Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118
Обучение родному языку предполагает планирование разнообразных ситуаций, побуждающих детей вступить в диалог с педагогом, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, уточняется и активизируется словарь, формируются грамматические навыки.
На четвертом году жизни ребенка необходимо:
продолжать развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учить детей пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков;
Программа «Радуга» определила приоритетные направления работы для каждой возрастной группы. Для младших дошкольников таким приоритетным направлением является именно развитие речи.
Может возникнуть закономерный вопрос: почему тогда речевых занятий стало вдвое меньше, чем было в типовой программе? Именно потому, что «Радуга» всем укладом жизни предоставляет словоохотливым и даже болтливым трехлеткам возможность поговорить, удовлетворяя их потребность в речевом общении со взрослыми.
Программа рекомендует воспитателям планировать одно занятие в неделю по развитию речи. Ориентируясь на примерное планирование, воспитатель должен решить, будет ли он неукоснительно придерживаться предложенной последовательности занятий на тот или иной месяц учебного года или изменит ее, считая целесообразным повторить некоторые занятия (не меняя содержания занятия или обновив его за счет новых заданий или нового речевого материала).
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Гербова В.В.
Обогащение и совершенствование речи в этой возрастной группе остаются в числе важнейших педагогических задач. Ее решению способствует: речевая среда, из которой дети могут черпать культурные речевые образцы; целенаправленные педагогические воздействия, помогающие детям овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться. Подражание воспитателю, носителю речевой культуры и литературного языка, — важнейшее условие речевого развития детей. Чтобы создать у них значительный запас речевых образцов, педагогу следует говорить много, искренне и ярко; произносить фразы отчетливо, вразумительно, неторопливо; употреблять (и многократно повторять) новые для детей слова и выражения, радоваться их появлению в речи малышей; использовать каждый вопрос ребенка как повод вступить с ним в диалог.
Итак, непременным условием полноценного речевого развития детей четвертого года жизни является разнообразная и правильно организованная речевая среда. Вот ее основные составляющие:
- специально подобранные игрушки и предметы, побуждающие детей к общению (заводные игрушки, мягкие игрушки, дидактические коробочки, столики с предметами-вкладышами);
- тексты произведений художественной литературы, воспроизводимые воспитателем; собственная речь воспитателя в повседневном общении с детьми;
- специально организованное речевое воздействие педагога (рассказы о детях, жизни группы, о себе, трудных ситуациях, событиях прошедшего дня и ближайшего будущего).
Маленькие дети — внимательные и благодарные слушатели. Им нравится все, что рассказывает взрослый. Вместе с тем существуют сюжеты, которые обязательно надо использовать в рассказах, ибо они имеют большое значение для детей. Это рассказы о детях группы, о жизни группы, об ожидаемых событиях, о непростых для малыша житейских ситуациях, а также рассказы воспитателя о себе.
Темы для рассказов подскажет жизнь группы и поведение детей (ребенка) в самых разных ситуациях.
Работа по речевому развитию детей осуществляется на всех без исключения занятиях, в том числе на специальных, а также в повседневной жизни, на прогулке и т.п.
Много внимания уделяется обогащению, уточнению и активизации словаря, опирающегося на конкретные представления. Это значительно повышает уровень речевого развития ребенка, совершенствует культуру общения.
Во второй младшей группе используются следующие приемы словарной работы:
- показ предметов с их называнием при рассматривании окружающей, при проведении дидактических игр;
- сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, на вкус и т. п.).
- сравнение сходных по внешнему виду предметов. Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические упражнения и игры «Не ошибись» («Не перепутай»), «Что изменилось?» и др.;
- задания, предполагающие ответ в форме действия.
Во второй младшей группе продолжается работа по различению и правильному произнесению звуков, отработке речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса. Эти задачи легче решать, проговаривая звуки, произнесением которых ребенок владеет или овладевает. Работа по освоению родственных групп звуков проводится поэтапно.
Воспитателю, планирующему работу по формированию грамматических навыков у детей во второй младшей группе, в первую очередь следует обратить внимание на морфологическую сторону речи: освоение детьми согласования слов в роде, числе и падеже; чередования согласных в основах глаголов и существительных; способов словообразования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки и существительных, обозначающих детенышей животных.
Серьезное внимание нужно также обратить и на совершенствование синтаксической стороны речи. В частности, необходимо помочь детям освоить слова, которые служат в предложении для обозначения различного рода обстоятельств (места, времени, образа действия и т.д.); структуру простых и сложных предложений; предложений с однородными членами.
Содержание работы над морфологическими средствами языка обусловливается особенностями, характерными для речи детей данного возраста. Для упражнений берутся те грамматические формы, употребление которых вызывает определенные трудности у трех-, четырехлетнего ребенка, в частности, существительные, имеющие в родительном и винительном падежах множественного числа нулевое окончание или окончания -ей, -ек, -ок, -ев, -ов. (Окончания -ей, -ек, -ок дети заменяют на -ев, -ов: ежей — ежов, ресничек — ресничков. К нулевому окончанию дети часто добавляют окончание -ов: обезьян — обезьяноед).
Особое внимание во второй младшей группе уделяют работе над существительными, обозначающими:
- детенышей животных (родительный и винительный падежи множественного числа);
- посуду (с суффиксами -ик, -иц-)\ чайник, молочник, кофейник; сахарница, конфетница, хлебница, салфетница.
Упражняя детей в согласовании существительных с другими частями речи, целесообразно использовать дидактические упражнения типа «Чья вещь», «Подарите мне, пожалуйста, «Один? Много?» .
Педагогу нужно также обращать внимание на правильное употребление детьми одушевленных существительных с предлогом у (нередко дети заменяют окончание -ы на -и). Используя элементы игры, воспитатель дает куклам имена, вручает игрушки и предметы, а детей просит сказать, у кого что (флажок у Ромы, кружок у Томы, у Светы ведерко, у Вовы леечка).
Упражняя детей в употреблении прилагательных, основное внимание уделяют относительным прилагательным, обозначающим материал, из которого сделан предмет (стеклянный, деревянный, резиновый и т.д.). Для активизации их в речи младших дошкольников используются дидактические игры «Какой?», «Чего не стало?».
Словарная работа и работа по совершенствованию грамматического строя речи должны быть тесно взаимосвязаны. Чтобы ребенок умел выразить свою мысль в виде предложения, маленького рассказа, его надо учить наблюдать, выделять главное и существенное в предметах и явлениях, устанавливать между ними временные и причинно-следственные отношения. Однако задача уяснить причинно-временные зависимости и выразить их в своей речи для младшего дошкольника представляет значительные трудности. Это обязывает воспитателя при каждом удобном случае (в быту; на занятиях: во время наблюдений, рассматривания предметов, картин, бесед по прочитанному произведению) уточнять с детьми время действия, его причины, подсказывать им соответствующие слова и фразы, характеризующие данные отношения. Вопросы «Зачем? Почему? Когда? Как?», которые задает воспитатель, требуют от ребенка развернутого высказывания. Иногда оно имеет форму сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. При этом малыш часто опускает союз, нарушает согласование, но образец педагога подсказывает ему, как лучше построить фразу. Дети не только воспринимают на слух новую синтаксическую конструкцию, но и повторяют ее, обогащая таким образом свою речь. Особенно важно, чтобы малыши слышали сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, как: они легче усваиваются ими, чем сложные предложения других видов.
Детям трех-четырех лет свойственно характеризовать ситуацию путем перечисления наблюдаемых объектов или их деталей (частей). Эта тенденция чрезвычайно важна для развития умения пользоваться предложениями с однородными членами. Соответствующая работа проводится и на занятиях, например, при рассматривании картины (у детей много игрушек: курочки, формочкиу флажки, машина), и вне занятий, например, во время игры с пирамидками (кольца на пирамидке разных цветов: желтые, синие, красныеу зеленые).
Следует учить детей строить предложения с различным порядком слов. Ребенок должен овладевать умением менять порядок слов в синтаксической конструкции. (Лягушка хохотала над цыпленком; Лягушка над цыпленком хохотала и т. д.)
Дети, как правило, успешно справляются с заданиями, предлагаемыми им на занятиях, однако в повседневном общении со взрослыми, друг с другом усвоенный материал необходимо закреплять. А для этого малыши должны много и активно говорить. С этой целью необходимо вовлекать их в беседы на самые разные темы (предусмотренные и возникшие стихийно); учить отвечать на вопросы «зачем?», «почему?», «когда?», «как (случилось, исправить)?»; задавать вопросы; включаться в разговор; формировать умение не перебивать говорящего, охотно выполнять поручения взрослого (спроси, выясни, предложи, поблагодари), содержащие образцы обращения. (Спроси у Анны Ивановны: «Вы оставите нам эту интересную книгу?»)
Чрезвычайно важно формировать у детей потребность делиться впечатлениями. Если заинтересованно расспросить ребенка о том, что запало в его душу, он обязательно начнет рассказывать. В подходящий момент можно рассказать о том, какое интересное наблюдение сделал Ваня (Коля, Сережа), как разумно он поступил и т.п.
В этом возрасте нужно продолжать приучать детей рассматривать сюжетные картинки. Выбрав картинку, воспитатель должен сначала сам разобраться в ее содержании, составить рассказ, а затем уже наметить вопросы. Желательно, чтобы рассказ имел завязку. Это могут быть одна—две фразы, заключающие в себе эмоциональное отношение рассказчика к изображенному. При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло, продолжало другое, чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картины. В рассказ педагога должны входить предложения, содержащие вопросы, восклицания, прямую речь. Если позволяет содержание картинки, заканчивать его следует так, чтобы последние фразы передавали отношение рассказчика к изображенным событиям.
Методические рекомендации к программе по развитию речи.
О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков,
Е.М.Струнина, Т.М. Юртайкина
Занятия по развитию речи проводятся один раз в неделю (32 занятия в год). На каждом занятии, состоящем из двух-четырех частей, решается несколько речевых задач.
Последнее занятие месяца посвящается повторению и закреплению пройденного материала. Для каждого занятия предусмотрена физкультминутка (игра).
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала у детей отрабатывают правильное произношение гласных звуков. На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию.
Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами. Педагог четко произносит звук и звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец. При этом используются специальные упражнения.
Важным этапом в формировании звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой метод.
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала, а также путем заучивания и повторения детьми потешек, стихотворений; в повседневном общении.
Воспитатель продолжает вести работу и по развитию у детей слухового внимания, восприятия, речевого слуха.
Привлекая внимание воспитанников к речи окружающих, педагог приучает малышей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и детей. Для этого используются игровые ситуации. Воспитатель широко использует на речевых занятиях загадки, приучающие детей проявлять внимание к речи окружающих, вслушиваться в слова и звукосочетания, различать на слух громкость и скорость речи, интонационные средства выразительности.
В конце учебного года, закрепляя правильное произношение свистящих звуков, педагог предлагает воспитанникам уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в заданных словах. На том же речевом материале детей упражняют в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе. Особое внимание воспитатель обращает на тех, кто постоянно говорит тихо или громко. Умение отвечать на занятиях громко и четко воспитатель формирует и в процессе воспроизведения детьми стихотворений, потешек, при ответах на вопросы.