Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 05:50, дипломная работа
Цель исследования — выявить особенности связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и описать содержание коррекционной работы, направленной на развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую, логопедическую литературу по проблеме исследования связной монологической речи;
2. выявить особенности связной речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида;
3. провести экспериментальную работу по развитию связной монологической речи у детей, на основе выбранных методических рекомендаций;
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к проблеме исследования связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта....................................................................................................................6
1.1 Особенности развития связной монологической речи детей с нормальным интеллектуальным развитием....................................................................................6
1.2 Особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта………………...........................……………….......................................10
1.3 Методические подходы к использованию приема моделирования при развитии связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................23
2.1 Общая организация констатирующего эксперимента.....................................23
2.2. Проведение констатирующего эксперимента.................................................26
2.3. Результаты констатирующего эксперимента..................................................30
2.4. Развитие связной монологической речи младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования............................35
2.5. Выявление эффективности проделанной работы............................................45
Заключение.................................................................................................................54
Литература..................................................................................................................57
23. Коррекционно-педагогическая
24. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 (51-54с.)
25. Курицина А.М. Формирование связной речи у детей 6-7 лет // Дефектология 1998 №2 (42-49с.)
26. Лалаева Р.И. Формирование операций
порождения связных
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.
«Нарушение речи и их
28. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М. Изд-во АПН РСФСР 1978 (379с.)
29. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М Академия 2003 230с. (114с.)
30. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов (под ред. Л.С.Волковой С.Н.Шаховской) Владос 1998 680с. (61с.)
31. Лосева Л.М. Как строится текст. М Академия 1989 270с. (106с.)
32. Лурия А.Р. Речь и мышление. М Педагогика 1979 400с. (204с.)
33. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1960, (320с.)
34. Лубовский В.И. Психологические
проблемы диагностики
35. Малетина Н. Пономарева А. Моделирование в описательной речи детей С ОНР. Дошкольное воспитание 2004 (64-68с.)
36. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М. Просвещение. 1974 (270с.)
37. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М., 1995 (216-223с.)
38. Омельченко Л.В. Использование
приёмов мнемотехники в
39. Петрова В. Г. Развитие речи
учащихся вспомогательной
40. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. Красноярск 1994 (190с.)
41. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990 (461с.)
42. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. М. Педагогика 1986 (190с.)
43. Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 1984 (472с.)
44. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М. Педагогика 1987 (290с.)
45. Соловьев И.М. Психология познавательной
деятельности нормальных и
46. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия», 2005 (464с.)
47. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985 (280с.)
48. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным
сюжетом для развития мышления
и речи у дошкольников. Выпуск
№2. Методическое пособие и
49. Ткаченко Т.А. Обучение детей
творческому рассказыванию по
картинам: пособие для логопеда/Т.А.
50. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям « учим говорить правильно» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 (16с.) (Практическая логопедия.).
51. Ткаченко Т.А. Использование схем
в составлении описательных
52. Филичева Т.Б. Мастюкова Е.Н. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. Просвещение. 1990 (320с.)
53. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. [Текст] Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П.Москва “ВАКО”, 2005 (12с.)
54. Якубинский Л.П. О диалогической речи. Русская речь под редакцией Щербы М. Педагогика 1976 96-195с. (102с.)
55. Ястребова А.В. Преодоление ОНР у детей. МАФКТИ 1999 (28-37с.)
Приложение №3
Коррекционное занятие по развитию связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (экспериментальная группа)
Кем проведено: Хаданович К.Е.
Дата проведения: 25.10.12г
Вид занятия: развитие речи (внеурочное)
Форма занятия: фронтальное
Форма отчетности: формирующий эксперимент
Тема: Пересказ текста по графическим схемам.
Цели и задачи: учить составлять последовательный пересказ с применением наглядной модели (графической схемы) от первого лица по рассказу «Воробей» Тургенева И.С., формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников, коррекционные: обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану, воспитательные: воспитание уважение к нравственным нормам;
Оборудование: презентация по теме.
Словарь: Лексическая тема птицы «Птицы» (красться, растопырив).
Ход урока
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Орг. момент |
- Здравствуйте ребята! Давайте вспомним какое время года сейчас? А какой месяц? Каких птиц мы с вами можем увидеть на улице? За окном? Какие птицы остаются и не улетают в теплые края? |
Дети отвечают. |
Подгот. этап |
Учитель показывает первые два слайда презентации. - Давайте назовем птиц, которые сидят на дереве. - 3 слайд: на картинке две птички, давайте назовем сколько букв в слове. - 4 слайд: Кто здесь лишний? - Следующий слайд: Отгадайте загадку (воробей). - Далее минутка релаксации – музыка с голосами птиц. |
Дети поднимают руку и отвечают на вопрос дефектолога. |
Основной этап |
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением в прозе Тургенева «Воробей». Педагог читает текст и проводит словарную работу (слайды 8 и 22). - Теперь к каждому предложению мы с вами составим схему и запомним её (слайды с 9 по 16). - Физкультурная минутка: Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают, (машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там не тронет их никто. |
Ученики сопряженно и отраженно отрабатывают предложения из текста. |
Закрепление |
Теперь объединим все предложения в один текст и попробуем пересказать с вами стихотворение в прозе «Воробей». |
Ученики в индивидуальном порядке составляют пересказ. |
Итог занятия |
- О ком мы сегодня составляли пересказ? - Вам понравилось наше занятие? - Молодцы! Вы очень хорошо поработали. |
Ответы учеников. |
Презентация приложена к приложению №3.
Приложение № 4
Конспект коррекционного занятия по развитию связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта (экспериментальная группа).
Кем проведено: Хаданович К.Е.
Дата проведения: 26.10.2012
Вид занятия: внеурочное занятие по развитию речи
Форма занятия: фронтальное.
Тема: Составление связного рассказа по серии графических картин.
Цели и задачи: учить составлять рассказ с использованием наглядной модели, стимулирование мыслительной и речевой активности детей, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.
Оборудование: картинки, серия сюжетных картин.
Ход урока
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
Орг. момент |
Отгадайте о каком времени года говорится
в загадке?На юг уж птицы улетели,
Показывается картинка 2. |
Зима
Птицы улетают на юг. Повсюду снег. Очень холодно. На деревьях нет листье и ягод. |
Подгот. этап |
О ком мы будем составлять текст? Отгадайте загадку: Снится ночью пауку, чудо-юдо на суку, длинный клюв и два крыла, прилетит плохи дела, а кого паук боится, ну конечно — это... К нам на урок прилетела синичка. Показывается картинка 3. Синичка часто сидит на дереве и смотрит в окно, видели вы? А что же кушает синичка зимой? А вы видели кормушки за окнами? Для кого они? Показывается картинка 4, каринка 5 и 6. Физкультурная пауза: Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу, Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу! В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят!Где они сядут, тоже покажем – руки согнули назад. |
Птица.
Синичка. Видели. Кушает то, что положат в кормушки. Семечки, зерна, ягоды, хлеб. |
Основной этап |
Мы с вами составим рассказ, о том, как наступила зима, синички не улетели, и мы, чтобы их покормить сделали для них кормушку. Синички прилетели туда и ели сколько хотели. Как мы с вами назовем рассказ? Детям показываются картинки и мы подбираем подходящие предложения. Что вы видите на этой картинке 1 и т.д.... |
Синички. Кормушка. Маленькая птичка. Берегите птиц! |
Закрепление |
Теперь объединим все картинки в одну серию и детям в индивидуальном порядке предлагается рассказать текст. |
Дети рассказывают. |
Итог |
Молодцы ребята! Вы правильно составили рассказ по этой картине. Очень хорошо поработали. Вам понравилось занятие? Про кого мы составляли рассказ? |
Понравилось. Про синичку. |
Текст: Наступила зима. Птицы улетели на юг. Синичка осталась зимовать. Нам её стало жалко и мы сделали кормушку. Положили в кормушку немного ягод и семян. Синичка прилетела к нам и наелась досыта.
Приложение №5
Коррекционное занятие по развитию связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (экспериментальная группа)
Кем проведено: Хаданович К.Е.
Дата проведения: 29.10.12г
Вид занятия: развитие речи (внеурочное)
Форма занятия: фронтальное
Форма отчетности: формирующий эксперимент
Тема: Составление описательного рассказа с помощью графической схемы В.К.Воробьевой.
Цели и задачи: учить составлять рассказ-описание о птице с помощью графического плана; развитие связной речи, памяти, мышления, фонематческого слуха, воспитание любви к пернатым.
Оборудование: иллюстрации птиц, карточка-схема, голоса птиц.
Словарь: Лексическая тема птицы «Птицы» (откладывает, насест).
Ход урока
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
Орг. момент |
Дети слушают музыку с голосами разных животных и птиц, где часто звучит крик петуха. Ребята, что вы слышите, какой голос кричит громче всех? |
Кукареку |
Подгот. этап |
Давайте вспомним, каких домашних птиц вы знаете? Показываются картинки (курица, гусь, утка). Давайте назовем их части тела. Показывается картинка схема (клюв, голова, перья, лапки..)
Загадка про курицу: Я пеструшка, я хохлатка. |
Дети вспоминают, называют части тела по схеме.
Курица. |
Основной этап |
Составление рассказа вместе с педагогом, подбор картинок по методике Воробьевой. В конце конспекта. Уточнение где именно живет курица, картинки.
Физкультурная минутка: Раз - подняться, подтянуться |
Дети работают коллективно по плану. |
Закрепление |
Давайте теперь составим по нашему плану рассказ о курице и опишем её. |
Дети составляют рассказ-описание по очереди. |
Итог |
О ком мы сегодня составляли рассказ? Вам понравилось задание? Вы, ребята, орчень хорошо постарались. Теперь вы больше узнали о курице и научились описывать птицу. Молодцы! |
Понравилось. |
Текст рассказа-описания: Это курица.
Живет в сарае, сидит на насесте. Она среднего
размера. Она белого цвета. У неё есть клюв, крылья, голова, лапки, глазки. Курочка
рождается цыпленком из яйца. Она не умеет
летать, живет зимой в сарае. Она ест семена,
зерна, червячков. Люди используют её мясо,
яйца.
Приложение № 6
Коррекционное занятие по развитию связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (экспериментальная группа)
Кем проведено: Хаданович К.Е.
Дата проведения: 30.11.2012
Вид занятия: внеурочное занятие по развитию речи
Форма занятия: фронтальное.
Тема: Составление творческого рассказа по наглядному плану.
Цели и задачи: учить составлять творческий рассказ, с элементами придумывания о попугае, развивать связную монологическую речь, прививать любовь к живой природе.
Оборудование: картинки по теме.
Словарь: Лексическая тема птицы «Птицы» (пернатый)
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Орг. момент |
Здравствуйте ребята! Последние занятия мы с вами проводили о птицах? Давайте вспомним о каких? Молодцы! |
Курица, синичка, воробей. |
Подгот. этап |
Ребята, я вам сейчас загадаю загадку и покажу и картинку, отгадайте про какую птицу мы с вами будем говорить сегодня? Он живет в просторной клетке, говорить с ним любят детки, зря его ты не ругай, повторюшка - … Конечно попугай, а у кого дома есть попугай? А хотели бы вы? Посмотрите какие бывают попугаи (разные картинки). Что вы делали, если бы у вас был попугай? А можно ли обижать птичек? И др. |
Попугай. Смотрят картинки. Играли бы. Учили разговаривать. Кормили. Гладили. Нельзя обижать попугайчиков. |
Основной этап |
Мы с вами будем составлять рассказ о попугае. Давайте с вами помечтаем, будто он у нас есть. Надо придумать откуда мы его взяли? Какого он будет цвета? Как мы его назовем? Где он у нас будет жить? Что мы с ним будем делать? Чем заниматься? Любили бы вы своего пернатого друга? Физминутка: Мы шагаем в зоопарк, Побывать там каждый рад! (Ходьба) Там медведи и пингвины, Попугаи и павлины, Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками) Все мы весело играем И движенья выполняем (Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево). |
Подарили, купили, нашли.
Красного, желтого, синего. Яша, Кеша. В клетке. На шкафу. Играть, учить разговаривать. Очень любили. |
Закрепление |
Давайте теперь составим рассказ о новом друге по схеме. У каждого может быть рассказ только свой. |
Дети составляют творческий рассказ по схеме. |
Итог |
Молодцы ребята! Все хорошо справились с заданием. О ком мы составляли рассказ? Вам понравилось задание? Спасибо за занятие. |
О попугае. Да. |