Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является – Выявление эффективных педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение. 3 - 7
Глава I . Теоретические основы формирования 8 -- 53
нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста.
I. 1. Сущность и особенности формирования нравственных 8 -19
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I . 2. Сказка как средство формирования нравственных 20 - 41
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.3. Создание условий по формированию нравственных 42 - 53
представлений старших дошкольников в педагогическом
процессе детских образовательных учреждений.
Глава II. Организация опытно - экспериментальной 54 -97
работы , направленной на формирование нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста
средствами сказок.
II.1. Выявление уровня сформированности нравственных 54 - 67
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.2. Использование сказки для формирования нравственных 68 - 84
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.3. Сравнительный анализ сформированности нравственных 85 - 95
представлений старших дошкольников средствами сказок.
Заключение. 96 - 97
Литература. 98 - 100

Вложенные файлы: 1 файл

Изменённый диплом Светы.doc

— 4.68 Мб (Скачать файл)

По результатам заполнения  таблицы делаем выводы о состоянии  уровня  сформированности нравственных представлений детей.

Высокому  уровню: соответствуют дети такие как Алина М.  На вопрос: « О чём сказка»? - Она сразу ответила: - « О зайчике, который любил хвастать».                  Валерия. К. и Марина. С. Тоже дали правильный ответ: - Что эта сказка , про трусливого зайца. Дима. Ч. Выделил, что этот зайчик хвастливый, он главный герой в сказке . С ним согласилась и Маргарита. М. Дети хорошо понимали смысл сказки, выделяли нравственные качества.

На вопрос: «Одобряешь ли ты , его поведение»? Почему?  Дети отвечали : - Что не одобряют зайчика, потому что хвастать не хорошо.  Алина. М. дала характеристику зайчику-хвасте, что он хвастун, но добрый и смешной.

А какой он стал в конце  сказки?- ответы детей были разные. «  Храбрым и  смелым. Зайчик понял, что хвастать это плохо.  Он  перестал обманывать  других  зайцев , стал честным, умным, храбрым.  

Дети развёрнуто  и  последовательно  ответили  на  вопрос: «  Кто  ему  помог  стать  таким» ? -  Ему  помогла тётка Ворона , она нашла зайца и потрепала его ,  чтобы  он не задавался.

После прочтения сказки у детей  наблюдалось повышенная эмоциональность.  Дети открыто огорчались и радовались за зайчика .

На вопрос  о зайчике : « А ты ведёшь себя  иногда  так  же  как он» ?

Алина. М . ответила : «  Нет , потому что не любит хвастаться , это плохо».

Валерия .К. и Дима. Ч. Сказали - « Что тоже хотелось бы  по хвастаться  немножко , но вспоминают про хвастливого  зайца и не хвастают , но готовы  помочь другу в трудную минуту.

В заключении  следовал  вопрос : « Хорошо это или плохо? Почему» ?

Дети дали полную нравственную характеристику героям.

Марина С. ответила; Что зайчик сначала был воришкой и хвастунишкой,

а после встречи с  вороной понял, что поступал плохо.

Маргарита  М. ; добавила : Зайчик изменился, когда нужна была вороне

помощь, он стал смелым и  храбрым. Хорошо что ворона его проучила.

Дети правильно мотивируют предполагаемый поступок, отражают в речи

нравственные качества.

К уровню /Выше среднего/ мы отнесли детей таких как Коля С.и Родион М. Они не ответили на 1 поставленный вопрос.

На вопрос : « Кто  главный герой в сказке» ?

Родион. М .ответил : «  Ворона» .

Коля .С . , не смог точно  ответить на вопрос : « О чём эта  сказка» ?, он  затруднялся  в ответе .

Среднему  уровню : соответствовали дети  такие как Борис. Т. , он  понимает  смысл сказки  но не может выделить нравственные качества .

Ребёнок трудно  поддерживал беседу не шел  на диалог .

На вопрос : « Какой  зайчик стал в конце сказки» ?  Борис , ответил : « Что зайчик стал пушистым».  А кто ему помог  стать таким ?,  ответ был :  «Ему помогли крестьяне» .

К уровню  ниже среднего , были отнесены  следующие дети  Саша . З. , Дарья .Н. , Настя. Т .  Им  был  задан вопрос : « О чем сказка» ?

Дети ответили  однотипно : « Про  ворону».

Наташа  и  Оля затруднялись  с  ответом .

Дети с  низким уровнем,  такие как Степан. П. , Инна. С., Валентин. К., Андрей .С.,  они не всегда понимали смысл сказки , не смогли выделить нравственные  качества .  Дети  были  не  эмоциональны , кратки .

На  вопрос Кто  главный  герой в сказке ?  Инна. С.  ответила :  « Крестьяне  кормили  зайчика» .

Валентин. К. , на  вопрос : «  О чем сказка» ? ,  ответил « Что сказка  ему понравилась .».

Ответы детей были не правильные.

 Таким образом, мы выяснили, что у детей плохо сформированы нравственные представления. 22,2% . дошкольников находятся на низком уровне развития, и над этой проблемой необходимо работать.

 

Наглядно данные диагностики на

констатирующем  этапе представлены нами

 в диаграммах

№ 1, № 2, № 3, № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 1

 

 

 

Диаграмма № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 4

 

 

II .2. Использование  сказок для формирования нравственных представлений  старших дошкольников.

Работу по формированию нравственных представлений  детей мы начали проводить еще  летом. Совместно с родителями в группе оформили уголок «Сказки», включавший сундук « ряженья» и «Место тишины» (для уединения детей , индивидуальных бесед с детьми), изготовили разные виды театров:

  • настольный,
  • пальчиковый,
  • театр рукавичек,
  • ложковый,
  • теневой,
  • кукольный,
  • изготовили     шапочки     различных     животных     для 
    драматизации сказок.

Мы подобрали  репертуар сказок с ярко выраженными нравственными качествами для рассказывания детям в летний период. После каждого рассказывания сказки обязательно проводилась беседа. Большинство детей, отвечая на вопрос, кто им понравился или не понравился в сказке, правильно ориентировались в оценке героев и занимали по отношению к ним определенные позиции: положительные персонажи им нравились, служили предметом их симпатий, сочувствия; отрицательные вызывали порицание и даже возмущение, дети награждали их такими эпитетами, как «противный», «злой» и пр.. Например, вопрос : «Что понравилось в сказке?» требовал от детей более сложной работы мысли - им нужно выделить и назвать поступок героя, который произвел на них впечатление.

Вопрос : «Почему нравится или не нравится герой сказки?» требовал от детей убедительной мотивировки определившихся у них симпатий или антипатий.

Полученные  в процессе исследования ответы

 

 

на этот вопрос свидетельствуют о разной степени  глубины и осознанности этих мотивировок.

Приведем  характерные примеры ответов  детей на данный вопрос.

«Нравится Аленушка (из сказки «Сестрица Аленушка и  братец Иванушка») за то, что она хорошо одета».

«Не нравится Баба Яга (в сказке «Гуси-лебеди»), потому что она страшная».

Наиболее  удовлетворительными были ответы детей, в которых они называли определенные качества, характеризующие героя  с моральной стороны. Одни говорили просто: «Герой нравится, потому что он добрый, храбрый, умный». Другие старались мотивировать свое отношение к героям.

Совершенствование восприятия у старших дошкольников идет по линии все большего осмысливания прослушанных сказок, обогащения чувств. Очень важно развивать у детей эмоциональную отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведения. При этом условии у них под влиянием воспитания формируется способность к элементарному анализу литературного произведения, умение в той или иной форме выразить свое отношение к героям, их поведению, дать им свою оценку.

Показательны  в этом отношении пересказы детьми прослушанного текста. Исследуя восприятие дошкольниками русских народных сказок, мы убедились, что детские пересказы различны по характеру. В них проявляются индивидуальные особенности детей: степень развития речи, воображения. Некоторые дети точно сохраняют последовательность всех эпизодов сказки, передают ее текст близко к подлиннику; другие делают пропуски, а иногда меняют структуру сказки.

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» начинается в некоторых вариантах с размышлений о том, что есть на свете хорошие люди, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. Эти

 

 

слова определяют идею сказки, в которой рассказывается именно о таких разных людях. Многие дети группы дословно повторили данную фразу, однако это вовсе не значит, что они поняли ее смысловое значение. Иногда дети просто механически воспроизводят текст сказки, не осознавая ее содержания.

Настя Т. пересказывает эту сказку недостаточно полно, иногда нарушает последовательность эпизодов. Вводную фразу она передает более лаконично: «Есть хорошие люди, которые есть и плохие». Отношение старухи к работе Хаврошечки она развивает подробнее. Девочка не смогла запомнить все эпизоды сказки в их последовательности, но у нее сложилось верное представление о героях сказки, ее содержании.

Интерес детей  к сказке способствует пониманию  ее содержания. Герои произведения становятся ближе, понятнее. Сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер. Такие же переживания дети начинают испытывать в аналогичных жизненных случаях. Переживая, осмысливая то, что им читают, дети в сущности осмысливают и оценивают действительность, в условиях которой они живут. Они учатся сопоставлять простые, доступные их пониманию жизненные явления с отражением их художественных литературных образах.

Чтобы дети лучше  усвоили способ построения сказки, мы использовали разнообразные приемы:

  • показ кукольного театра,
  • драматизация сказки,( приложение № 4: фотоматериалы)
  • рисование отдельных элементов сказок.

При пересказе  сказки предлагали детям передавать в интонации характерные особенности  разных персонажей. Например, пересказывая сказки «Колобок», «Три медведя», «Волк  и семеро козлят» предлагали подметить и передать в интонации характерные особенности разных персонажей ( волк - грубый, злой, козлята - маленькие, беззащитные, добрые).

 

 

 

Лучшему усвоению содержания сказки способствовали и  такие приемы:

  • демонстрация рисунков, на которых изображены герои 
    сказки       с       ярко       выраженными       нравственными 
    характеристиками,
  • словесные зарисовки.

Детям предлагалось вообразить себя художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке и почему. Предлагали прослушивание сказки в грамзаписи, предлагали пропеть песенку из сказки или проговорить ту или иную фразу. С помощью специальных заданий закрепляли умение определять характер произведения по его тональности, вспоминали с детьми песенки, потешки, которые выражают какие-то чувства: веселые, грустные, тревожные.

Большой интерес  и желание у детей вызывала работа у зеркала, такие задания детям очень нравились. Например, экспериментатор предлагал показать «сердитого дедушку», «цветок». Детям предлагались такие игры: «Что хорошо, что плохо», «Кто говорит», «Аи да Иванушка! Вот ведь чудак».

Все эти игры подготавливали дошкольников к драматизации сказок. При наблюдении за детьми в процессе игры-драматизации был выявлен большой разрыв между их интересными замыслами и выполнением этих замыслов. В процессе слушания произведения, которое предполагается драматизировать, дети понимают и переживают его содержание, дают правильную оценку его героям. У них возникают ясные, конкретные образы: в своем воображении они представляют себе, как надо действовать в данной ситуации. Дети подробно описывают, как петух из сказки «Лиса, заяц и петух» ходит, высоко поднимая ноги, как он поет звонко, уверенно, дают ему точную характеристику, называя смелым, задорным бесстрашным.

Но дети еще  не в состоянии реализовать в игре образ, который подробно описали и легко представили. Они воспроизводят указанные в тексте действия, произносят соответствующие слова, но не передают тех качеств героя, о которых сами же с таким увлечением говорили. В их исполнении образ тускнеет.

 

Вначале мы предлагали детям внимательно послушать уже знакомую им сказку, чтобы потом разыграть в лицах. Дети слушали ее внимательно. Знакомая, много раз слышанная сказка вызывает живые реакции детей. Их привлекает предстоящая игра, они готовы передать уже готовый замысел сказки, изобразить персонажей так, как это задумано в сказке. Дети способны передать в игре-драматизации содержание прослушанного произведения.

В процессе работы над формированием нравственных представлений средствами сказок детям предлагали придумать свою концовку сказки. Например, «Колобок». Артем Ч. говорит: «Катится Колобок, а навстречу ему Лиса, и говорит: «Сядь ко мне на носок, да спой свою песенку», а Колобок ей отвечает: «Нет, лиса, ты меня не обманешь, и я больше хвастаться не буду, ты, лисичка, не хитри, а отойди на три шага, уступи мне дорогу. Лисичка отошла, и покатился Колобок к бабушке и дедушке, и стали они жить-поживать, да добра наживать, и Колобок больше не хвастался».

Когда уже  у дошкольников был определенный запас знаний, мы проводили игру: «Из какой сказки пришли эти герои». И вот здесь эмоции переполняли детей, они вспоминали события сказки, поступки героев,

давали нравственную характеристику сказке, выявлялось отношение  детей к героям.

На протяжении лета мы зарисовывали эпизоды и героев из сказок в специальный альбом , устраивали выставки для родителей. Но наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Начиная работу по данному направлению, мы провели анкетирование родителей (см. приложение 1), из которой узнали, что у многих в детской домашней библиотеки , и большинство из них не читают своим детям сказки, больше предпочитая видеофильмы. Поэтому в уголке для родителей мы оформили выставку книг-сказок с ярко выраженным нравственным содержанием, выпустили папку- 

передвижку  «Учите вместе с нами», обратили внимание, что родители, замечая рекомендации в Уголке для родителей, интересные новые сказки, стали сами приобщаться к работе со сказкой и поняли нравственную ценность сказочного материала. Дети научились самостоятельно драматизировать сказки, а самое главное, они стали добрее относиться друг к другу, с уважением к взрослым, меньше стало возникать конфликтов между ними.

Воспринятая мораль сказки не только переносится  детьми на свой личный опыт, но и служит мерилом в оценке поведения своих товарищей. Например ( в группе есть девочка, которая грубо отвечает бабушке, провожающей ее в детский сад ), дети говорят о девочке: «А вот Маша бабушке все плохо отвечает, как придет за ней бабушка, она ей все плохо говорит». Это означает влияние образов сказки на определенную настроенность детского коллектива.

Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников