Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:22, аттестационная работа

Краткое описание

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Содержание

1. Актуальность
2. Теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Историческая справка о цветоведении.
2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
3. Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Цель и задачи работы.
5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.
5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.
5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.
5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.
5.2.2. Система работы с родителями.
5.2.3. Система работы с педагогами.
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
7 Заключение
8 Список литературы
9 Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт Луконина.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

 

      3.  Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Однако на сегодняшний день в детских дошкольных учреждениях  развитию художественного восприятия цвета у дошкольников уделяется недостаточное внимание. Отсутствие целенаправленной систематической работы по основам цветоведения, развитию способностей цветовидения и восприятию насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Просмотр детских работ показал: начиная с возраста   6 - 7 лет, у дошкольников все чаще возникают трудности в создании гармоничного, эмоционально-выразительного по цвету образа, все чаще в живописных работах детей встречаются однообразие, скудность и стереотипность в цветопластическом решении изображаемого. Дети старшем дошкольном возрасте имеют слабо развитое цветовосприятие и навыки работы с цветом. В работе детского сада овладение детьми цветом организуется с целью решения двух взаимозависящих друг от друга задач. С одной стороны, формирование чувства цвета является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, направленного на развитие у детей умения ориентироваться в окружающем их мире. С другой стороны, овладевая общепринятой эталонной системой свойств и признаков предметов непосредственно в изобразительной деятельности, дети учатся соответствующим образом отражать эти свойства и признаки в рисунке. В процессе развития в эмоциональной сфере ребёнка происходят изменения. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.

Анализ практики обучения дошкольников, программ по художественному творчеству, показал отсутствие научно обоснованной методики, направленной на формирование цветовой культуры у ребенка и норм регулирующие деятельность педагога. Остаются неясными образовательные цели и воспитательные задачи, определяющие приоритеты обучении ребенка в детском саду. Это способствует тому, что воспитатели  ведут занятие в зависимости от своего уровня профессиональной компетенции и представлений о механизмах развития творческих способностей учащихся.

Существует достаточно много методик, программ, рассчитанных на обучение детей изобразительным техникам. Разработанные в 80 – 90-х годах прошлого века программы такими авторами, как Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Т. Г. Казакова, Т.Н. Доронова, В. А. Езикеева. Данные программы, рассчитанные на обучение детей рисованию, учат рассматривать предметы перед тем, как его нарисовать, знакомят с сенсорными эталонами, а также с цветом предметов. Ф. Фребель считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Особое значение Ф. Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные от ношения к тому или иному цвету. Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения.

М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей навыка различать, называть и использовать различные цвета и оттенки, возможна, только при наличии специальных дидактических средств. 

На сегодняшний день существует достаточно много современных авторских программ по изобразительному творчеству – это программы Лыковой И.А., Кузнецовой О.Г., Сахоровой О.М., Дубровской Н.В., Шоптовой Т.В., Зайцева Н.А.

Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы формирования художественного восприятия цвета, методики изображения, вопросы, связанные с организацией самого процесса художественного восприятия цвета, у дошкольников  решены не полностью.

Остаются неразрешёнными противоречия:

  • между потребностью современного общества в личности, способной творчески  мыслить  и недостаточным использованием  потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании творческих возможностей  детей  дошкольного возраста;
  • потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях   по живописи    и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем   для использования в работе с  детьми седьмого года жизни.
  • Необходимость разрешения выявленных противоречий и современной тенденции развития системы дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества.»

Сказанное определяет актуальность проекта: необходимость создания методической системы, структурирования ее содержания, позволяющей педагогу вести поиск наиболее эффективных методов, средств и педагогических технологий, способных активизировать процесс развития художественного восприятия цвета у дошкольников. Данная методическая система должна обеспечить процесс творческой самореализации ребенка посредством формирования цветовой культуры.

      4. Цель  и  задачи   работы.

Объект: учебно-творческая деятельность дошкольников, направленная на развитие восприятия цвета.

Предмет: система методических средств и педагогических условий по художественному творчеству.  

Цель опыта: создать и апробировать систему работы по развитию чувства цвета у  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи опыта:

1 Изучить особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста;

2 Разработать и апробировать  систему работы  по развитию  цветовосприятия у детей  седьмого года жизни;

3 Выделить наиболее действенные  методы и приемы, обеспечивающие  эффективное развитие цветового  восприятия у детей дошкольного возраста.

4 Организовать систему взаимодействия  детского сада и семьи по  развитию цветовосприятия у детей.

Условия успешного формирования чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности:

1. Создание  системы работы по формированию  чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все её виды.

2. Широкое  использование в работе с детьми  по формированию эстетического  восприятия цвета, колорита произведений  изобразительного искусства как  классического, так и народного.

3. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.

4. Систематические  наблюдения в природе, выделение  цвета её объектов и явлений, изменений цветов в природе  в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.

5. Использование  дидактических игр в работе с детьми.

6. Изготовление  дидактических игр по ознакомлению  детей с цветом, закреплению и  обогащению эстетических представлений  о цвете с детьми старшего  дошкольного возраста на занятиях  по изобразительной деятельности  и в свободное от занятий  время.

7. Эстетическое оформление среды в процессе профессиональной подготовки. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения.

8. Подготовка  воспитателя к работе с детьми  с учётом решения задачи развития  чувства цвета у детей.

Новизна и практическое значение:  подбор систематизация и разнообразных форм работы с детьми по развитию цветовосприятия у детей 6-7 лет, построенных с учетом псиголого-педагогических принципов.

Принципы

Успешность решения проблемы развития восприятия цвета зависит от того, как в деятельности педагога реализуется ряд принципов:

- принцип индивидуализации, т.е раскрытие личностных способностей  каждого ребенка, учет его склонности, интереса к каждому виду художественной  деятельности;

- принцип сотрудничества  и сотворчества педагога и детей предполагает воздание атмосферы доброжелательных и доверительных отношений;

- принцип учета  возрастных особенностей: ведущие  методы развития и формы преподнесения  материала - сказочно-игровые. С помощью  игровых приемов успешно решаются  задачи обучения, активизируются творческие возможности;

- принцип динамичности: каждое задание необходимо творчески  пережить и прочувствовать, только  тогда сохранится логическая  цепочка – от самого простого  до заключительного, максимально  сложного задания;

-принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

Ожидаемые результаты

Дети

Родители

1) разовьется внимание к цветовому  многообразию окружающего мира, наблюдательность;

2) расширится круг сенсорных  эталонов цвета;

3) сформируется понятие о расположении  цветов в спектре, о делении  их на группы теплых и холодных, на светлые и темные оттенки;

4) обогатится словарь словами, обозначающими  цветовые оттенки;

5) разовьется более совершенное  умение экспериментировать красками  на палитре, получать оттенки;

6) при передаче действительности  будут использовать цветовые соотношения близкие к реальным;

7) начнут использовать в рисунках  различные оттенки;

8) разовьётся умение гармонично  подбирать фон и краски;

9) сформируется понятие о связи  цвета и настроения, характера;

10) начнут цветом выражать своё отношение к создаваемому образу в рисунке.

1) поймут значимость развития  цветоведения у детей старшего  дошкольного возраста;

2) получат знание основ цветоведения;

3) приобретут педагогические знания  о приемах и методах руководства  рисованием детей в семье;

4) появится потребность в сотрудничестве  семьи и МБДОУ по вопросу  развития чувства цвета у детей  старшего дошкольного возраста  и умения цветом выражать свое  отношение к изображаемому в  рисунках;


 

      5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.

      5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1. Повышение собственной профессиональной  компетентности 

● подбор и изучение педагогической литературы, передового педагогического опыта, знакомство с новыми педтехнологиями Комаровой Т.С., Размысловой А.В., Дороновой Т.М., Швайко Г.С., Лыковой И.А. по развитию чувства цвета

● изготовление диагностического материала по методике Истоминой З.М.

сентябрь 2011 г.

● получение знаний об особенностях организации работы по теме, выявление эффективных методов и приемов

2. выявление запросов родителей  и знаний по теме

● анкетирование с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития чувства цвета у детей

сентябрь 2011 г.

● низкий уровень представлений, знаний по теме

3. Оснащение предметно – развивающей  среды

● обогащение изоуголка новым оборудованием (подставками, кистями различной фактуры и толщины, стаканчиками – переливайками разной величины, пластиковыми контейнерами для гуашевых красок), изоматериалами (акварелью, перламутровой гуашью, гелю с блёстками);

рабочими тетрадями на закрепление знаний о цветах спектра, о делении цветов на теплые и холодные, о светлых и темных оттенках;

цветовыми таблицами с алгоритмом смешивания красок;

иллюстрациями, фотооткрытками по обогащению представлений о колорите объектов и явлений природы, репродукциями картин;

● подбор художественного слова и художественных произведений, включающих цветовую характеристику предметов и явлений окружающего мира;

● дидактическими играми по развитию чувства цвета.

октябрь

2011 г.

● создание условий для реализации работы с учетом потребностей ребёнка в самостоятельной, совместной с воспитателем деятельности и организованной формы обучения.

4. Выявление уровня умений детей

Проведение диагностики цветовосприятия по методике Истоминой З. М.

октябрь

2011 г.

● недостаточный уровень развития чувства цвета


 

Исследование восприятия цвета у детей подготовительной группы по методике Истоминой З.М (Приложение 1)

Оборудование: цветовые образцы 7 цветов спектра.

Цель исследования: Выявить индивидуальные особенности восприятия и названия цветов детьми.

Эксперимент состоит из 2-х серий:

1. Группировка  цвета по предложенному образцу.

Сначала выясняли знания детьми словесных обозначений цветов.

Какие названия цвета ты знаешь?

Многие дети назвали все семь цветов спектра, некоторые, Влада В., Оля Г., добавили фиолетовый, голубой. Максим К., Света П., Никита К., Женя Т. назвали серый, розовый. Меньше всех цветов назвали Коля М., Кирилл М., Юля В., Максим Л. – красный, зелёный, жёлтый; Никита М., Сережа С., Эльнур А. – синий, красный; Ира С., Маша К., Данил З., Аня С. – красный, желтый, зеленый, синий.

Во время исследования со всеми детьми проводилась индивидуальная работа.

На столе перед детьми раскладывали два набора кружков. Перед испытуемым выкладывалась одна из семи карт (с кружками разного или одного цвета) и предлагалось: «отбери похожие кружочки». Ребёнок подбирал образцы, одинаковые с предложенным по цвету, тону и светлоте. После выполненного задания, карточки убирались.

Кружочки вновь раскладывались перед ребенком, и давалось следующая карточка. Так последовательно предлагались одна за другой все семь карточек.

Все дети справились с заданием и правильно подобрали цветовые объекты. Кирилл М., Коля М., Юля В. и Эльнур А. подбирали кружочки очень медленно, прикладывая к карточкам. Марина М., Сережа С., Ира С., Никита К., и Аня В. сопоставляли, но очень быстро находили нужные кружочки. Оля Г., и Аня С. находили, не торопясь, подбирали, рассуждали. Максим Л.  долго искал, сопоставлял, сравнивал. Женя Т., Данил З., Влада В., Ира С., Света П. не сопоставляли, очень быстро работали.

2 серия: Название цвета отобранных образцов.

В этой серии детям были предложены кружки семи цветов средние по светлоте, располагающиеся один под другим.

По поводу каждого из них задавался вопрос: «Назови цвет круга» Затем рядом с этой колонкой выкладывались кружки более насыщенного цветового тона и семи светлых кружков.

Задача: Выявить знания ребёнком названий цвета и их оттенков.

Дети назвали, чем отличаются кружочки одного цвета (тоном: светлее, темнее).

Вывод: Дети, владеющие названием цвета, допускали ошибки при выборе по представленному образцу изредка, большая часть ошибок совершается в тех случаях, когда ребёнок названия цвета не знает, или знает слабо.

Информация о работе Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества