Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 05:50, дипломная работа
Цель исследования — выявить особенности связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и описать содержание коррекционной работы, направленной на развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую, логопедическую литературу по проблеме исследования связной монологической речи;
2. выявить особенности связной речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида;
3. провести экспериментальную работу по развитию связной монологической речи у детей, на основе выбранных методических рекомендаций;
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к проблеме исследования связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта....................................................................................................................6
1.1 Особенности развития связной монологической речи детей с нормальным интеллектуальным развитием....................................................................................6
1.2 Особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта………………...........................……………….......................................10
1.3 Методические подходы к использованию приема моделирования при развитии связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................23
2.1 Общая организация констатирующего эксперимента.....................................23
2.2. Проведение констатирующего эксперимента.................................................26
2.3. Результаты констатирующего эксперимента..................................................30
2.4. Развитие связной монологической речи младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования............................35
2.5. Выявление эффективности проделанной работы............................................45
Заключение.................................................................................................................54
Литература..................................................................................................................57
Задание № 5. Рассказ на основе личного опыта.
Цель задания: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему.
Инструкция:
Ребёнку предлагают рассказать, к примеру, чем он занимается на улице. Ему предоставляется примерный план вопросов – Где ты гуляешь? Что там находится? С кем ты играешь? и т.п.
Задание № 6. Рассказ описание.
Цель задания: составление описательного рассказа.
Инструкция:
Детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану.
Задание № 7. Закончи рассказ.
Цель задания: выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал.
Инструкция:
Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.
2.3 Результаты констатирующего эксперимента
На каждого ребёнка заполнялись таблицы, в которых видно справился ребёнок с заданием или допустил ошибки, исходя из которой, выставляется оценка за предложенное ребёнку задание. Все таблицы, полученные на каждого ребёнка, подвергались анализу. Критерий оценки: хорошо справился — 5 баллов, средне справился — 3 балла, плохо справился — 1 балл, совсем не справился с заданием — 0 баллов.
По уровню сформированности связной речи дети с умственной отсталостью в возрасте от 7 лет до 9 лет условно могут быть разделены на четыре группы:
Высокий уровень от 75% и более.
Хороший уровень по величине от 50% до 75%.
Средний уровень находится в пределах от 25% до 50%.
Низкий уровень располагается в интервале от 0% до 25%.
На основании данных таблиц вычисляется уровень сформированности связной речи (УССР) у детей ЭГ и КГ школы 8 вида, который равен выраженному в процентах отношению среднеарифметическому суммы оценок за выполненные задания к общему числу заданий.
УССР = (Сумма оценок ÷ 7) ÷ 7 × 100 %
Рис.3 Таблица Количественно-качественный анализ УССР ЭГ
Имя |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
сумма баллов |
Даниил |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
1 |
23 |
Вадим |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
23 |
Аркадий |
0 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
12 |
Александр |
0 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Юлия |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
23 |
Николай |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
1 |
23 |
Егор |
1 |
3 |
5 |
1 |
3 |
1 |
3 |
17 |
Владимир |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
Елена |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
Анастасия |
0 |
1 |
0 |
3 |
3 |
5 |
3 |
15 |
Результаты, полученные в ходе проведения методики (процентное соотношение):
Рис.4 Таблица Количественно-качественный анализ УССР КГ
Имя |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
сумма баллов |
Кристина |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
0 |
0 |
21 |
Григорий |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
1 |
20 |
Вениамин |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
0 |
12 |
Полина |
1 |
1 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
23 |
Леонид |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
Стас |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
Мария |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0 |
0 |
23 |
Евгения |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
1 |
25 |
Кирилл |
5 |
5 |
5 |
1 |
1 |
3 |
3 |
23 |
При выполнении заданий дети постоянно сталкивались с трудностями и прибегали к помощи педагога. Даже при оказании помощи многие не справлялись с заданиями или просто отказывались от выполнения и говорили, что они либо не хотят, либо не могут. Но всё же УССР детей в двух классах средний. Попробуем отразить это на диаграмме. Диаграмма в приложении (1).
Качественная характеристика выполнения заданий детьми показывает, что в основном все дети имеют средний уровень сформированности связной речи. Высокого уровня нет ни у одного ребенка. Хороший уровень развития связной речи имеет только одна ученица из КГ. Девять человек из ЭГ имеют средний уровень развития связной речи. Семь учеников из КГ имеют средний уровень развития связной речи. Один ученик из ЭГ имеет низкий уровень сформированности связной монологической речи, в КГ низкий уровень также имеет один школьник.
Рис. 5 Таблица Сравнение УССР ЭГ и КГ
Группа |
Высокий УССР |
Хороший УССР |
Средний УССР |
Низкий УССР |
ЭГ |
0,00% |
0,00% |
98,88% |
1,11% |
КГ |
0,00% |
11,11% |
77,77% |
11,11% |
Так при выполнении первого и второго задания, где требовалось составить рассказ по картине, после их предъявления дети с удовольствием разглядывали ее, отвечали на вопросы, давали героям имена. Только Аркадий, Александр и Анастасия из ЭГ нуждались в стимулирующей помощи больше остальных. Но из этого же класса Юлия проявила старательность и прилежание в работе. Выполнение второго и третьего задания особых затруднений у детей не вызвали. Например, Николай: «Репка дед большую. Он давай, она молчит. Сейчас бабка и Анька, все здесь. Они устали и позвали кошку, но она испугалась и пришла мышь и вытащила репку».
Четвертое задание — составление рассказа на основе наглядности не вызвало затруднений у большинства детей. Только Вениамин справился с ним с помощью педагога. Многие начинали хорошо, но не могли закончить предложение. Например, Стас из КГ: « Ежик пошел в лес за грибами. Увидел гриб. Посмотрел по сторонам. Стал сложить гриб. Гриб не сложился....».
Пятое задание — рассказ на основе личного опыта, с помощью плана-вопросов. Только с помощью педагога и его плана вопросов дети успешно справлялись с этим заданием. Дети из ЭГ плохо справлялись. Например, «Как я ходил в детский мир», один ученик рассказал: «Мы ходим в магазин. Там игрушки. Очень большие». Его рассказ совсем не распространен и лишен эмоциональности.
Шестое задание — рассказ описание. Многие дети справились с заданием. Из ЭГ класса отличился Аркадий: «Мишка. Он красный. Толстый».
Седьмое задание — закончи рассказ. Мало кто хорошо справился с заданием. Дети повторяли за педагогом, что-то бубнили себе под нос, боясь озвучить свои мысли.
Таким образом, речи детей были свойственны длительные паузы и повторы. Дети затруднялись в передаче текстов, пересказывали тихо и невыразительно. Отвечая, дети очень волновались, были напряжены, забывали текст. После дополнительных вопросов педагога и подсказок отвечали односложными ответами, не могли продолжить рассказ.
Исходя из полученных данных, можно отметить, что больше половины исследуемых детей имеют низкий уровень сформированности связной речи. Требуются специальные коррекционные занятия.
2.4. Развитие связной
монологической речи младших
школьников с легкой степенью
умственной отсталости
В содержание работы входит использование наглядного метода моделирования для развития связной монологической речи у умственно отсталых младших школьников на основе методик Ткаченко Т.А. и Воробьевой В.К.
Нами был проведен формирующий этап эксперимента, его целью являлось - использование приема наглядного моделирования для развития связной монологической речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи:
1) выделить направления
2) подобрать наглядный материал для специальных коррекционных занятий по развитию связной монологической речи;
3) разработать определенный план занятий по развитию связной монологической речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;