Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:22, аттестационная работа
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
1. Актуальность
2. Теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Историческая справка о цветоведении.
2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
3. Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Цель и задачи работы.
5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.
5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.
5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.
5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.
5.2.2. Система работы с родителями.
5.2.3. Система работы с педагогами.
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
7 Заключение
8 Список литературы
9 Приложение.
По мнению З.М.Богуславской, эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму, если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет.
Цвет - одно
из наиболее ярких выразительных средств.
Используя его, дети могут передать свое
отношение, свои чувства к тому, что изображают
в рисунке, аппликации. Мышление ребенка
более эмоционально и конкретно, чем у
взрослых, поэтому он использует творчество
(лепка, рисование, аппликация и др.) как
способ осмысления действительности и
своих взаимоотношений с нею.
Цвет – это помощник в общении людей друг
с другом. Предметы, явления природы посылают
нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем
на них. Красный цвет возбуждает нервную
систему, вызывает учащение дыхания и
пульса и активизирует работу мускульной
системы. Синий цвет оказывает тормозящее
действие на нервную систему. Оранжевый
и красный цвета возбуждают попутно со
зрительным и слуховой центр мозга, что
вызывает кажущееся увеличение громкости
звуков. Не без основания эти активные
цвета называют «кричащими». Зеленый и
синий, успокаивающие цвета, ослабляют
возбуждение слухового центра, то есть
как бы ослабляют или компенсируют громкость
шумов.
Практик дошкольной педагогики, Наталья Валентиновна Нищева, говорит о том, что с первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определённой последовательности.
Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета – красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
Первое знакомство с красками – значительное событие в жизни ребенка. Сам вид красочных пятен, появляющихся на листочке, кажется чудом. Малыш увлекается, пробуя все цвета подряд, и не замечает, что его рисунок не изображает … ничего. Некоторые взрослые в шутку называют такие рисунки абстрактными.
К пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. Педагог обращает внимание на роль цвета в окружающей жизни. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово – сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому.
В области восприятия цвета эталонами служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).
Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов – оттенок. Хроматические цвета делятся на две группы – теплых и холодных тонов. Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень ее чистоты.
Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение героев своих рисунков. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.
Важную смысловую функцию несет окраска фона – она способствует передаче настроения, чувств маленького художника.
Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к реальному, и “неподражательный”. У ребёнка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут:
· Постепенно вводить цветовые сочетания, начинать лучше с черно – белой гаммы (со временем ребенку самому захочется внести туда какой-нибудь контрастный цвет);
· Использовать сочетания ярких цветов, стараться, чтобы цвета были разные по тону;
· Сочетать яркие цвета, чтобы добиться цветовой гармонии. Выбор предпочтительного цвета определяется характером ребенка, зависит также от социального фактора.
Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста началось в XIX веке и первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина приводятся результаты этих работ, и делается вывод об отсутствии какой – либо закономерности в цветовых предпочтениях детей: «…вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов». [3,249] Мы не можем согласиться с таким выводом.
Экспериментальными работами по цветовым предпочтениям детей занимались следующие зарубежные авторы: У.Ю.Уффельман , У.А.Бине ,М.Шинн, У.А.Габбини ,Р.Мардсен , Ч.Майерс, Е.Вули, В.П.Бражас ,В.Прейер ,К.Валентайн, Р.Степлз, Базыма Б.А., Бардин К.В, Мухина В.С.
Р.Франсе в «Психологии эстетики», а также М.Сент – Джордж и В.Уолтон [58,39] делают вывод о «врожденности цветовых предпочтений детей». По данным зарубежных исследователей, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.
Любовь детей к цветам «активной стороны» проявляется в их рисунках. В работе В.С.Мухиной показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать их при рисовании как можно чаще, что, в свою очередь, приводит, с точки зрения взрослого наблюдателя, к нереалистическому изображению (в терминологии В.С.Мухиной «неподражательный цвет»). Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д. Мрачные, холодные, темные тона используются детьми (особенно до 5 лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто нелюбимое и неприятное для ребенка. При этом дети могут давать пояснения типа: «черное – грязное, - некрасивое».
Несмотря на различия методологических подходов и методик исследования тенденция предпочтения детьми ярких и светлых стимулов проявляет себя постоянно [2,стр.122].
Г.Фрилинг и К.Ауэр, изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и возраста, выявили, что дети от 4 до 10 лет отдают предпочтения красному, пурпурному, розовому, бирюзовому и отвергают черный, темно – коричневый и серый. Причем в детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми. Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями. «Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще не способный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании главным образом желтый» [25,стр.38].
От того, как грамотно педагог спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка будет зависеть и результат. Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения.
Воздействие ярких цветов не раздражает малышей, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.
Основатель Вальдорфской школы педагогики Рудольф Штейнер советовал воспитателям использовать красный цвет для успокоения ребенка 3 – 4 лет [2,стр.123].
Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.
В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов.
Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Это легко подтвердить цветовыми тестами М. Люшера /известный врач, психолог, социолог. Разработал «Тест цветовых предпочтений», позволяющий на основе выбора ребенком цветов судить о его эмоциональном состоянии и отношении к происходящему/. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными для зрения. Темные - тревожными, несущими опасность. В процессе взросления ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои предпочтения к цветам. Это уже будет приобретенный опыт, что тоже вполне подтверждается тестами Люшера [5;стр.47].
Подобные факты дают нам основание считать, что нервная система здорового ребёнка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Дошкольник нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, так как психика ребёнка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.
Цвета можно сравнивать с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития, и по аналогии с явлениями авитаминоза. Имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно – психической деятельности ребенка [15,стр12].
Дошкольник, по мнению Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Таким образом, путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.
Даже такой краткий обзор говорит о значении цвета в детских работах и позволяет судить, как важен и сложен мир цвета. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
- Комплексная «Программа воспита
- Учебное пособие к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Т.С. Комаровой, А.В. Размысловой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников», М., 2005.
- Авторская программа Г.В. Швайко предлагает систему заня
- Т.Н. Доронова «Изобразительная деят
- Лыкова И.А. «Программа художественного вос
- Наиболее полно решаются задачи - А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская, М., 2007 (Библиотечка «Первого сентября
- Программа развития цветовоспри |
- «Программа воспитания и обучен
- В пособии работа с цветом направлена лишь на обогащение колорита рисунков. Не решается задача на открытие ребёнком, что цвет выражает чувство и вызывает чувство.
- Также не стоит задача на откры
- То же (см. выше)
- Работа строится только
в целях обогащения
- Программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет.
- Авторы предлагают приемы
и творческие задания на
- Предлагает построение ценностн |