Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:22, аттестационная работа

Краткое описание

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Содержание

1. Актуальность
2. Теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Историческая справка о цветоведении.
2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
3. Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Цель и задачи работы.
5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.
5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.
5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.
5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.
5.2.2. Система работы с родителями.
5.2.3. Система работы с педагогами.
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
7 Заключение
8 Список литературы
9 Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт Луконина.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.

Дети четко усвоили названия цветов и их оттенков. Получили возможность сравнивать предметы по цвету, то есть выполнять элементарные мыслительные операции. Наша работа максимально приблизила детей к пониманию «языка цветов» (В.Кандинский), а тем самым обогатила их восприятие и сознание, открыла для них новые краски мира.

Именно развитие цветовосприятия через синтез поэзии, музыки и изобразительного искусства существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию. Накопление знаний о различных изобразительных техниках, комплексное использование средств и методов в работе с дошкольниками способствовало значительному развитию творчества и созданию обстановки эмоционального комфорта. Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительного искусства, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.

Очевидно, что работа с дошкольниками по цветовосприятию обогащает эмоционально-творческое развитее ребёнка. Наблюдение за цветовыми взаимодействиями в произведениях искусства и собственных работах с краской гармонизирует и внутренние процессы, связанные с цветосенсорикой. Подводя итог проделанной работы можно судить о том, как важен и сложен мир цвета. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка. От того, насколько грамотно он спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, будет зависеть и результат.

 

      8  Список  литературы 

  1. Афанасьева С. Чудеса чародея Цвета// Дошкольное воспитание.-2006.-№2.- С53.
  2. Ашикова С.А. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2002.
  3. Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. и др. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001 – 480 с., ил.
  4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1998.
  5. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988 – 224 с., ил.
  6. Булычева А.И., Бурлакова И.А., Варенцова Н.С. и др. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В.. М.: издательство «Гном и Д», 2001 – 144 с.
  7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер М.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
  8. Ветлугина И.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. М.: Педагогика, 1972.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: издание второе. М.: Просвещение, 1967.
  10. Гусакова Н.А. Аппликация: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольном учреждении». Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1982 – 191 с., ил.
  11. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.- М.: Просвещение,2000.-160с.
  12. Дрезина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу.- М., ЛИНКА-ПРЕСС,2007-248с.
  13. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. Обучение дошкольников технике аппликации: Методическое пособие. С.-Пб.: Детство-Пресс, 2002 – 128 с.
  14. Журнал «Дошкольная педагогика» Дубровская Н.В. 2003 год /ноябрь, декабрь/
  15. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1972 год «Дидактические игры и упражнения по цвету» З. Максимова
  16. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1961 год «О цвете» Т.С. Комарова, Е.В. Прилуцкая
  17. Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 1991 год «Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве», Т.С. Комарова
  18. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2002 год «Развиваем восприятие цвета» М. Желуницына
  19. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2006 год «Чудеса чародея цвета» С. Афанасьева
  20. Журнал «Обруч» №3, 2004год «Концепция содержания непрерывного образования»
  21. Журнал «Обруч» №3, 2005 год «Эксперименты с цветом» Т. Дианова
  22. Казакова Т.Г.. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985 – 192 с., ил.
  23. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Ростов Н/Д: Феникс, 2003.
  24. Кокуева Л.В. Я и моя родина: программа воспитания, развития и саморазвития детей дошкольного возраста. Издание второе, переработанное. Ярославль, 2001.
  25. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1977 – 253 с., 8 ил.
  26. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. М.: Книголюб, 2003 – 48 с.
  27. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.-190с
  28. Левинских Н. В королевстве красок// Дошкольное воспитание.-1996.-№12.-С22.
  29. Лепихина Т. Уроки красоты//Дошкольное воспитание.-1996.-№12.-С22.
  30. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет  «Цветные ладошки». –М.:  «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2006.-144с.
  31. Методика обучения изобретательной деятельности и конструированию. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» /Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др. М.: Просвещение, 1991 – 256 с.
  32. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. « Аппликация в детском саду.». Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 – 144 с., ил.
  33. Постоева П, Лукина Г. Разноцветный мир.//Ребенок в детском саду.-2008.- №3.-С 68.

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Исследование цветовосприятия по Истоминой З.М.

Констатирующий эксперимент

№ п/п

Имя ребенка

Выбор цвета по наглядному образцу

Выбор цвета при названии его взрослым.

Умение самостоятельно называть цвет

1

Оля Г.

3

3

2

2

Аня С.

3

2

1

3

Аня В.

3

1

1

4

Максим Л.

3

1

1

5

Никита К.

3

1

1

6

Никита М.

3

1

1

7

Эльнур А.

3

1

1

8

Юля В.

3

1

1

9

Максим К.

3

2

1

10

Ира С.

3

1

1

11

Света П.

3

1

2

12

Влада В.

3

2

1

13

Маша К.

3

2

1

14

Сережа С.

3

1

1

15

Женя Т.

3

3

1

16

Данил З.

3

1

2

17

Кирилл М.

3

1

1

18

Коля М.

3

1

1

19

Марина М.

3

2

2

20

Арсений К.

3

2

1

Всего %

100

50

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Дифференциация детьми названий цвета и оттенка в старшем дошкольном возрасте.

Цвет образцов

Кол – во детей

Называют правильно цвет и оттенок

Называют правильно только цвет

Называют цвет  не правильно

Отказ от названия цвета

красный

20

17

0

2

1

тёмно-красн.

20

17

1

1

1

светло-красный

20

17

1

1

1

оранжевый.

20

8

0

10

2

тёмно-оранж.

20

8

0

10

2

светло-оран.

20

8

0

10

2

жёлтый.

20

13

2

5

0

Темно- желтый.

20

13

2

5

0

светло-жёлт.

20

13

2

5

0

зелёный.

20

14

1

5

0

тёмно-зелён.

20

14

1

5

0

светло-зелён.

20

14

1

5

0

голубой

20

8

0

8

4

тёмно-голубой

20

6

6

7

1

светло-голубой

20

6

6

7

1

синий

20

13

0

6

1

тёмно-синий

20

13

2

4

1

светло-синий

20

13

2

4

1

фиолетовый.

20

8

0

8

4

тёмно-фиолет.

20

6

2

8

4

светло-фиолет.

20

6

2

8

4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица 1

Исследование цветовосприятия по Истоминой З.М.

Контрольный  эксперимент

№ п/п

Имя ребенка

Выбор цвета по наглядному образцу

Выбор цвета при названии его взрослым.

Умение самостоятельно называть цвет

1

Оля Г.

3

3

3

2

Аня С.

3

3

3

3

Аня В.

3

3

2

4

Максим Л.

3

2

3

5

Никита К.

3

3

2

6

Никита М.

3

3

2

7

Эльнур А.

3

2

2

8

Юля В.

3

3

3

9

Максим К.

3

3

3

10

Ира С.

3

3

3

11

Света П.

3

3

2

12

Влада В.

3

3

3

13

Маша К.

3

3

3

14

Сережа С.

3

3

2

15

Женя Т.

3

2

3

16

Данил З.

3

3

2

17

Кирилл М.

3

3

2

18

Коля М.

3

3

2

19

Марина М.

3

3

3

20

Арсений К.

3

3

3

Всего %

100

95

89


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Дифференциация детьми названий цвета и оттенка в старшем дошкольном возрасте.

 

Цвет образцов

Кол – во детей

Называют правильно цвет и оттенок

Называют правильно только цвет

Называют цвет не правильно

Отказ от названия цвета

красный

20

20

0

0

0

тёмно-красн.

20

20

0

0

0

светло-красн.

20

20

0

0

0

оранжевый.

20

20

0

0

0

тёмно-оранж.

20

20

0

0

0

светло-оран.

20

20

0

0

0

жёлтый.

20

20

0

0

0

Темно-желтый.

20

20

0

0

0

светло-жёлт.

20

20

0

0

0

зелёный.

20

20

0

0

0

тёмно-зелён.

20

20

0

0

0

светло-зелён.

20

20

0

0

0

голубой

20

20

0

0

0

тёмно-голуб.

20

18

2

0

0

светло-голуб.

20

20

0

0

0

синий

20

20

0

0

0

тёмно-син.

20

20

0

0

0

светло-син.

20

19

1

0

0

фиолетовый.

20

20

0

0

0

тёмно-фиол.

20

20

0

0

0

светло-фиол.

20

18

2

0

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Знание цветов и их оттенков

Цвет образцов

Количество 
детей

Называют правильно 
цвет и оттенок

   

Начало года

Конец года

красный

20

17

20

тёмно-красн.

20

17

20

светло-красн.

20

17

20

оранжевый.

20

8

20

тёмно-оранж.

20

8

20

светло-оран.

20

8

20

жёлтый.

20

13

20

темно- желтый.

20

13

20

светло-жёлт.

20

13

20

зелёный.

20

14

20

тёмно-зелён.

20

14

20

светло-зелён.

20

14

20

голубой

20

8

20

тёмно-голуб.

20

6

18

светло-голуб.

20

6

20

синий

20

13

20

тёмно-син.

20

13

20

светло-син.

20

13

19

фиолетовый.

20

8

20

тёмно-фиол.

20

6

20

светло-фиол.

20

6

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

 

Образцы, выбранные детьми при названии цвета взрослым

   
 

Начало года

Конец года

1

Оля Г.

100%

100%

2

Аня С.

66,6%

100%

3

Аня В.

33,3%

100%

4

Максим Л.

33,3%

66,6%

5

Никита К.

33,3%

100%

6

Никита М.

33,3%

100%

7

Эльнур А.

33,3%

66,6%

8

Юля В.

33,3%

100%

9

Максим К.

66,6%

100%

10

Ира С.

33,3%

100%

11

Света П.

33,3%

100%

12

Влада В.

66,6%

100%

13

Маша К.

66,6%

100%

14

Сережа С.

33,3%

100%

15

Женя Т.

100%

66,6%

16

Данил З.

33,3%

100%

17

Кирилл М.

33,3%

100%

18

Коля М.

33,3%

100%

19

Марина М.

66,6%

100%

20

Арсений К.

66,6%

100%

Информация о работе Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества