Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение – раскрытие воспитателем сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Словесное
упражнение – многократное
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию
Наглядные приемы – показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре – драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению – также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
В развитии речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игровой персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).
Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.[11]
По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.
Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа. А другие – план, варианты плана, вопросы – будут дополнительными.
Косвенными приемами являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.
В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
1.7.Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества.
В современных условиях развития общества и модернизации образования в нашей стране особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы в различных звеньях образовательной системы. В системе образования РФ большое значение придается дошкольному образованию, которое получают воспитанники в сети дошкольных образовательных учреждений. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативности образования, разработан целый ряд отечественных программ нового поколения. Следует отметить, что многие программы разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ.
В настоящее время для работы
с детьми дошкольного возраста
существуют разнообразные
Программа воспитания и обучения в детском саду.
Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
Программа создана на основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1982) и предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Раздел «Развитие речи» представлен в блоке «Умственное развитие». Методические руководства по речевому развитию разработаны В.В.Гербовой. Для каждой группы в разделе «Развитие речи» определены задачи по организации развивающей речевой среды, формированию словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя и связной речи.
Развитие речи на занятиях и
в свободной деятельности во второй младшей
группе направлено на обогащение словаря,
формирование умения строить предложения,
правильное и четкое произнесение слов.
Работа по развитию связной диалогической
речи начинается со
второй младшей группы. Младших дошкольников
вовлекают в раз-
говор во время рассматривания предметов,
обучают умению вести
диалог, формируют потребность делиться
своими впечатлениям со
знакомыми, упражняют в употреблении форм
словесной вежливости, побуждают участвовать
в драматизации знакомых сказок. По мнению
авторов программы, необходимым условием
полноценного развития фразовой речи
младших дошкольников является специально
организованное общение со взрослым, в
процессе которого малыши знакомятся
с новыми речевыми оборотами. Педагог,
рассказывая о жизни группы, стимулирует
отсроченное восприятие и переживание
детьми произошедших событий, помогает
им устанавливать связи между предметами
и явлениями, последовательно описывать
знакомые вещи и чувства. Искренне и ярко
рассказывая об ожидаемых событиях, воспитатель
помогает ребенку почувствовать себя
значимым, уверенным в себе, настраивает
на позитив завтрашнего дня. Рассказы
воспитателя о себе в сказочной форме
помогают детям преодолеть различные
страхи, понять нежелательность некоторых
поступков. Авторами названы благоприятные
условия совместного рассматривания картин,
подготавливающие детей к пересказу и
активизирующие инициативную речь:
- использование в завязке
- включение в рассказ взрослого предложений, содержащих вопросы, восклицания, прямую речь;
- выстраивание сюжета в строгой последовательности, чтобы одно высказывание дополняло и продолжало другое.
Центральное содержание лексической работы — обогащение представлений об окружающем мире и активизация словаря.
Младших дошкольников учат различать
и называть существенные детали и части
предметов, качества, особенности поверхности,
некоторые материалы и их свойства, местоположение.
Перед педагогом стоят задачи : познакомить
детей с обобщающими словами (одежда, посуда,
мебель, овощи, фрукты, птицы), названиями
частей суток (утро, день, вечер, ночь);
научить различать по внешнему виду домашних
животных и их детенышей, овощи и фрукты.
С помощью игр («Не ошибись», «Не перепутай»,
«Что изменилось»)
дети приобретают умение сравнивать и
различать сходные по внешнему виду предметы.
Авторами программы определены эффективные
приемы словарной работы с младшими дошкольниками:
- показ предметов с их
- сочетание показа предмета
с активными действиями
- задания, предполагающие ответ в форме действия.
Содержание работы по формированию
грамматических навыков
осуществляется по следующим направлениям:
усвоение грамматических норм, совершенствование
морфологической и синтаксической стороны
речи.
Большой удельный вес в работе с младшими
дошкольниками
занимает помощь взрослого. Детям помогают
употреблять в речи
имена существительные в форме единственного
и множественного
числа, согласовывать прилагательные
и существительные в роде, числе,
падеже, употреблять существительные
с предлогами (в, на, под, за,
около). Воспитателю рекомендуется
обратить серьезное внимание на
освоение дошкольниками слов, обозначающих
в предложении раз-
личного рода обстоятельства (места, времени,
образа действия), а
также структуру простых и сложных предложений.
Программой определяются возрастные особенности,
влияющие на выбор упражнения по усвоению
морфологических средств языка. Так, рекомендуется
выбирать для упражнений те формы, которые
вызывают у малышей трудности: существительные,
имеющие в родительном и винительном падежах
множественного числа нулевое окончание
или окончания: ей, ек, о/с, ев, ов. К таким
упражнениям относятся задания на договаривание
слов с соответствующими окончаниями
во
фразах и рифмовках, игры («Что одно, а
чего много?», «Чего не
стало?»). С помощью дидактических игр
(«Чья вещь?», «Один? Много?») дети упражняются
в согласовании существительных с другими
частями речи. Для активизации предлогов,
наречий, прилагательных в работе рекомендуется
использовать игры-инсценировки («Где
Мишка искал свой мяч?», «Зайцы в лесу»,
«Что изменилось?»), дидактические игры
(«Какой?», «Чего не стало?»). Беседы на
разные темы (предусмотренные и возникшие
стихийно) побуждают детей отвечать и
самостоятельно задавать вопросы, выполнять
поручения взрослого по устной инструкции,
строить предложения с различным
порядком слов. Проблемные вопросы воспитателя
(Зачем? Почему?)
подводят детей к развернутому высказыванию.
Работа по развитию у дошкольников звуковой культуры речи направлена на отработку речевого дыхания, четкой артикуляции, а также интонационно выразительности.
Младших дошкольников учат четкому произношению
в словах
гласных ([а], [у], [и], [о], [э]) и согласных
звуков в определенной
последовательности ([п]—[б]—[т]—[д]—[к]—[г];
[ф]—[в]; [т]—[с]—
[з]—[ц]). Педагогу рекомендуется придерживаться
определенных этапов в работе по освоению
родственных групп звуков. Начинать с
обучения произношению губно-губных ([м],
[б], [п]), затем губно-зубных ([в], [ф]) и переднеязычных
([н], [д], [т]), завершать заднеязычными звуками
([к], [г), [х]). В программе определены этапы
формирования звукопроизношения: подготовка
артикуляционного аппарата, уточнение
произношения звука, закрепление звука
в словах и фразовой речи. На первом этапе
детей учат хорошо открывать рот, плотно
смыкать губы. Второй этап включает работу
по звукопроизношению, развитию речевого
дыхания. Эффективными приемами
отработки звукопроизношения являются: