Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 18:06, дипломная работа
Целью нашего исследования является – Выявление эффективных педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Введение. 3 - 7
Глава I . Теоретические основы формирования 8 -- 53
нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста.
I. 1. Сущность и особенности формирования нравственных 8 -19
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I . 2. Сказка как средство формирования нравственных 20 - 41
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.3. Создание условий по формированию нравственных 42 - 53
представлений старших дошкольников в педагогическом
процессе детских образовательных учреждений.
Глава II. Организация опытно - экспериментальной 54 -97
работы , направленной на формирование нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста
средствами сказок.
II.1. Выявление уровня сформированности нравственных 54 - 67
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.2. Использование сказки для формирования нравственных 68 - 84
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.3. Сравнительный анализ сформированности нравственных 85 - 95
представлений старших дошкольников средствами сказок.
Заключение. 96 - 97
Литература. 98 - 100
К ряду произведений, кроме иллюстраций, предлагаются схемы и модели,
отражающие идею сказки. Это не случайно.
Результаты последних психолого-педагогических исследований ( 44) убеждают в том, что ребенку дошкольного возраста полезнее предлагать не одну иллюстрацию (пусть даже нетрадиционную), а показывать различные направления: абстрактные, комические, реалистические, схематические и т.д. В связи с этим думается, что использование моделей и схем в работе со сказкой, помогут детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию.
При общении с детьми можно подчеркивать собственную экспрессию, выразительность мимики, обращать внимание на детей с выразительной мимикой. Воспитатель должен быть особенно тактичным в этом вопросе, придерживаться чувства меры. Такие моменты фиксации эмоциональных выражений должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны воспитателя.
Воспитатель во время самостоятельной игры - драматизации детей, особенно если эта игра не разворачивается, а дети обособленно манипулируют атрибутами, может предложить двум - трем малышам разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуаций мимикой (например, как в сказке «У страха глаза велики» бабушка с внучкой испугались или как лиса в сказке «Лиса и заяц» с иронией отвечала зайцу, когда выгнала его из избушки). При этом не следует обращаться к остальным детям с вопросом, у кого лучше получилось. Сценки разыгрываются в самых различных вариантах: например, описывается ситуация, а дети ее изображают. Можно сначала подготовить 2-3-х детей,
поставить перед группой, затем спросить у ребят, что чувствуют персонажи
этой сценки, или, описав ситуацию, дополнительно рассказать детям, что испытывает каждый из персонажей. Это особенно полезно в тех случаях, когда дети недостаточно выразительно и неправильно изображают чувства и эмоции персонажей. Если позволяют условия режима, то желательно по просьбе детей прочитать сказку еще раз. Дети при однократном чтении часто не успевают осмыслить все ситуации и взаимоотношения, и им необходимо повторное чтение - для полного осмысления произведения и прочувствования всего происходящего (даже страшных и трагических моментов) еще раз.
Необходимо подчеркнуть, что работа со сказкой и во время и после ее чтения должна быть серьезной, творческой и тактической со стороны воспитателя. Тогда и дети будут относиться к этому процессу как к празднику и в то же время как к важному делу. Только в этом случае можно достигнуть желаемого результата.
Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.
Чтобы формировать нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности. Основы морального «Я», нравственные требования, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся личности информация.
Определить цепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные отношения, нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие разнообразные аспекты жизни, и тем самым ребенок ставится перед необходимостью свершить то или иное действие.
Воспитателями проводятся также беседы по сюжетным картинкам, чтобы ребенок мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации. Ведь чем активнее помощь, поддержка, сочувствие (что зависит в первую очередь от того, насколько эмоционально затронут ребенок), тем самостоятельнее и успешнее разрешается ситуация. Педагог должен подсказать своему воспитаннику путь решения задачи, путь, доступный его возрасту, тем самым он будет способствовать формированию у дошкольников чувства долга, ответственности, инициативы, т.е., тех качеств, без которых невозможно истинно глубокое усвоение требований общества. Только пережитые нравственные предписания превращаются из чисто внешних во внутренние, личностные регуляторы поведения.
Нравственные представления, содержащие конкретные способы взаимопомощи, взаимовыручки, наиболее характерны для детей подготовительной к школе группы (хотя показательны и для старшей). Эти ребята не просто сочувствуют сверстнику, упавшему на прогулке, но и предлагают помощь.
Для старших дошкольников характерны двойственные представления. Однако собственное воображаемое поведение более самоотверженно, более активно, бескорыстно. Данный уровень развития говорит о том, что у воспитанника уже наличествует образ должного поведения. Он представляет, как следует вести себя в определенной ситуации, как поступать ему под влиянием сиюминутного желания. Правда, представления эти еще образцы, к которым он стремится. В плане представлений он более активен, изобретателен, отзывчив.
Эмоциональные отношения
во всех ситуациях оказываются
Педагог должен помогать ребенку эмоционально оценивать состояние сверстника. Разбирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, он обращает внимание воспитанника на состояние другого человека, учит его видеть и понимать переживания окружающих, сочувствовать и содействовать им, и не только эмоционально оценивать состояние окружающих, но и предвидеть последствия своих действий. Его задача – помочь ребенку раздвинуть рамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам-предвосхищениям.
Самостоятельное
поведение ребенка –
Важнейшим условием воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя.
При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика. Воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умение сочувствовать, сопереживать, радоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно в дошкольном возрасте лишь закладывается.
Педагоги придают большое значение воспитанию детей в коллективе. Коллективизм - сложное интегральное качество, которое в полной мере может быть присуще лишь взрослому человеку. Применительно к детям старшего дошкольного возраста правильнее говорить о воспитании коллективных отношений, т.е. таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой,
ответственностью, добротой, инициативой. В работе с детьми старшего дошкольного возраста внимание педагога сосредоточено на организации совместной трудовой деятельности. Отечественные педагоги считают, что в дошкольном возрасте закладываются основы коллективизма. В начале старшего дошкольного возраста происходит перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба».
Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на другого человека, интерес к нему.
Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т.д., то есть испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. В исследовании Т.А. Марковой, изучавшей феномен дружбы у старших дошкольников, отмечается: «Старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения и друзей и их поступки, результаты деятельности считать лучшими, даже вопреки справедливости (рисунок друга - самый лучший)»'. В этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже по двое.
Задача педагога – формировать представления у детей о дружбе, сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности от всей группы. Задачей воспитателя является формирование у детей представлений о сущности такого важного явления как взаимопомощь. Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью. Они уже могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь. Дети этого возраста охотнее помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием - сверстникам.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил. Очень важно, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Императивная функция нормы должна с самого начала выступать не как догма, а как необходимое, осознанно принимаемое условие.
В этой связи чрезвычайно интересна точка зрения Н.И. Поддьякова о социальном экспериментировании детей. Ученый доказывает, что при усвоении правил и норм поведения и взаимоотношений дети с большим интересом и продуктивно проводят собственные эксперименты на социальных, моральных явлениях. Экспериментирование придает процессу усвоения норм творческий и осознанный характер.
Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм в старшем дошкольном возрасте является организация практики поведения.
В старшей группе начинается работа по ознакомлению детей с Декларацией прав ребенка. Прежде чем детям расскажут об этом документе, они могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе со своим справедливым «законом», который «установят» сами. С этой целью воспитатель проводит ряд этических бесед, в процессе которых обсуждаются правила поведения и взаимоотношений. Воспитатель подчеркивает гуманность устанавливаемых детьми правил (не обижать слабых, помогать друг другу, не жадничать и др.). Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношений и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.
Проводя работу в данном направлении необходимо уделять большое внимание организации предметно – развивающей среды в возрастной группе и ДОУ в целом.
Необходимо создавать развивающую среду так, чтобы в окружении ребенка находились стимулирующие материалы, используемые в процессе специально организованного обучения, и так называемые «свободные», т.е. предоставляющие возможность применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.
Игровые пространства необходимо организовать таким образом, чтобы дети имели возможность проводить многовариантные игры, создать пространство для самостоятельного закрепления материалов знакомых сказок по иллюстрациям, дидактическим играм, художественно - творческой деятельности, которая дает им возможность реализовывать свои склонности к открытию, применять свою фантазию.
При организации развивающей среды в ДОУ необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип субъективного взаимодействия с детьми с соблюдением дистанции «глаза в глаза».
Все игровые пространства «
- Принцип совместного
создания предметно –
В построении развивающей среды должны принимать участие педагоги ДОУ, родители и сами дети.
-Принцип комплексного
подхода к созданию предметно
– развивающих зон,
Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников