Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:22, аттестационная работа

Краткое описание

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Содержание

1. Актуальность
2. Теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Историческая справка о цветоведении.
2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
3. Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Цель и задачи работы.
5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.
5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.
5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.
5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.
5.2.2. Система работы с родителями.
5.2.3. Система работы с педагогами.
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
7 Заключение
8 Список литературы
9 Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт Луконина.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

 

Приложение 3

Непосредственно-образовательная деятельность

«Чудесные превращения белой краски»

Программное содержание:

- Развитие цветовосприятия.

- Учить  работать с цветом 

- Воспитывать интерес к ИЗО искусству.

- Познакомить  со свойствами белой краски.

Материал: Большой лист бумаги, палитра на каждого ребенка, гуашь и кисти.

Ход:

В гости к детям приходит их давний знакомый Художник (кукла), который живет в сказочной стране, в Радужном царстве-государстве. Он дружит со всеми красками и знает о них много разных интересных историй и сказок. Предлагает детям поиграть, а потом послушать одну из них.

П.г.   Наши руки не для скуки.

Рисовать умеют руки!

(Каждым  пальцем правой руки обводим  кисть левой руки на массажной карточке и наоборот).

Сказка.

Краски собрались у своего дома и, как всегда, стали рассказывать о том, кто, что сегодня раскрашивал. И все стояли и поглядывали на верхний этаж дома.

- Скучная  краска там живет, - говорили они.- Что ей можно расписать? Только снег зимой. А летом она не нужна вовсе.

Белая краска спустилась вниз и спокойно заметила:

- Вместе  со мной можно нарисовать интересную  картину. Например, вот такую, посмотрите  вверх на облака:

Вот плывут по небу

Белые барашки,

А теперь они же-

Белые лошадки,

Белые козлятки,

Белые лебедка,

Белые – пребелые

Парусные лодки.

- А  еще я нужна для того, чтобы  вы, стали более нежными, чтобы  вы могли приобрести разные  оттенки.

Давайте поиграем. Приготовьте палитру. Выложите на нее белую гуашь так, чтобы получилось несколько белых пятен. В каждое из них капните по капле цветной гуаши и размешайте. Посмотрите, какие цвета получились. Получились нежные, пастельные цвета. Давайте назовем их: голубой, розовый, бледно – желтый, светло-фиолетовый…

Педагог предлагает нарисовать, как разноцветные нежные облака плывут по небу.

Объяснить технику выполнения работы. Объяснить технику смешивания краски на палитре.

Во время работы следить за тем, чтобы количество краски было примерно одинаковым.

Обсуждение:

Педагог предлагает детям рассмотреть получившуюся картину. Похвалить друг друга.

Психофизическая разгрузка: Игра «Возьми и передай» воображаемые предметы – кирпич, кошку, горячую картошку, хрупкий цветок.

Приложение 4

Непосредственно-образовательная деятельность

«Прогулка Черного цвета»

Программное содержание:

- Развитие цветовосприятия.

- Учить  работать с цветом.

- Развивать  цветовосприятие 

- Воспитывать  интерес к ИЗО искусству.

Материал: Бумага, краски, палитра, кисти.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

В гости к детям приходит их давний знакомый Художник (кукла), который живет в сказочной стране, в Радужном царстве-государстве. Он дружит со всеми красками и знает о них много разных интересных историй и сказок. Предлагает детям поиграть, а потом послушать одну из них.

П.г.  Наши руки не для скуки.

Рисовать умеют руки!

(Каждым  пальцем правой руки обводим  кисть левой руки на массажной  карточке и наоборот).

Сказка.

Обычно Черный цвет выходил на прогулку ночью. И все перекрашивал в темные тона. А в тот день он вышел на улицу в полдень и оторопел от ярких солнечных красок.

По голубому небу плыли легкие бело – серебристые облака. Листья деревьев играли от золотисто-зеленого до темно-малахитового. На бархате травы плясали солнечные зайчики, пробиваясь сквозь кроны деревьев. Нежные бабочки с узорчатыми крыльями перелетали с одного цветка на другой, шуршали прозрачными крыльями стрекозы. Мохнато-полосатый шмель пел свою песню над разноцветным лугом. Даже заросший мхом большой камень

был красив, поблескивая серо-коричневым боком под солнечными лучами.

Черный цвет решил поработать. Первым делом он добавил своей краски в облака. Они стали серыми, а некоторые превратились в черные тучи и спрятали солнце. Черный цвет прошелся слегка по зеленой траве и деревьям. Зелень потеряла блеск, потемнела. Бабочки сложили крылышки, пропали стрекозы, и шмель уже не пел свою песенку. Закапал серый дождик. Получился серый, скучный день. Самому Черному цвету, он не понравился, он повернулся и ушел домой, решив не гулять больше в полдень. Так закончилась его прогулка.

Художник и педагог предлагают детям нарисовать, как Черный цвет превратил солнечный день в пасмурный.

Объяснить технику выполнения работы. Уточнить правила смешивания красок на палитре.

Во время работы обратить внимание на то, что черного цвета нужно брать совсем не много.

Обсуждение:

Педагог и Художник предлагают детям рассмотреть картины, рассказать о том, что они нарисовали.

Психофизическая разгрузка: Разговор на тарабарском языке.

 

Приложение 5

Непосредственно-образовательная деятельность

Настроение цвета. Веселые и грустные сказки.

(рисование под музыку)

Программное содержание:

-  познакомить с эмоциональной  характеристикой цвета, способами  художественного выражения своего  настроения и впечатлений.

- определить настроение, как характеризуются “радость” и “грусть”.

- выяснить, сочетания каких цветов  при рассматривании вызывают  ощущение радости, а какие грусти.

- научить создавать цельность  цветового впечатления путем  поиска разнообразия оттенков  для выражения определенного настроения.

- формировать эмоциональное восприятие  к цвету, поиску ассоциативных  связей между цветом и настроением.

- познакомить с новыми приемами  печати поролоном, созданием различных  фактур.

- развивать творческое воображение  и фантазию.

- воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга.

Предварительная работа

Рассматривая дома и на занятиях репродукции с картин художников или иллюстрации в книгах, а также фотографии, обращайте внимание на то, какое настроение они несут, какие выразительные средства – цвет, мимика, поза, композиционное расположение – помогают передать это настроение. 
Дома попросить ребят подобрать картинки с персонажами – веселый и грустный, вырезать их можно из открыток, журналов, календарей и т.п. Попросить обратить внимание на персонажей русских сказок, мультфильмов и т.п., постараться воздержаться от героев Диснея, т.к. они почти всегда не соответствуют настроению персонажа, его цветовому решению; даже если персонаж грустный, цвет одежды всегда яркий, веселый. Это нам в нашей работе помочь не сможет, а только запутает. Картинки необходимо вырезать по контуру персонажа. Здесь вы сможете закрепить навыки работы с ножницами. Картинки не должны быть очень большими, постарайтесь подобрать размер приблизительно 10 х10 см.

Методы: метод построения эмоционально-образной драматургии урока, предполагает комплексные формы воздействия музыки, поэзии или сказки, игры, где педагог выступает в роли режиссера, актера, художника, психолога; формы коллективной и индивидуальной работы, беседа с анализом, репродуктивная творческая деятельность.

Техника: гуашь, печать поролоном, коллаж.

Материалы и принадлежности: формат бумаги 30 Х 30 см, 2 вырезанных персонажа, примерно 10 Х 10 см (веселый и грустный), гуашь, кисти, поролон, клей ПВА, палитра,

Ход непосредственно- образовательной деятельности

I этап занятия “Вхождение  в настроение”

Дидактическая игра “Цветные приветики”

На подносе расположены карточки разных цветов. Предложить детям выбрать тот цвет, каким сегодня они хотели бы с нами “поздороваться”, цвет, который сейчас выражает его настроение, а в конце занятия можно сказать “до свидания”.

– У Маши ярко-желтое “Здравствуйте”, а у Кати зеленое “Здравствуйте”, а вот Вася выбрал серое “Здравствуйте”. Как вы думаете, какое настроение несут эти цвета, отражают ли они ваше настроение? Попробуйте сейчас тембром голоса показать настроение и поздороваться с нами цветным “приветиком”.

– Замечательно! У многих ребят цвет настроения и звучание голоса совпадают, а вот у некоторых мы заметили разногласие, и, чтобы попытаться объяснить это несоответствие, мы сегодня отправимся в путешествие по “Стране настроений”. 
Рассмотрим нашу карту путешествия, здесь перед нами две тропинки, ведущие к двум домикам. Вымостим дорогу определенными цветами и расположим предметы, подберем цвет штор на окнах, двери, крыши и т.п. Выкладываем дорожку из цветных квадратиков соответствующих цветов или располагаем предметы, определим, какая дорожка к какому “домику-настроению” нас приведет – к грустному или веселому.

– А какие элементы подойдут, предлагаю вам подобрать самостоятельно.

– Какие вы молодцы, куда какая дорожка нас приведет, вполне понятно. Ну что, в путь?

– Сначала посетим грустный домик, узнаем, что же там происходит, что заставляет всех грустить. Вам интересно узнать?

Начинаем с беседы “вхождение в настроение” (работа на мягкой зоне). 
Музыкальное сопровождение, звучит спокойная, легкая музыка.

– Почему мы грустим, что заставляет нас грустить, вам когда нибудь бывает грустно?

Ребята поднимают руки и по очереди рассказывают свою грустную историю. Очень важно с понимание выслушать друг друга.

– Когда вы грустите, как вы думаете, что изменяется в положении вашего тела, головы, выражении лица? Примите позу грустящего человека и опишите ее. 
Сейчас грустили мы сами, а бывают ситуации, когда мы грустим вместе с кем-то, переживаем за кого-то и для нас это очень важно, эти герои живут в своих историях. Мы можем узнать о них, если только прочитаем в книгах, сказках, стихотворениях.

– Знаете ли вы грустных героев сказок, грустных по чертам своего характера и взгляду на мир?

Дети называют разных героев – Пьеро, Царевну-Несмеяну, Ослика Иа, Снегурочку, Принца из сказки “Любовь к трем апельсинам” и др.

– Вы помните, какие грустные стихи всегда читал Пьеро из сказки “Буратино”? Может ли кто прочесть нам грустное стихотворение?

– А что еще бывает грустным? (Время года, погода, дождь, туман и т.п.)

– Что еще? Конечно, музыка, под музыку очень хорошо грустить, и даже если у вас было веселое настроение, то, слушая спокойную, грустную музыку, вы все равно задумаетесь и взгрустнете. Давайте представим себя под эту грустную музыку в грустной комнате, как она будет выглядеть, опишите обстановку, предметы вокруг.

– Где еще нам может быть грустно? (Одному вечером дома, в больнице, когда болеешь, и т.п.)

– Вы заметили, что “грусть” у нас какая-то трагичная и несчастная, а ведь она может быть совсем другая – мечтательная, тоскливая, меланхоличная, и это все тоже грусть.  
Давайте рассмотрим репродукции с картин художников и поразмышляем, как художники отражали настроение в своих картинах, какими выразительными средствами и в первую очередь цветом. Сюжеты на картинах, как вы успели заметить, разные; и природа, и животные, и даже абстрактные картины, но одно у них общее – это колорит. А как вы считаете, какой цвет у грусти? (Коричневый, зеленый, серый, синий и т.п.)

Бывает, что очень часто называют черный цвет, здесь необходимо пояснить, черный цвет в данном случае может использоваться в качестве отражения горя, страдания, несчастья и даже смерти, а мы выяснили, что грусть – это немного другое настроение.

Дидактическая игра “Палитра художника”

Игра используется для подбора колорита. Те цвета, которые называют дети, составить на палитре. Выложить кружочки разных цветов на верхнюю половину палитры. Проследить, достаточно ли разнообразно её содержание. 
Наше практическое занятие включает в себя выполнение двух упражнений “Зарисовки путешествия”. 
Путем подбора цветовых сочетаний, созвучных настроению, выполнить первое упражнение “Грустный листочек бумаги”, создание цветовой гаммы из спокойных, приглушенных тонов.  
Педагог показывает последовательность работы в материале, смешение цвета на палитре, приемы нанесения краски с помощью разных способов печати поролоном – примакивание, растирание, закручивание и др. Наносить цвет на лист, используя выразительные композиционные приемы – ритм цветового пятна и линий.  
Показать рисунки ребят из фонда.  
Далее дети приступают к самостоятельной творческой деятельности. Смешивают цвета на палитре, создают фактуру. Педагог словесно корректирует и помогает затрудняющимся ребятам. Может в это время завершить и свой рисунок. Наглядный пример работы самого педагога стимулирует творческую активность детей.

Выполненные задания располагаются для просмотра. 
Ребята высказывают свое мнение о проделанной работе, вместе мы рассматриваем и описываем рисунки, определяем самый грустный рисунок.

– Вспомните, сколько разных состояний грусти мы с вами определили в процессе беседы, какой она бывает разной, и наши рисунки нам это доказали. Но наше путешествие на этом не закончилось. Сейчас мы отправимся по веселой тропинке к веселому домику.

Звучит веселая, ритмичная музыка.  Ребята подходят ко второму стенду репродукций. Здесь у нас “страна веселья, радости и смеха”.

– А что нас радует больше всего?

Беседу можно построить по аналогии с беседой о “грустном настроении”.

Дидактическая игра “Палитра художника”

Заполняем вторую половину палитры, подбираем сочетания цветов, характеризующие веселое настроение.

Практическое задание. Выполняем второе упражнение “Листочек радости”, создание цветовой гаммы из радостных, ярких тонов. Цветовые ассоциации – созвучные настроению. 
Выполненные задания располагаются для просмотра. 
Ребята высказывают свое мнение о проделанной работе, вместе мы рассматриваем и описываем рисунки, определяем самый веселый рисунок.

– Вспомните, сколько разных состояний радости мы с вами определили в процессе беседы, какой она бывает разной, и наши рисунки нам это вновь доказали. Получилось ли у нас передать состояние грусти и радости, отличаются ли они и чем? Как мы можем использовать эти знания в будущих творческих работах?

II этап занятия “Расположение  персонажа”

Информация о работе Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества