Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является – Выявление эффективных педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение. 3 - 7
Глава I . Теоретические основы формирования 8 -- 53
нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста.
I. 1. Сущность и особенности формирования нравственных 8 -19
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I . 2. Сказка как средство формирования нравственных 20 - 41
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.3. Создание условий по формированию нравственных 42 - 53
представлений старших дошкольников в педагогическом
процессе детских образовательных учреждений.
Глава II. Организация опытно - экспериментальной 54 -97
работы , направленной на формирование нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста
средствами сказок.
II.1. Выявление уровня сформированности нравственных 54 - 67
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.2. Использование сказки для формирования нравственных 68 - 84
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.3. Сравнительный анализ сформированности нравственных 85 - 95
представлений старших дошкольников средствами сказок.
Заключение. 96 - 97
Литература. 98 - 100

Вложенные файлы: 1 файл

Изменённый диплом Светы.doc

— 4.68 Мб (Скачать файл)

Благодаря этому принципу « зоны деятельности» детей должны быть в достаточной мере изолированы одна от другой.

Трансформация помещений может достигаться при помощи « ширм – передвижек», изготовленных родителями и педагогами.

-Принцип эстетизации  окружающей среды, создающей возможность  развития самостоятельной художественной и творческой деятельности дошкольников, включающей органическое сочетание традиционных и неординарных подходов к изодеятельности.

В уголках изодеятельности  для самостоятельных занятий, творческого  фантазирования, должны содержатся различные виды изо-материалов, д. быть созданы условия для занятий лепкой, конструированием, аппликацией, рисования.

-Принцип социальной  компетентности, включающий как  ознакомление с современной культурой,  так и с традициями прошлого, в частности с историей и культурой родного края.

Необходимо создать музей-горница «Русская изба», которая легко трансформируется в «комнату сказок», где можно проводить с детьми театрализованные занятия, занятия по сказкам.

-Принцип учета половых  и возрастных различий детей, как возможности для мальчиков и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, ознакомление с правилами этикета.

        Соблюдение этих принципов в  процессе построения предметно-развивающей среды в ДОУ приведет к тому, по нашему мнению, что она в дальнейшем будет способствовать самоорганизации и саморазвитию личности ребенка, формированию нравственных представлений и дальнейшему преобразованию их в нравственные качества.

 

 

Глава II. Организация опытно - экспериментальной  работы , направленной на формирование нравственных  представлений детей старшего  дошкольного возраста   средствами сказок.

 

II.1. Выявление уровня сформированности нравственных

представлений детей старшего  дошкольного возраста.

       Исследовательская работа  проводилась на базе МДОУ детского сада

№ 3 «Солнышко, п. Комаричи с  15 мая    по  21 ноября   2006 г..

Необходимо отметить, что эксперимент проводился в  старшей группе детского сада, им было охвачено 18 детей, в возрасте  5 - 6 лет.

Цель эксперимента: поиск эффективных педагогических условий организации работы со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений старших дошкольников

Суть эксперимента:   состояла в организации работы со сказкой

 детей старшего  дошкольного возраста.

Для того, чтобы  подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, о том,

что сказка будет эффективным средством формирования нравственных               представлений старших дошкольников, при соблюдении следующих условий:

  • если репертуар сказок будет подобран с учётом ярко выраженных нравственных понятий;
  • если в процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщённые нравственные представления у детей;
  • если  в педагогическом процессе ДОУ используются нетрадиционные приёмы работы со сказкой.

Экспериментальная работа строилась в определённой последовательности и включала 3 этапа:

 I этап – констатирующий;

 II этап - формирующий;

 III этап – контрольный.

 

 

 

 На каждом этапе выдвигались и решались определённые задачи в соответствии с гипотезой исследования.

На первом этапе исследования мы провели диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, с целью выявления у них сформированности нравственных представлений.

Для  выявления  уровня   сформированности  нравственных представлений мы провели  диагностику по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой в  книге «Диагностическое обследование детей». ( 64. 25  ).

Всем детям  одновременно была прочитана  русская  народная   сказка

 «Заяц - хваста»,   затем, чтобы избежать повторов, индивидуально с каждым ребенком в беседе по таким вопросам:

 

  1. О чем эта сказка?
  2. Кто главный герой в сказке?
  3. Какой он по характеру ?
  4. Одобряешь ли ты его поведение? Почему?
  5. Какой он стал в конце сказки?
  6. Кто ему помог стать таким?
  7. А ты ведешь себя иногда также как он?
  8. Хорошо это или плохо? Почему?

 

Критерии сформированности

нравственных  представлений.

 

 

1.  Устойчивость нравственных  представлений.

 

A) Понимает ли смысл сказки.

Б)              Какие нравственные качества в сказке выделяет.

B) Эмоциональное состояние после прочтения сказки.

 

 

2.  Сочетание нравственных образов  и поведения.

 

А)             Мотивизирует ли ребенок и как  предполагаемый поступок.

Б)             Выражает   ли   в   речи   нормы   поведения,   называет   ли

                   нравственные качества.

 

 

3.  Нравственная оценка.

 

А)               Насколько развернуто, последовательно  объясняет ситуацию.

 Б)             Каким литературным героям он стремится подражать, какие

                    нравственные качества он выделяет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни сформированности нравственных представлений детей

старшего дошкольного  возраста.

 

Высокий уровень :

 

Ребёнок хорошо понимает смысл сказки, отвечает на поставленные вопросы, может выделить нравственные качества в сказке, эмоционально реагирует на события в сказке, правильно мотивирует предполагаемый поступок, отражает в речи нравственные качества, развернуто последовательно объясняет ситуацию, даёт полную нравственную характеристику героям.

 

Уровень Выше среднего:

 При не соответствии одному из подкритериев высокого уровня.

Средний уровень:

 

 Ребёнок  понимает смысл сказки, но не может выделить нравственные качества в сказке, не всегда эмоционален, не всегда мотивирует предполагаемый поступок, характерен повтор за лидером,  часто соглашается с его мнением.  Во время беседы по содержанию сказки, молчалив, имеет трудности в поддержании диалога.

Уровень Ниже среднего: При несоответствии одному из подкритериев среднего уровня.

Низкий уровень:

 

 Ребёнок  не всегда понимает смысл сказки, не выделяет в ней нравственные качества, чтение сказки не вызывает у него никакого эмоционального состояния,  вообще не может мотивировать предполагаемый поступок, ситуацию описывает непоследовательно, очень кратко, но ребенок с удовольствием вступает во взаимоотношения со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

Результаты  констатирующего этапа мы занесли  в таблицы: №1,№2. 

Уровень сформированности нравственных представлений старших дошкольников

                              на констатирующем этапе , с 15 по 22  мая 2006 г.  МДОУ Комаричский д/с № 3 « Солнышко».    Таблица: № 1

 

Имя ребенка

 

 

Устойчивость  нравственных представлений

 

Сочетание нравственных образов и поведения

 

Нравственная оценка

 

 

Понимает

смысл сказки

 

 

Правильно

выделяет в сказке нравственные качества

 

 

Эмоциональное состояние после прочтения сказки

 

Мотивирует ли ребенок

предполагаемый поступок

 

Выражает  в речи нормы поведения называет  нравственные качества

 

 Достаточно

развернуто, последо -вательно объясняет ситуацию

 

Дает моральную оценку поведения героев кому стре-мится подражать

1. Алина М.

+

+

+

+

+

+

+

2.Андрей С.

-

-

-

-

-

-

-

3.Александр  З.

-

-

+

-

-

-

-

4.Борис Т.

+

-

+

+

+

+

-

5.Валентин  К.

-

-

-

-

-

-

-

6.Валерия К.

+

+

+

+

+

+

+

7.Дмитрий Ч.

+

+

+

-

+

-

+

8.Дарья Н.

-

-

+

+

-

-

+

9.Инна С.

-

-

-

-

-

-

-

10.Кристина  Е.

-

-

+

-

+

+

-

11.Николай С.

+

-

+

+

-

+

+

12.Настя Т.

+

-

-

+

+

+

+

13.Наташа Б.

-

-

+

-

-

-

+

14.Марина С.

+

+

+

-

+

-

+

15.Маргарита  М.

+

+

+

-

+

+

-

16.Оля М.

-

+

-

-

-

+

-

17.Родион М.

-

+

+

+

+

-

+

18. Степан П.

-

-

+

-

-

-

+

 

+

8/  44,5%

7 /  38,9%

13/  72,3%

7/ 38,9%

9/ 50%

8/ 44,5%

10/ 55,5%

 

-

10/ 55,5%

11 /  61,1%

5/ 27,7%

11/ 61,1%

9/ 50%

10/ 55,5%

8/ 44,5%


Результаты  диагностики на констатирующем этапе, май – 2006 г.    Таблица № 2

Уровни  сформированности критериев нравственных представлений

 

 

Уровни

Общий       уровень 

 

№ п/п

Устойчивость  нравственных представлений

Сочетание нравственных образов и поведения

Нравственная  оценка

сформир

нр.предст.

1

В

В

В

В

2

Н

Н

Н

Н

3

НС

Н

Н

Н

4

С

В

С

С

5

Н

Н

Н

Н

6

В

В

В

В

7

В

С

С

С

8

НС

С

С

С

9

Н

Н

Н

Н

10

НС

С

С

С

11

ВС

С

В

ВС

12

НС

В

В

ВС

13

НС

Н

С

НС

14

В

С

С

ВС

15

В

С

С

ВС

16

НС

Н

С

НС

17

ВС

В

С

ВС

18

Н

С

Н

НС

В

5 д. – 27,8%

5д. – 27,8%

4р. – 22,2%

2р.- 11,1%

ВС

2р. – 11,1%

-

-

5д. – 27,8%

С

1р. – 5,5%

7д.- 38,8%

9д. -  50%

4р. – 22,2%

НС

6д. – 33,4%

-

-

3р. – 16,7%

Н

4р. – 22,2%

6д.- 33,4%

5д. – 27,8%

4р. – 22,2%


 

 

 

По результатам  заполнения таблицы делаем выводы о состоянии уровня сформированности нравственных представлений детей.

Обработку результатов  исследования проводим путем оценки результатов сформированности нравственных представлений дошкольников по пяти уровням: высокий,  выше среднего, средний,  ниже среднего, низкий.

По результатам  заполнения таблицы делаем выводы о  состоянии уровня сформированности нравственных представлений детей.

Высокому уровню соответствуют дети, которые хорошо понимают смысл сказки, отвечают на поставленные вопросы, могут выделить нравственные качества в сказке, правильно мотивируют предполагаемый поступок, отражают в речи нравственные качества, развернуто последовательно объясняют ситуацию, дают полную нравственную характеристику героям.

Уровню  Выше среднего: При невыполнении одного из заданий.

Среднему уровню соответствуют дети, которые понимают смысл сказки, но не могут выделить нравственные качества в сказке, не всегда мотивируют предполагаемый поступок. Для этих детей характерно идти за лидером, соглашаться с его мнением. Беседуя по содержанию сказки, дети молчаливы, имеют трудности в поддержании диалога.

Ниже  среднего  при не соответствии одному из критериев среднего уровня.

Низкому уровню соответствуют дети, которые не всегда понимают смысл сказки, не выделяют в ней нравственные качества, чтение сказки не вызывает в них никакого эмоционального состояния, ребенок вообще не может мотивировать предполагаемый поступок, ситуацию описывает непоследовательно, очень кратко, но ребенок с удовольствием вступает во взаимоотношения со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

В результате констатирующего эксперимента нами были выделены пять уровней сформированности нравственных представлений дошкольников.

К высокому уровню нами были отнесены 2 ребёнка , что составляет 11,1%.

К уровню выше среднего 5 детей, или 27,8% группы.

К среднему уровню нами было отнесено тоже 4 человека, что составило 22,2%

К уровню ниже среднего 3 ребёнка, или 16,7% группы.

К низкому уровню мы отнесли 4 ребёнка, что составило 22,2% .

Анализ  результатов , полученных  во время  беседы  показал ,  что  все  дети  этой  группы  знакомы  со  сказками  « Заяц -  хваста» ,  «Волк и  семеро  козлят». 

При  этом 100 %  детей  отвечали , что сказки  слушают  в детском  саду  им  рассказывают  воспитатели.  А 25 %  из  них  сообщили ,что так  же  читают  дома  родители. Среди  прочитанных произведений дошкольники  чаще  отмечали  следующие: «Заяц - хваста», « Лиса и кот», « Волк и семеро козлят», «Теремок», «Котофеич». Как видно, детям хорошо знакомы  эти  произведения ,наиболее полюбившиеся.

Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников