Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:22, аттестационная работа

Краткое описание

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Содержание

1. Актуальность
2. Теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Историческая справка о цветоведении.
2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
3. Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Цель и задачи работы.
5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.
5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.
5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.
5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.
5.2.2. Система работы с родителями.
5.2.3. Система работы с педагогами.
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
7 Заключение
8 Список литературы
9 Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт Луконина.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Например, рассматривая жёлтый образец, я спрашивала, какого цвета одуванчик, солнышко, твоя рубашка?

- Жёлтая.

- Значит  кружок, какого цвета? (Жёлтый.)

Т. о. опредмечивая цвет каждого образца мы добивались названия цвета. Но при этом он быстро подбирал нужный тон: тёмно -, светло -, хотя называть их опять же было трудно. Вместо определений «темнее», он говорил: «это серый» и после объяснения, быстро запомнил и остальные оттенки, называя самостоятельно.

Проведя исследование, мы выявили, что некоторые дети не могут дать цвету и его оттенку правильное название.

Освоение ребёнком слова, как обозначения качества предметов принципиально изменяет весь процесс ощущений. Слово, сначала лишь сопровождает, а затем замещает действие непосредственного раздражителя и ведёт к следующим изменениям процесса ощущения:

1)   Название ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств.

2)   Обозначенный словом, цвет из раздражителя превращается в знание соответствующего качества предмета или явления.

3)   Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать. Ребёнок получает возможность сравнивать предметы по выделенным им качествам, т. е. выполняет элементарные мыслительные операции.

4)   Слово, как обобщающий сигнал, позволяет ребёнку увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах.

5)   Обозначаемое словом, ощущаемое качество (цвет), ребёнок получает возможность более точно дифференцировать однородные раздражители. Узнав название: красный, синий, зелёный, дети легко усваивают оттенки каждого цвета. Давая название таким оттенкам, педагог ещё больше обостряет цветоразличение детей.

6)   Качество, постоянно встречающееся у однородных предметов становится средством характеристики вещей. Так, воспринимаемый раздражитель становится для ребёнка опознаваемым признаком определённых вещей и явлений окружающего мира.

7)   Неоднократные встречи с предметами, в которых педагог вычленяет их характерные признаки, оттачивает наблюдательность.

Мы сделали вывод, что необходимо провести работу на уточнение знаний о цветах и их оттенках.

 

Создание образовательной среды

Важнейшим условием для формирования гармонично развитой личности является среда, которая окружает ребёнка. Мы старались научить его видеть красоту окружающей жизни, прежде всего в быту: красивое оформление групповой комнаты, интерьер дошкольного учреждения, приятную по цвету одежду, детей и педагогов. В оформлении интерьера дошкольного учреждения активно используются выставки детских работ, которые показывают, к каким результатам приводит умело организованная педагогическая деятельность. 

Мы развивали восприятие цвета наших детей с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая их произведениями живописи, народного и декоративно – прикладного искусства, предметами быта. В группе периодически оформлялись выставки, галереи, мини-музеи.

Немаловажное значение имеет наглядный материал, способствующий раскрытию более полной картины применения цветовых оттенков на практике. Разнообразные цветовые схемы и таблицы позволяют закрепить знания детей о получении дополнительных цветов из основных, составлении различных оттенков цветов путем смешивания основного цвета с белым или черным, правильно расположить цвета радуги, составить цветовой ряд красного от темного к более светлому, составить цветовой ряд по мере осветления зелёного и розового цветов. Для знакомства с различными оттенками в работе использовала разные цветовые палитры. Их несколько видов. Например, палитра овальной формы с наклеенными цветными кругами семи цветов радуги. Палитра с наклеенными цветными кругами оттенков красного и зеленого цветов. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что у детей особенно ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет — кирпичный, томатный, кровавый, солнечный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная.

Большое значение имеет создание в группе развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей. Мы регулярно пополняли уголки художественного творчества разнообразными материалами для рисования традиционными и нетрадиционными техниками, образцами работ в различных техниках.  

      5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.

Направления работы

Цель работы

Формы работы

Сроки

Ожидаемый результат

Взаимодействие с детьми

Уточнить знания о цветах и их оттенках, расширять и углублять восприятие цветовой гаммы,

 развивать у детей чувства цвета, эстетического восприятия цвета, умение выразить своё отношение к цвету, выбрать его по своему вкусу, расширять представления об окружающем мире в многообразии цветовой палитры.

Специально организованные

занятия, устные анкеты, проекты, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, художественное творчество.

ноябрь 2011 – апрель 2012 уч.г.

● развитие внимания к цветовому многообразию окружающего мира

● освоение алгоритма смешивания красок

●получение представления о живописи

● создание цветовых образов, получение продуктов деятельности

● обогащение представлений о цветовом решении , о колорите

● обогащение словаря

● закрепление знаний о цветовых оттенках и умения получать их на палитре

Взаимодействие с воспитателем

Повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач

Консультации, практикум, подбор развивающего инструментария (игры, литература, упражнения, репродукции картин), совместное проведение занятий

 

- Обогащение знаний о методах  развития цветовосприятия у детей

- знакомство с новыми дидактическими  играми по теме, новыми методами  нетрадиционного рисования.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Взаимосвязано поставить работу по созданию условий для получения детьми целостного представления об окружающем мире, многообразии цветовой палитры, возможностях для максимального творческого самовыражения в любом виде деятельности

Интегрированные занятия Подбор репродукций картин, фонограмм музыкальных произведений, изобразительного материала,  совместное проведение занятий.

 

- Создание аудиотеки с подбором  музыки к различной цветовой  гамме.

Взаимодействие с родителями

Педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности  с детьми

Консультации, анкетирование, беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление папок -передвижек, открытые занятия с детьми, выставки детского творчества, семейное творчество.

 

- Понимание значимости цветоведения  в формировании личности ребенка

- Приобретение знаний о методах  и приемах развития чувства  цвета у детей

- Активное участие в совместных  выставках

- Появление потребности в сотрудничестве с ДОУ


 

 

      5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.

Задачи работы:

1. Расширять  и углублять представления о  свойствах предметов окружающего  мира (цвете), цвете, оттенках, цветовой  палитре, познакомить с историей возникновения красок.

2. Развивать  умения различать цвета, называть  их, использовать для передачи  настроения, способствовать развитию  цветовидения, различения оттенков, ассоциирования цветов и оттенков  с определенными эмоциональными  состояниями, чувствами. Развивать эстетические способности, интерес детей к цвету, как физическому и эстетическому свойству предметов, явлений.

3. Развивать  художественно-эстетическое восприятие, умения выделять главное, в диалоге  с педагогом понимать образ, обогащать опыт выделения цвета как средства выразительности (на примере известных произведений искусства).

4. Развивать  познавательную деятельность (с  помощью педагога замечать проблему, осуществлять обследование (проверку  предположения), стремиться узнать что-то новое, формулировать вопросы).

5. Обогащать  словарный запас названием цветов, образными сравнениями. Стимулировать  составление описательных рассказов, простых загадок о цветах (оттенках) или предметах определенного  цвета.

6. Развивать  практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, стимулировать желание создавать интересные изображения, смешивать цвета и подбирать цвета и оттенки согласно замыслу, развивать технические умения (использование гуаши).

 

Формы работы с детьми,  выбранные  мной  для  формирования  у  них  цветовосприятия 

    *  Непосредственно-образовательная деятельность

Специфика непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству  открывает широкие возможности для познания прекрасного, развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, а изобразительное искусство, в свою очередь, показывает ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И один из главных компонентов красоты мира и искусства – цвет. В процессе непосредственно-образовательной деятельности дети работают с разнообразным материалом (акварель, гуашь, пастель) в разнообразных техниках (монотипия предметная, кляксография обычная, а также с трубочкой и ниточкой, отпечатки листьев, монотипия пейзажная, рисование по сырому листу). Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 В творческом рисунке ребёнок передаёт своё отношение к изображаемому. Для передачи и воплощения своего замысла дети используют выразительные различные средства: цветовые сочетания, разнообразие форм и композиций.

Дети выполняют задания, построенные на контрастных и тональных сочетаниях красок. Цвет придаёт детским рисункам выразительность. Согласованность цветовых оттенков для выражения определённого колорита имеет первостепенное значение.

Занятия организую в форме игры-путешествия или игры-перевоплощения, где ребенок и взрослый становятся то актерами, то зрителями. Для того чтобы игра приобрела эффект изотерапии, использую движения, музыку, звуки, прикосновение. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком.

Чаще на практике интегрирую такие виды занятий, как:

развитие речи и рисование: («Сказки про краски»; "Белая фея в королевстве красок"; "Приключения Черной феи"; "В Королевстве красок");

рисование и музыка: («Поздняя осень», «Добрые и злые волшебники», «Грустная и весёлая сказка», «Раскрась мечту в розовый цвет»);

рисование и ознакомление с произведениями прикладного искусства и живописи: («Гжельские узоры», «Каким бывает небо в природе»);

коллажи: «Зимний пейзаж», «Новогодняя ёлочка», «На морском дне», «Осенняя сказка».

 *   Игровая деятельность

В процессе игры дети оперируют имеющимися знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

Для закрепления основ цветоведения использую игровые приёмы и дидактические игры, которые помогают закреплять с ребёнком необходимые знания и умения владения основными техниками, для отражения в рисунке его эмоционального уровня и цветовосприятия. В начале работы проводятся упражнения и игры на сравнение и отбор цветовых объектов, а затем дети уже сами могут получать различные цвета и оттенки в результате разных видов смешения цветов.

* Синестезия – это интегрированное воздействие на чувственный опыт, создание цветомузыкальных и цветозвуковых связей, использование музыки и поэзии в изобразительной деятельности, обогащение чувственно-сенсорного опыта детей в процессе их общения с природой.

Знакомлю, что у каждой краски есть своя любимая музыка, подобранная с учетом её характера. Кроме того, каждому цвету соответствует определенное звучание. Например: зеленому подходят спокойные, протяжные тона скрипки, а красному - фанфары с призвуком тубы. Желтому - высокая труба, а синему – виолончель. Голубому – флейта, а фиолетовому - низкие тона деревянных духовых инструментов.

Знакомство с музыкой строю на основе педагогического сотрудничества с музыкальным руководителем, которое позволяет нам построить общение с ребенком и процесс обучения в более творческой. Прослушивание музыкальных произведений с яркой эмоциональной окраской, побуждают ребёнка к сопереживанию, размышлению об услышанном.

На занятиях широко использую записи звуков природы (шум ветра, пение птиц, журчание ручья, плеск волны, грохот прибоя).

Звуковые ассоциации и впечатления способствуют появлению устойчивых чувственных образов, ведущих к развитию понятийной мысли дошкольников.

Кроме того, музыкальное сопровождение во время рисования вдохновляет детей на создание выразительных, эмоционально значимых для них образов.

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела, поэтому, все свои мысли и переживания они проявляют через телодвижения. Частичную, но очень значимую информацию об окружающей действительности ребенок получает через телесные ощущения, т.к. на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. В связи с этим при развитии ребенка стараюсь избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний. Именно поэтому в изобразительной деятельности активно использую движение и танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

*  «Минутки любования» - один из любимейших детьми видов занятий. Я провожу их на природе, что даёт возможность детям разглядеть ее многоцветье и красоту, ощутить и увидеть закономерные и уникальные явления природы. Таким образом, прививаю любовь к природе и воспитываю бережное отношение к ней. Любование природой помогает развивать цветовосприятие у детей эмоционально-чувственным образом, что особенно важно для дошкольников. Рассматривая облака, дети отмечают их оттенки и сходство с реальными объектами; собирая осенние листья, прислушиваются к их шуршанию, замечают, что они становятся хрупкими, убеждаются, что на одном дереве листочки разных цветосочетании, сортируют их по оттенкам, находят самые красивые. Любуясь снегом, обращают внимание на его палитру, на цвет теней, на узоры следов, знакомятся с его свойствами. Дети узнают о красках времен года и используют их в своих рисунках.

*  Чтение художественной литературы 

Образные характеристики цвета и сочетания цвета содержатся в поэтических произведениях: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»; «Как молоко облитые, стоят сады вишнёвые»; «Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром»; «Одуванчик молодой был совсем как золотой» и др.

Информация о работе Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества