Развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 05:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования — выявить особенности связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и описать содержание коррекционной работы, направленной на развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую, логопедическую литературу по проблеме исследования связной монологической речи;
2. выявить особенности связной речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида;
3. провести экспериментальную работу по развитию связной монологической речи у детей, на основе выбранных методических рекомендаций;

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к проблеме исследования связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта....................................................................................................................6
1.1 Особенности развития связной монологической речи детей с нормальным интеллектуальным развитием....................................................................................6
1.2 Особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта………………...........................……………….......................................10
1.3 Методические подходы к использованию приема моделирования при развитии связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................23
2.1 Общая организация констатирующего эксперимента.....................................23
2.2. Проведение констатирующего эксперимента.................................................26
2.3. Результаты констатирующего эксперимента..................................................30
2.4. Развитие связной монологической речи младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования............................35
2.5. Выявление эффективности проделанной работы............................................45
Заключение.................................................................................................................54
Литература..................................................................................................................57

Вложенные файлы: 1 файл

диплом!.doc

— 2.86 Мб (Скачать файл)

23. Коррекционно-педагогическая работа  в дошкольных учреждениях для  детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 (8с.)

24. Кудрова Т.И. Моделирование в  обучении грамоте дошкольников  с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 (51-54с.)

25. Курицина А.М. Формирование связной  речи у детей 6-7 лет // Дефектология 1998 №2 (42-49с.)

26. Лалаева Р.И. Формирование операций  порождения связных высказываний  у умственно отсталых школьников // Принципы и методы логопедической работы. Ленинград. 1984 (16-33с.)

27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Нарушение речи и их коррекция  у детей с ЗПР», Москва, «Владос», 2004 (224с.)

28. Левина Р.Е. Основы теории и  практики логопедии. М. Изд-во АПН РСФСР 1978 (379с.)

29. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М Академия 2003 230с. (114с.)

30. Логопедия. Учебник для студентов  дефектологических факультетов  педагогических вузов (под ред. Л.С.Волковой  С.Н.Шаховской) Владос 1998 680с. (61с.)

31. Лосева Л.М. Как строится текст. М Академия 1989 270с. (106с.)

32. Лурия А.Р. Речь и мышление. М Педагогика 1979 400с. (204с.)

33. Лурия А.Р. Умственно отсталый  ребенок. - М., 1960, (320с.)

34. Лубовский В.И. Психологические  проблемы диагностики аномального  развития детей. М. Педагогика. 1989 (237с.)

35. Малетина Н. Пономарева А. Моделирование  в описательной речи детей  С ОНР. Дошкольное воспитание 2004 (64-68с.)

36. Маркова А.К. Психология усвоения  языка как средства общения. М. Просвещение. 1974 (270с.)

37. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М., 1995 (216-223с.)

38. Омельченко Л.В. Использование  приёмов мнемотехники в развитии  связной речи [Текст] / Омельченко  Л.В. Логопед. 2008. №4. (102 -115с.)

39. Петрова В. Г. Развитие речи  учащихся вспомогательной школы. - М., 1977 (343с.)

40. Петрова В.Г. Психология умственно  отсталых школьников. Красноярск 1994 (190с.)

41. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990 (461с.)

42. Рубинштейн С.Я. Психология умственно  отсталых школьников. М. Педагогика 1986 (190с.)

43. Селезнева Е.П. Развитие речи  детей. – М., 1984 (472с.)

44. Солганик Г.Я. Синтаксическая  стилистика. М. Педагогика 1987 (290с.)

45. Соловьев И.М. Психология познавательной  деятельности нормальных и аномальных  детей. М. Просвещение. 1976 (370с.)

46. Специальная психология: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева  и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский  центр «Академия», 2005 (464с.)

47. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985 (280с.)

48. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным  сюжетом для развития мышления  и речи у дошкольников. Выпуск  №2. Методическое пособие и демонстрационный  материал для логопедов, воспитателей  и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ  и Д». 2003 (24с.)

49. Ткаченко Т.А. Обучение детей  творческому рассказыванию по  картинам: пособие для логопеда/Т.А.Ткаченко. - М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005 (48с.)

50. Ткаченко Т.А. Схемы для составления  дошкольниками описательных и  сравнительных рассказов. Приложение к пособиям « учим говорить правильно» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 (16с.) (Практическая логопедия.).

51. Ткаченко Т.А. Использование схем  в составлении описательных рассказов 1990 №10 (16с.)

52. Филичева Т.Б. Мастюкова Е.Н. Жукова  Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. Просвещение. 1990 (320с.)

53. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению  письма. [Текст] Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П.Москва “ВАКО”, 2005 (12с.)

54. Якубинский Л.П. О диалогической речи. Русская речь под редакцией Щербы М. Педагогика 1976 96-195с. (102с.)

55. Ястребова А.В. Преодоление ОНР у детей. МАФКТИ 1999 (28-37с.)

 

 

 

 

Приложение №3

Коррекционное занятие по развитию связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (экспериментальная группа)

Кем проведено: Хаданович К.Е.

Дата проведения: 25.10.12г

Вид занятия: развитие речи (внеурочное)

Форма занятия: фронтальное

Форма отчетности: формирующий эксперимент

Тема: Пересказ текста по графическим  схемам.

Цели и задачи: учить составлять последовательный пересказ с применением наглядной модели (графической схемы) от первого лица по рассказу «Воробей» Тургенева И.С., формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников, коррекционные: обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану, воспитательные: воспитание уважение к нравственным нормам;

Оборудование: презентация по теме.

Словарь: Лексическая тема птицы «Птицы» (красться, растопырив).

Ход урока

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Орг. момент

- Здравствуйте ребята! Давайте  вспомним какое время года  сейчас? А какой месяц? Каких птиц  мы с вами можем увидеть на улице? За окном? Какие птицы остаются и не улетают в теплые края?

Дети отвечают.

Подгот. этап

Учитель показывает первые два слайда презентации.

- Давайте назовем птиц, которые  сидят на дереве.

- 3 слайд: на картинке две птички, давайте назовем сколько букв в слове.

- 4 слайд: Кто здесь лишний?

- Следующий слайд: Отгадайте загадку (воробей).

- Далее минутка релаксации –  музыка с голосами птиц.

Дети поднимают руку и отвечают на вопрос дефектолога.

Основной этап

- Сегодня мы познакомимся со  стихотворением в прозе Тургенева «Воробей». Педагог читает текст и проводит словарную работу (слайды 8 и 22).

- Теперь к каждому предложению  мы с вами составим схему  и запомним её (слайды с 9 по 16).

- Физкультурная минутка:

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Ученики сопряженно и отраженно отрабатывают предложения из текста.

Закрепление

Теперь объединим все предложения в один текст и попробуем пересказать с вами стихотворение в прозе «Воробей».

Ученики в индивидуальном порядке составляют пересказ.

Итог занятия

- О ком мы сегодня составляли  пересказ?

- Вам понравилось наше занятие?

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали.

Ответы учеников.


 

Презентация приложена к приложению №3.

 

Приложение № 4

Конспект коррекционного занятия по развитию связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта (экспериментальная группа).

Кем проведено: Хаданович К.Е.

Дата проведения: 26.10.2012

Вид занятия: внеурочное занятие по развитию речи

Форма занятия: фронтальное.

Тема: Составление связного рассказа по серии графических картин.

Цели и задачи: учить составлять рассказ с использованием наглядной модели, стимулирование мыслительной и речевой активности детей, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.

Оборудование: картинки, серия сюжетных картин.

Ход урока

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Орг. момент

Отгадайте о каком времени года говорится в загадке?На юг уж птицы улетели, 
Пришли морозы и метели. 
Стоят деревья в серебре, 
Мы лепим крепость во дворе. 
Показывается картинка 1.

  • Давайте назовем признаки зимы.

Показывается картинка 2.

Зима

 

Птицы улетают на юг.

Повсюду снег. Очень холодно.

На деревьях нет листье и ягод.

Подгот. этап

О ком мы будем составлять текст? Отгадайте загадку: Снится ночью пауку, чудо-юдо на суку, длинный клюв и два крыла, прилетит плохи дела, а кого паук боится, ну конечно — это...

К нам на урок прилетела синичка. Показывается картинка 3.

Синичка часто сидит на дереве и смотрит  в окно, видели вы? А что же кушает синичка зимой? А вы видели кормушки за окнами? Для кого они? Показывается картинка 4, каринка 5 и 6.

Физкультурная пауза: Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу, Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу! В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят!Где они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.

Птица.

 

 

 

 

 

Синичка.

Видели.

Кушает то, что положат в кормушки.

Семечки, зерна, ягоды, хлеб.

Основной этап

Мы с вами составим рассказ, о том, как наступила зима, синички не улетели, и мы, чтобы их покормить сделали для них кормушку. Синички прилетели туда и ели сколько хотели. Как мы с вами назовем рассказ?

Детям показываются картинки и мы подбираем подходящие предложения. Что вы видите на этой картинке 1 и т.д....

Синички.

Кормушка.

Маленькая птичка.

Берегите птиц!

Закрепление

Теперь объединим все картинки в одну серию и детям в индивидуальном порядке предлагается рассказать текст.

Дети рассказывают.

Итог

Молодцы ребята! Вы правильно составили рассказ по этой картине. Очень хорошо поработали. Вам понравилось занятие? Про кого мы составляли рассказ?

Понравилось.

Про синичку.


                                 

 

 

 

 

Текст: Наступила зима. Птицы улетели на юг. Синичка осталась зимовать. Нам её стало жалко и мы сделали кормушку. Положили в кормушку немного ягод и семян. Синичка прилетела к нам и наелась досыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

Коррекционное занятие по развитию связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (экспериментальная группа)

Кем проведено: Хаданович К.Е.

Дата проведения: 29.10.12г

Вид занятия: развитие речи (внеурочное)

Форма занятия: фронтальное

Форма отчетности: формирующий эксперимент

Тема: Составление описательного рассказа с помощью графической схемы В.К.Воробьевой.

Цели и задачи: учить составлять рассказ-описание о птице с помощью графического плана; развитие связной речи, памяти, мышления, фонематческого слуха, воспитание любви к пернатым.

Оборудование: иллюстрации птиц, карточка-схема, голоса птиц.

Словарь: Лексическая тема птицы «Птицы» (откладывает, насест).

Ход урока

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Орг. момент

Дети слушают музыку с голосами разных животных и птиц, где часто звучит крик петуха. Ребята, что вы слышите, какой голос кричит громче всех?

Кукареку

Подгот. этап

Давайте вспомним, каких домашних птиц вы знаете? Показываются картинки (курица, гусь, утка). Давайте назовем их части тела. Показывается картинка схема (клюв, голова, перья, лапки..)

Загадка про курицу: Я пеструшка, я хохлатка. 
Куд-куда! - кричу я кратко. 
Кричу, и слышит улица: 
Снесла яичко ...

Дети вспоминают, называют части тела по схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Курица.

Основной этап

Составление рассказа вместе с педагогом, подбор картинок по методике Воробьевой. В конце конспекта. Уточнение где именно живет курица, картинки.

 

Физкультурная минутка: Раз - подняться, подтянуться 
Два - согнуться, разогнуться 
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. 
На четыре - ноги шире. 
Пять - руками помахать 
Шесть - за стол тихонько сесть.

Дети работают коллективно по плану.

Закрепление

Давайте теперь составим по нашему плану рассказ о курице и опишем её.

Дети составляют рассказ-описание по очереди.

Итог

О ком мы сегодня составляли рассказ?

Вам понравилось задание? Вы, ребята, орчень хорошо постарались. Теперь вы больше узнали о курице и научились описывать птицу. Молодцы!

Понравилось.


 

Текст рассказа-описания: Это курица. Живет в сарае, сидит на насесте. Она среднего размера. Она белого цвета. У неё есть клюв, крылья, голова, лапки, глазки. Курочка рождается цыпленком из яйца. Она не умеет летать, живет зимой в сарае. Она ест семена, зерна, червячков. Люди используют её мясо, яйца.  

Приложение № 6

Коррекционное занятие по развитию связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (экспериментальная группа)

Кем проведено: Хаданович К.Е.

Дата проведения: 30.11.2012

Вид занятия: внеурочное занятие по развитию речи

Форма занятия: фронтальное.

Тема: Составление творческого рассказа по наглядному плану.

Цели и задачи: учить составлять творческий рассказ, с элементами придумывания  о попугае, развивать связную монологическую речь, прививать любовь к живой природе.

Оборудование: картинки по теме.

Словарь: Лексическая тема птицы «Птицы»  (пернатый)

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

Здравствуйте ребята! Последние занятия мы  с вами проводили о птицах? Давайте вспомним о каких? Молодцы!

Курица, синичка, воробей.

Подгот. этап

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку и покажу и картинку, отгадайте про какую птицу мы с вами будем говорить сегодня?

Он живет в просторной клетке, говорить с ним любят детки, зря его ты не ругай, повторюшка - …

Конечно попугай, а у кого дома есть попугай? А хотели бы вы? Посмотрите какие бывают попугаи (разные картинки). Что вы делали, если бы у вас был попугай? А можно ли обижать птичек?

И др.

Попугай.

Смотрят картинки.

Играли бы.

Учили разговаривать.

Кормили.

Гладили.

Нельзя обижать попугайчиков.

Основной этап

Мы с вами будем составлять рассказ о попугае. Давайте с вами помечтаем, будто он у нас есть. Надо придумать откуда мы его взяли?

Какого он будет цвета?

Как мы его назовем?

Где он у нас будет жить?

Что мы с ним будем делать? Чем заниматься?

Любили бы вы своего пернатого друга?

Физминутка: Мы шагаем в зоопарк, Побывать там каждый рад! (Ходьба) Там медведи и пингвины, Попугаи и павлины, Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками) Все мы весело играем И движенья выполняем (Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево).

Подарили, купили, нашли.

 

Красного, желтого, синего.

Яша, Кеша.

В клетке. На шкафу.

Играть, учить разговаривать.

Очень любили.

Закрепление

Давайте теперь составим рассказ о новом друге по схеме. У каждого может быть рассказ только свой.

Дети составляют творческий рассказ по схеме.

Итог

Молодцы ребята! Все хорошо справились с заданием. О ком мы составляли рассказ? Вам понравилось задание? Спасибо за занятие.

О попугае.

Да.

Информация о работе Развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования