Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118
Авторы программы придают серьезное
значение взаимосвязи работы по речевому
развитию и обогащению литературного
опыта.
Рекомендации для педагогов предлагаются
с учетом характерных
возрастных особенностей восприятия,
речевых возможностей до-
школьников. Занятия по ознакомлению с
художественной литературой строятся
согласно трехчастной структуре. В первой
части занятия
обеспечивается полноценное первоначальное
восприятие текста с
помощью небольшой беседы (о творчестве
автора произведения, об
истории создания последнего, значении
сложных выражений). Вторая часть занятия
посвящена первой встрече ребенка с художественным
произведением. Заключительный этап -
беседа о прочитанном и повторное чтение
произведения. Ребенок включается в обсуждение
прочитанного, делится своими впечатлениями,
выражает переполняющие его чувства, уточняет
понимание прочитанного.
В методических рекомендациях рассматриваются
категории вопросов, задаваемых педагогом
после прочтения произведения. Вопросы
на эмоциональное отношение к явлениям
и героям произведения оживляют первые
впечатления от прочитанного, поэтому
их задают в начале беседы («Что больше
всего понравилось в произведении?», «Кто
больше всех понравился?», «Нравится ли
герой?»). Вопросы на выявление понимания
замысла произведения важно формулировать
так, чтобы возникло обсуждение, появились
различные мнения по ключевым моментам.
Вопросы на понимание
мотивов поступков персонажей заставляют
ребенка размышлять о причинах и следствиях
этих поступков, замечать логическую закономерность
событий.
Вопросы на воспроизведение содержания имеют основное значение в беседе с младшими дошкольниками. Вопросы на элементарные обобщения используются, как правило, в конце беседы и вызывают у ребенка потребность еще раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить более существенное и главное («Зачем писатель рассказал эту историю?», «Как бы вы назвали этот рассказ?», «Чему учит сказка?»).
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Раскрываются подходы к организации выставок, оформлению и комплектации уголка книги. В младшем дошкольном возрасте педагог выставляет 4—5 знакомых книг (предпочтение отдается книжкам-картинкам) с крупными иллюстрациями, знакомит с назначением уголка книги, правилами обращения с книгой. В среднем срок пребывания книги в уголке составляет 2,5 недели. Кроме книг в книжном уголке могут находиться альбомы для рассматривания
Серьезное внимание в программе уделяется осуществлению контроля динамики речевого развития дошкольников. С этой целью конце разделов выделены уровни овладения речевыми умениям, навыками, позволяющие педагогу строить учебно-воспитательный процесс на диагностической основе, определяя сильные и слабые стороны в развитии речи детей, тем самым осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии.
Следует отметить, что в программе подробно
раскрываются речевые
умения в построении смысловой структуры,
соответствующие
каждому из предложенных для освоения
дошкольникам типов высказывания (составление
описательных и сюжетных рассказов, сказочных
историй), лексико-грамматического оформления
изложения, выделяется творческий аспект
в освоении связной речи (реконструкция
содержания литературного образца, выражение
своего отношения к воспринятой информации
при помощи собственных лексических средств,
синтаксических конструкций).22]
«Из детства – в отрочество»
Авторский коллектив: Т.Н.Доронова, Л.Н.Голубева, М.А.Гордова, Т.И.Гризик, З.А.Гриценко, Е.А.Дубровская, Т.И.Ерофеева и др.
В программе представлен самостоятельный
раздел «Развитие речи».
По мнению авторов, системный подход к
совершенствованию речи
помогает естественному развитию детей,
максимально предупреждает появление
отклонений в умении грамматически правильно
оформлять высказывание. Под системным
подходом авторами понимается специальная
работа, охватывающая все стороны речи:
словарь, грамматический строй, звуковую
культуру, связную речь. Решение речевых
задач в интеграции с другими видами деятельности
позволяет не только перераспределить
учебную нагрузку, но и организовать нормальное
функционирование речи в жизни детей.
Цели речевого развития динамичны. Они расширяются в соответствии с переходом ребенка на следующую возрастную ступень и обеспечиваются в процессе решения основных задач. Речевые задачи с возрастом становятся более детализированными (наблюдается принцип «от общего к частному»).
В возрасте 3—7 лет внимание уделяется комплексному развитию всех компонентов устной речи (произносительной ее стороны, словаря, грамматического строя, связности).
Решение речевых задач на каждой возрастной ступени разворачивается в двух направлениях: в семье (закрепляющий уровень) и дошкольном образовательном учреждении (развивающий уровень). Развивая речь детей, родители и педагоги действуют взаимосвязанно, согласовывают свои действия и наблюдения. Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется в рамках специальных мероприятий:
- индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящие в течение года;
- участие родителей в речевых традициях группы («Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука»);
- работа
воспитателей с подгруппой
обнаружены схожие (одинаковые) проблемы
в речевом развитии;
- создание
газеты для родителей по
- игротека в детском саду при участи родителей (по четвергам);
- работа
по созданию специального
С младшими дошкольниками в семье проводят много бесед. Родители следят за правильным употреблением окончаний существительных, прилагательных, глаголов во фразах; поощряют употребление сложных предложений; активизируют слова, обозначающие наименование, действия, признаки предметов; учат отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом.
В дошкольном учреждении для развития связной речи создаются условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания, отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Предусматривается подведение дошкольников к составлению небольших рассказов в форме диалога с использованием игрушек.
Работа по развитию лексической стороны речи детей предполагает широкое использование упражнений, направленных на углубление и расширение представления об окружающем мире. Малышей учат различать и называть части предметов, использовать определения, знакомят с обобщениями, обозначающими родовые понятия.
В работе над формированием грамматического строя речи внимание уделяется словообразованию, составлению предложений с неродными членами. Дети упражняются в согласовании слов в роде, числе, падеже, правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения.
Под руководством педагога младшие дошкольники совершенствуют навыки звуковой культуры речи через выработку четкой дикции, выполнение заданий на нахождение заданного слова в предложенной фразе с опорой на картинку, артикуляционные и дыхательные упражнения.
Эффективность развития речи дошкольников будет зависеть по мнению авторов программы, от того, насколько педагоги смогут:
- проявлять внимание, деликатность, терпимость и такт;
- проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, сказка, загадка);
- помнить,
что ребенок — уникальная
- учитывать
пожелания и предложения
Программа по развитию речи в детском саду. (О.С.Ушакова)
Программа направлена на развитие связной речи дошкольников. Программа рассчитана на работу с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Обучение языку, развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому важной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.
В основу программы легли результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой.
При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте авторы выделили три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем формирования личности ребенка-дошкольника.
Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
Программа включает в себя следующие разделы:
Программа включает в себя методические указания для каждой возрастной группы. К программе разработаны конспекты занятий для всех возрастных групп. Пособие для воспитателя детского сада – «Занятия по развитию речи в детском саду» рекомендовано Министерством образования РФ.[59]
Таким образом, во всех проанализированных программах, предназначенных для обучения детей в дошкольных учреждениях, отдельно выделяются следующие направления работы по развитию речи:
- звуковая культура речи;
- словарная работа;
- грамматический строй;
- связная речь.
Но в разных программах есть свои особенности. В программе «Радуга» основным, на что авторы обращают внимание - развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни на протяжении всего дошкольного детства; в вариативной программе «Детство» наиболее интересным и полезным являются определенные и доступно изложенные основные показатели развития речи ребенка, на основании которых и родители, и воспитатели могут корректировать развитие ребенка. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой) базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях при ведущей роли развития связной речи. В программе воспитания и обучения в детском саду определён необходимый объём знаний, который должен быть у ребёнка к концу года.
1.8.Анализ методических
Дошкольное образование определяется многообразием вариативных программ по развитию речи, каждая из которых имеет свои приоритетные аспекты в речевом развитии детей. К каждой программе существуют методические рекомендации, которые оказывают педагогам помощь в организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты при работе по развитию речи, проведения занятий. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к занятиям по развитию речи.
Рассмотрим некоторые из них:
Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей,
работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Гербова В. В.
В программе «Радуга» выделены задачи, которые предстоит решать ежедневно. Напомним некоторые из них.
1.Много, ярко, искренне рассказывать детям, в частности, об интересных событиях, участниками или свидетелями которых вы были: о хитростях знакомой вам собаки или каверзах кота, о прирученной галке, которая научилась лаять, о ваших переживаниях, радостях, сомнениях и т. п. Ребенок обогащает свою речь путем копирования и творческой переработки вашей речи, и ваши рассказы помогут ему накапливать запас положительных фактических образцов речи.
Вам предстоит рассказывать детям и о том, как был прожит день. Произошли события, заслуживающие внимания (научились строить высотный дом, ни разу не поссорились, ножи слушаются многих детей и помогают аккуратно и красиво есть и т. п.); был огорчительный момент для Димы — его мокрая постель, но мы Диму утешили, успокоили — подобное со многими маленькими детьми случается, и нет причин для огорчения.
2.Ежедневно знакомить детей с произведениями художественной литературы, «погружая» их в удивительный мир увлекательных событий, описанных особенным языком — литературным.
Однако воспитателей затрудняет последовательность отбора произведений для чтения и заучивания. Автор предлагает им воспользоваться примерным вариантом планирования.
3.Что и когда целесообразнее читать детям, заучивать с ними.
Целенаправленное и систематическое формирование конкретных речевых умений подразумевает развитие навыков активной речи. Известно, что активная речь формируется только в процессе интенсивного речевого общения. Основной же формой речевого общения ребенка 3—4 лет со взрослыми и сверстниками является разговор-диалог, состоящий из цепочки реплик.