксировать в схеме ответ ребенка:
«+» — правильно выполнено задание, «-» - неправильно. В схеме можно записать и предлог-замену. Например, при задании «Посади собачку в шкаф» ребенок сажает игрушку на шкаф. В графе в пишется предлог на.