Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является – Выявление эффективных педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение. 3 - 7
Глава I . Теоретические основы формирования 8 -- 53
нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста.
I. 1. Сущность и особенности формирования нравственных 8 -19
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I . 2. Сказка как средство формирования нравственных 20 - 41
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.3. Создание условий по формированию нравственных 42 - 53
представлений старших дошкольников в педагогическом
процессе детских образовательных учреждений.
Глава II. Организация опытно - экспериментальной 54 -97
работы , направленной на формирование нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста
средствами сказок.
II.1. Выявление уровня сформированности нравственных 54 - 67
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.2. Использование сказки для формирования нравственных 68 - 84
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.3. Сравнительный анализ сформированности нравственных 85 - 95
представлений старших дошкольников средствами сказок.
Заключение. 96 - 97
Литература. 98 - 100

Вложенные файлы: 1 файл

Изменённый диплом Светы.doc

— 4.68 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию и науке

Российской  Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

Факультет социальной педагогики

 

Кафедра педагогики и социального образования

 

Выпускная

 Квалификационная

 работа 

 на тему:

 

 

 «Сказка как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста».

 

 

 

Дошкольная  педагогика и психология.

 

 

                                            

Выполнила:

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

   Стр.

 

Введение.                                                                                     3 - 7

 

Глава I . Теоретические основы формирования                          8 -- 53

нравственных  представлений детей старшего

дошкольного возраста.

 

I.1.   Сущность и особенности формирования нравственных           8 -19

 представлений детей старшего дошкольного возраста.

 

I.2.    Сказка как средство формирования нравственных                   20 - 41

           представлений детей старшего дошкольного возраста.

 

I.3.    Создание условий по формированию нравственных                   42 - 53

  представлений  старших дошкольников в педагогическом

  процессе детских образовательных учреждений.

 

Глава II. Организация опытно - экспериментальной                   54 -97

работы , направленной на формирование нравственных

 представлений детей  старшего  дошкольного возраста

средствами сказок.

 

II.1.   Выявление уровня сформированности нравственных                 54 - 67

           представлений детей старшего дошкольного возраста.

 

II.2.    Использование сказки для формирования нравственных            68 - 84

  представлений  детей старшего дошкольного возраста.

 

II.3.   Сравнительный анализ сформированности нравственных         85 - 95

            представлений старших дошкольников средствами сказок.

 

Заключение.                                                                                                96 - 97

Литература.                                                                                                 98 - 100

Приложения: 1.Анкеты для педагогов, для родителей. Обработка данных.

2. Перспективный план по работе со сказкой в старшей группе.

3. Конспекты занятий. 4. Фотоматериалы.

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

           Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения  человека  от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе  исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей,  и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом  этапе  новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития  человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных  условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности.

 Необходима организация  систематического, базирующегося   на  знании  и учете объективных  закономерностей развития личности  процесса  воспитания,  который  служит необходимой  и всеобщей  формой этого развития.

       Педагогу принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении дошкольников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Педагог всегда является для детей примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности дошкольников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

   В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие

 в настоящее время в России, заставляют нас размышлять о ее молодежи. Настроения недоверия, равнодушие друг к другу, социальная апатия

особенно остро проявляются  в молодежной среде. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

 Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.

 Актуальность проблемы нравственного  воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и личностными качествами.
  • Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • В-третьих, само по себе обучение не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

 К. Д. Ушинский  писал: «Влияние нравственное  составляет главную задачу воспитания». (65. 34).

  • В-четвертых, вооружение нравственными представлениями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

 

 

 

Это, лишний раз, убеждает нас в чрезвычайной значимости проблемы

нравственного воспитания детей, особенно в условиях, обременённого проблемами, кризисами и катаклизмами, современного мира.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка, оно способствует обогащению духовного опыта ребенка, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность.

Период дошкольного  детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.

Именно, ввиду своей  высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди них В. А. Сухомлинский, Карпинская Н.С., Л.Н. Стрелкова, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв, и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в ДОУ.

Одним из важнейших средств нравственного воспитания старших дошкольников, по мнению, М.М.Кониной, О.И. Соловьёвой, Е.Ф.Луниной, Л.Б.Фесюковой  и др., является  ознакомление детей с художественной литературой.

На наш взгляд, одним  из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа.

На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса.

На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности  сказки.

Однако, проблема использования сказки, в педагогическом процессе ДОУ, как средства формирования нравственных представлений старших дошкольников, требует дальнейшего изучения.

       Именно, поэтому, нас заинтересовала проблема поиска эффективных педагогических условий, методов и приемов организации работы со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений старших дошкольников

Объектом исследования выступает – Процесс формирования  нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является – Сказка как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Целью нашего исследования является – Выявление эффективных педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

 В своей исследовательской работе мы выдвинули гипотезу – Сказка будет эффективным средством формирования нравственных представлений старших дошкольников, если:

  • репертуар сказок будет подобран с учётом ярко выраженных нравственных понятий;
  • в процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщённые нравственные представления у детей;
  • в педагогическом процессе ДОУ используются нетрадиционные приёмы работы со сказкой.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, мы определили   

 

 

 

Задачи:

  1. Изучить сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
  2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
  3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
  4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.        

 

       Методы исследования:

    • Изучение и анализ литературы.
    • Изучение и обобщение педагогического опыта.
    • Анкетирование педагогов ДОУ по вопросу «использование сказки, как средства формирования нравственных представлений старших дошкольников в ДОУ».
    • Анкетирование родителей по теме «Сказка и дети».
    • Беседы с детьми по сказкам.
    • Изучение продуктов деятельности детей.
    • Эксперимент.
    • Тестирование.

 

 

 

 

Глава I: Теоретические основы формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

 

I.1.          Сущность и особенности формирования нравственных

                  представлений детей старшего дошкольного возраста.

  

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Я.А. Коменский в своем трактате « наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: « кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».( 5. 68.)

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог- демократ Генрих  Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Огромное значение нравственному  воспитанию придавал немецкий педагог И. Гербарт в соответствии с идеалами общества, в котором он жил. Он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».(14. 66.)

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».( 14. 79.)

 

Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников