Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 05:50, дипломная работа
Цель исследования — выявить особенности связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и описать содержание коррекционной работы, направленной на развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую, логопедическую литературу по проблеме исследования связной монологической речи;
2. выявить особенности связной речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида;
3. провести экспериментальную работу по развитию связной монологической речи у детей, на основе выбранных методических рекомендаций;
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к проблеме исследования связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта....................................................................................................................6
1.1 Особенности развития связной монологической речи детей с нормальным интеллектуальным развитием....................................................................................6
1.2 Особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта………………...........................……………….......................................10
1.3 Методические подходы к использованию приема моделирования при развитии связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................23
2.1 Общая организация констатирующего эксперимента.....................................23
2.2. Проведение констатирующего эксперимента.................................................26
2.3. Результаты констатирующего эксперимента..................................................30
2.4. Развитие связной монологической речи младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования............................35
2.5. Выявление эффективности проделанной работы............................................45
Заключение.................................................................................................................54
Литература..................................................................................................................57
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНОГО, ДОШКОЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра специальной педагогики
Развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования
Выпускная квалификационная работа
Хаданович К.Е.
Научный руководитель:
преподаватель Ячменева И.В.
____________________
Выпускная работа защищена
«___»_____________20___г.
оценка __________________
председатель ГАК _________________________
(подпись)
Омск-2013
Содержание
Введение......................
Глава 1. Психолого-педагогические подходы
к проблеме исследования связной монологической
речи у младших школьников с нарушением
интеллекта....................
1.1 Особенности развития связной
монологической речи детей с
нормальным интеллектуальным
1.2 Особенности развития связной
речи у младших школьников
с нарушением интеллекта……………….
1.3 Методические подходы к
Глава 2. Экспериментальное исследование
связной монологической речи у младших школьников с нарушением
интеллекта....................
2.1 Общая организация
2.2. Проведение констатирующего
эксперимента..................
2.3. Результаты констатирующего
эксперимента..................
2.4. Развитие связной
2.5. Выявление эффективности
Заключение....................
Литература....................
Приложения....................
Введение
Речь – является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и поведения в целом. Авторами, изучавшими эту проблему, установлено, что несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы. Связная монологическая речь изучалась такими авторами как: Выготский Л.С., Якубинский Л.П., Рубинштейн С.Л., Жинкин Н.И., Лосева Л.М., Леонтьев А.А., Лурия А.Р., и др. [41].
На современном этапе развития системы образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, отклонений от норм поведения, трудностях во взаимоотношениях с окружающими.
В настоящее время, проблема развития связной монологической речи у учеников младших классов специальных (коррекционных) школ является актуальной как в практическом, так и в теоретическом планах.
Развитие связной монологической речи у детей с нарушением интеллекта является одним из условий эффективности их обучения в специальной (коррекционной) школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной. В этом заключается сущность проблемы нашего исследования.
Цель исследования — выявить особенности связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и описать содержание коррекционной работы, направленной на развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-
2. выявить особенности связной
речи у учащихся младших
3. провести экспериментальную
4. выявить эффективность
Гипотеза исследования. Связная монологическая речь учащихся младших классов с нарушением интеллекта характеризуется искажением, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня. Мы предполагаем, что использование приема моделирования в процессе обучения будет способствовать эффективному развитию связной устной монологической речи детей, при соблюдении следующей последовательной коррекционной работы:
- составление пересказа с
- составление рассказа по
- составление описательного
- составление творческого
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - прием моделирования как средство развития связной монологической речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Методы исследования. В соответствии с целью, гипотезой и задачами работы, в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты по известным методикам.
Исследование проводилось в БОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3 VIII вида» Омской области во 2 «а» и 2 «б» классах.
Сроки выполнения ВКР: с 15 сентября по 18 декабря 2012 года.
Выбор темы, её обоснование, составление плана исследования — с 1 сентября по 15 сентября.
Анализ литературы, написание её теоретической части — с 15 сентября по 15 октября 2012 года.
Проведение констатирующего эксперимента, анализ его результатов — с 15 октября по 24 октября 2012 года.
Проведение формирующего эксперимента — с 24 октября по 20 ноября 2012 года.
Проведение контрольного эксперимента — с 21 ноября по 18 декабря 2012 года.
Написание практической части, оформление ВКР — с 25 ноября по 18 декабря 2012 года.
Глава 1. Психолого-педагогические подходы исследования связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта
1.1 Особенности развития связной монологической речи детей с нормальным интеллектуальным развитием
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики [19].
В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «связная речь» попадает такая единица языка, как предложение, на основании того, что все слова в предложении связаны друг с другом. Вместе с тем, в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения. Все последующие исследователи связной речи, обращаясь к выделенным Л.П. Якубинским признакам, акцентирует внимание или на лингвистических, или на психологических характеристиках [54]. Принимая положение Л.П. Якубинского о монологе как особой форме общения, Л.С. Выготский характеризует монологическую речь как высшую форму речи, исторически развивающуюся позднее, чем диалог. Специфику монолога (как устной, так и письменной его формы) Л.С. Выготский усматривает в его особой структурной организации, композиционной сложности, необходимости максимальной мобилизации слов [8]. С.Л.Рубинштейн, развивая учение о связной речи в первую очередь отмечает, что строится она на умении раскрыть мысль в связном речевом построении. Сложность монологической речи, он объясняет потребностью «передать в речевом плане более или менее обширное речевое целое, предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное» [42].
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развернутого изложения. От нее зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Уже с самого рождения у ребенка начинают формироваться зачатки речи. В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются и голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2-3 месяца у ребенка возникает гуление, в 3-4 месяца — лепет. К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они ещё недостаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки: гласные и согласные; в различных их комбинациях. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других [5].
Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. А.Н.Гвоздев, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, О.С.Ушакова замечают, что с 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка [10].
В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших школьников ситуативность речи. Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни — и короткие рассуждения. Однако, ученые едины во мнении о том, что полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи чаще не совершенна, нарушается связь между предложениями и частями высказывания [1]. Дошкольники среднего возраста осваивают разные типы высказываний — описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения. Чаще всего дети составляют смешанные тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения [22]. Исследования Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой и др. показывают, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Словарь ребенка достигает порядка 4000 слов, эти слова легко включаются во фразу, ребенок легко строит сложные грамматические конструкции. На вопросы дети отвечают достаточно четкими, краткими или же развернутыми ответами. Могут довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, активно осваивают рассказы рассуждения, соблюдая при этом логику изложения и используя художественные средства выразительности. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце или помощи взрослого [17].
Исследования ряда авторов, таких как Л.Р. Голубевой, Н.А. Орлановой, И.Б.Слита, показали, что дети младшего школьного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний. Формирование навыков построения связных высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи [16].
Таким образом, по мере расширения психических процессов (мышления, восприятия, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности (переход от игры к учебе), формируется и связная речь ребенка в количественном и качественном отношении [9].