Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 05:50, дипломная работа
Цель исследования — выявить особенности связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и описать содержание коррекционной работы, направленной на развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую, логопедическую литературу по проблеме исследования связной монологической речи;
2. выявить особенности связной речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида;
3. провести экспериментальную работу по развитию связной монологической речи у детей, на основе выбранных методических рекомендаций;
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к проблеме исследования связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта....................................................................................................................6
1.1 Особенности развития связной монологической речи детей с нормальным интеллектуальным развитием....................................................................................6
1.2 Особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта………………...........................……………….......................................10
1.3 Методические подходы к использованию приема моделирования при развитии связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................23
2.1 Общая организация констатирующего эксперимента.....................................23
2.2. Проведение констатирующего эксперимента.................................................26
2.3. Результаты констатирующего эксперимента..................................................30
2.4. Развитие связной монологической речи младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования............................35
2.5. Выявление эффективности проделанной работы............................................45
Заключение.................................................................................................................54
Литература..................................................................................................................57
Текст: Мне купили попугая. Он красного цвета. Я назвал его Кеша. Он живет в просторной клетке. Я кормлю его морковкой и кормом для птиц. Мы с ним играем, я бегаю по комнате, а он летает за мной. Я люблю своего пернатого друга.
Приложение № 7
Коррекционное занятие по развитию связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (экспериментальная группа)
Кем проведено: Хаданович К.Е.
Дата проведения: 3.12.2012
Вид занятия: внеурочное занятие по развитию речи
Форма занятия: фронтальное.
Тема: Составление пересказа по графической схеме, рассказ «Уточки»
Цели и задачи: пересказа текста с опорой на
графические схемы.
Развитие навыков анализа
содержания и языкового оформления текста.
Формирование навыков планирования
развернутого высказывания.
Активизация и обогащение
словаря.
Оборудование: картинки с изображениями
домашних птиц.
графические схемы для пересказа
и развития просодики речи.
Панно «Уточки», панорама
«Птичий двор».
Словарь: Лексическая тема птицы «Птицы»
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Орг. момент |
Здравствуйте ребята, сегодня мы снова вспомним про птичек. Дети вместе с учителем рассматривают предметные картинки с изображениями домашних птиц. |
|
Подгот. этап |
Кого вы видите на картинках? |
Домашних птиц.
Это уточка. |
Основной этап |
Послушайте рассказ, который
называется «Уточки». Написал его Константин
Ушинский. |
Рассказ Уточки Вася сидит на берегу. Смотрит Вася, как уточки в пруду плавают. Васе сказали уточек стеречь. Ути, ути, уточки, пора вам домой идти. Уточки Васю послушали, на берег вышли, домой пошли. На птичьем дворе. |
Закрепление |
По мере чтения рассказа дети
выстраивают графическую мнемодорожку. |
Дети по очереди, опираясь на графические схемы, составляют пересказ. |
Итог |
Как называется этот рассказ? |
Дети отвечают на вопросы. |
Мнемодорожка к рассказу «Уточки»
Текст: Сидит Вася на берегу. Смотрит он, как уточки в пруду плавают. Носики широкие, лапки желтые с перепонками. Траву щиплют, червяков глотают. Сказали Васе уточек стеречь. А они на воду ушли. Как их теперь домой загнать? Стал Вася уточек кликать: «Ути, ути, уточки, пора вам домой идти». Уточки Васю послушали, на берег вышли, домой пошли.
Приложение №8
Конспект коррекционного занятия по развитию связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта (экспериментальная группа).
Кем проведено: Хаданович К.Е.
Дата проведения: 5.12.2012
Вид занятия: внеурочное занятие по развитию речи
Форма занятия: фронтальное.
Тема: Составление связного рассказа по серии графических картин.
Цели и задачи: формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картин, учить составлять рассказ с использованием наглядной модели, стимулирование мыслительной и речевой активности детей, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.
Оборудование: картинки, серия сюжетных картин.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. момент |
Отгадайте, о каком времени года говорится в загадке. Я раскрываю почки, в зелёные
листочки. Какие признаки весны вы можете назвать? |
(весна)
(перечисление) |
Подгот. этап |
Учитель предлагает детям
вспомнить и назвать перелетных птиц, затем просит внимательно
послушать стихотворения-загадки: Крепкий
деревянный дом
|
(Скворечник) |
Основн. этап |
Для чего люди строят скворечники? Прилетели певцы -
Беседа по содержанию каждой картины. На доску по очереди выставляются сюжетные картины. Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы. Картина № 1. Кого вы видите на этой картине? Что делает учитель? Что делают дети? Для кого дети собираются строить домики? Как называют такие домики для птиц? Из чего дети будут строить? Почему дети решили построить скворечники? Картина № 2. Что делают дети на этой картине? Что делают мальчики? А что делают девочки? Какими инструментами пользуются ребята? Из каких частей состоит скворечник? А как части скворечника соединяют между собой? Какое настроение у детей? Почему? Картина № 3. Где находятся дети и учитель на этой картине? Какое время года изобразил художник на картине? Как одеты дети? Зачем ребята принесли с собой лестницу? Сколько скворечников сделали дети? Почему скворечники вешают высоко от земли? Какое настроение у ребят? Почему у ребят хорошее настроение? Картина № 4. Что мы видим на этой картине? Кто прилетел в скворечник? Понравился ли скворцам новый скворечник? Почему вы так думаете? Где находятся дети? Что они делают? Почему дети и учитель улыбаются? Динамическая пауза. По ходу
стихотворения дети выполняют соответствующие
движения. Прилетели скворцы - Молодой весны гонцы, |
(ответы детей) (Скворцы) Дети отвечают. |
Закрепление |
Учитель просит детей рассказать полный рассказ по серии сюжетных картин. Педагог дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить. |
Дети отвечают и работают. |
Итог |
Учитель задает детям различные вопросы: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись дети к птицам в рассказе? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? и т.д. |
Дети отвечают. |
Текст: Учитель показал детям домик для птицы. И все дети решили сделать такие домики — скворечники. Мальчики и девочки стали делать скворечники из дерева, у них был молоток и гвозди. Когда ребята сделали домики для скворцов, они поспешили прибить их на дерево. Было очень весело. Сразу прилетел скворец. Он громко запел. Дети и учитель смотрели и очень радовались.
Серия картин:
Приложение № 9
Конспект коррекционного занятия по развитию связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта (экспериментальная группа).
Кем проведено: Хаданович К.Е.
Дата проведения: 26.11.2012
Вид занятия: внеурочное занятие по развитию речи
Форма занятия: фронтальное.
Тема: Птицы зимой!
Цели и задачи: закрепить знания детей о зимующих птицах, учить детей составлять рассказы описания и сравнения, продолжить обучение детей составлению описательных рассказов по схемам-моделям.
Оборудование: картинки, схема описания и сравнения птиц по Т.А. Ткаченко, также приложена презентация с картинками птиц.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Орг.момент |
Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой) Развитие силы голоса “Вьюга” – Вьюга начинается. |
Дети стоят спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть у-у-у.. |
Подгот. этап |
Ребята посмотрите, к нам прилетели гости из леса . Давайте найдем тех птиц, которым не страшна зима. Как мы их называем? Почему? Как вы думаете, о ком мы будем говорить на занятии?
|
(дети рассматривают изображения птиц) зимующие птицы. потому что они не улетают, а остаются с нами зимовать. о зимующих птицах |
Основной этап |
Посмотрите ка на эту птичку - Снегирь. У него грудка и перья на животике красные, хвостик черный... Она зимующая или перелетная? Где живет — в лесу или с людьми? Чем питается наша маленькая птичка? Как выводит птенцов? Какую пользу приносит человеку? (Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием). А какую ещё зимующую птичку
мы с вами опишем вы узнаете из загадки:
Хоть я не молоток И далее по плану разбор: 1) Внешний вид (чсасти тела). 2) Зимующая или перелетная. 3) Где живет. 4) Чем питается. 5) Как выводит птенцов. 6) Какую пользу приносит человеку. Физминутка «Снегирь»: Вот на ветках посмотри |
Дети рассматривают снегиря и отвечают.
(Дятел)
Хлопки руками по бокам и наклоны головы в стороны. Потряхивание руками, хлопки по бокам. По 2 поворота в разные стороны Дети разбегаются махая руками.(Нищева) |
Закрепление |
Дети делятся на 2 команды «Снегири» и «Дятлы». Сейчас мы узнаем, какая команда составит лучший рассказ. А теперь, давайте попробуем составить сравнительный рассказ – описание. Кто смелый, как зимующая птичка? |
Дети проходят к доске, где вывешены схема описания и сравнения птиц и две птицы. Дети сначала составляют рассказы о птичках по отдельности, затем по образцу учителя составляют рассказ-сравнение. |
Итог |
О каких птицах мы сегодня с вами составляли рассказ? Рефлексия. - Если вы считаете, что вы все поняли, что у вас все получилось, возьмите большого снегиря, если вы старались, но у вас что-то не получилось – возьмите среднего снегиря, если считаете, что у вас ничего не получилось – возьмите маленького снегирька. |
О зимующих птицах, о дятле и снегире. |
Текст описания снегиря: Это снегирь. У него грудка и перья на животике красные, хвостик черный. Он — зимующая птица. Снегирь живет в скворечниках, под крышами домов. Он кушает ягоды рябины, хлеб и зерна из кормушек, которые делают люди. Птенцы выводятся из маленьких яиц. Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием.
Текст описания дятла: Это дятел. Его грудка и головка красного цвета. А перья на крыльях и хвостик — черный. Он — зимующая птица. Дятел живет в дупле в лесу. Ест он зимой семена сосны и ели, а также шишки. Птенцов выводит из яйца. Дятлы приносят большую пользу — они лечат деревья от плохих насекомых.
Текст сравнения: Снегирь и дятел похожи по цвету. У них красные грудки и черные хвостики. Обе птички — зимующие. Живут они в лесу, но снегирь прилетает и в город. Снегирь кушает ягоды рябины, хлеб и зерна из кормушек, которые делают люди. А дятел ест он зимой семена сосны и ели, а также шишки. Птенцов они выводят весной из маленьких яиц. Снегирине приносят пользы людям, а дятлы совим стуком лечат деревья от плохих насекомых.
Приложение № 10
Конспект коррекционного занятия по развитию связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта (экспериментальная группа).
Кем проведено: Хаданович К.Е.
Дата проведения: 27.11.2012
Вид занятия: внеурочное занятие по развитию речи
Форма занятия: фронтальное.
Тема: Пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому)
Цели и задачи: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий, Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность), активизация и обогащение словарного запаса.
Оборудование: схемы для графического плана; предметные картинки: кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медальоны с изображением птиц.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Орг. момент |
Развитие произвольного зрительного внимания. Ребята, как вы думаете — много ли птиц живет в лесу? Посмотрите.
|
Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вывешенные на доске. |
Подгот. этап |
Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили? Далее разбор внешнего вида птиц.
|
Дети отвечают. |
Основной этап |
Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей. В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как закричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребенка похожа. — Где гулял автор в летний день? — Что он услышал? — Какой ему казалась кукушка? — Опишите птицу, которую он увидел. — На кого похожа кукушка? Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, ястреба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. — Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу. Физминутка с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования. — У утки — утенок, а у кукушки — ... {кукушонок), у совы — ...,., у ястреба — ..., у воробья — ..., у гуся — ... и т.д. — Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.
— Какой ему казалась кукушка? — Опишите птицу, которую он увидел.
Выставляются опорные схемы рассказа. |
Дети отвечают . (В летний день он гулял в лесу.) (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.) {Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.) ( Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.) {Кукушка похожа на ястребенка.) Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.) (Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.) ( Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.) {Кукушка похожа на ястребенка.) |
Закрепление |
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить. |
Дети составляют пересказ. |
Итог |
— Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии? Оценка деятельности детей. |
Мы составляли пересказ. |
Текст: В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как закричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребенка похожа.
Графическая схема: