Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является – Выявление эффективных педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение. 3 - 7
Глава I . Теоретические основы формирования 8 -- 53
нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста.
I. 1. Сущность и особенности формирования нравственных 8 -19
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I . 2. Сказка как средство формирования нравственных 20 - 41
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.3. Создание условий по формированию нравственных 42 - 53
представлений старших дошкольников в педагогическом
процессе детских образовательных учреждений.
Глава II. Организация опытно - экспериментальной 54 -97
работы , направленной на формирование нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста
средствами сказок.
II.1. Выявление уровня сформированности нравственных 54 - 67
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.2. Использование сказки для формирования нравственных 68 - 84
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.3. Сравнительный анализ сформированности нравственных 85 - 95
представлений старших дошкольников средствами сказок.
Заключение. 96 - 97
Литература. 98 - 100

Вложенные файлы: 1 файл

Изменённый диплом Светы.doc

— 4.68 Мб (Скачать файл)

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая  сказки, мы оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

В сатирической сказке народ  высмеивает безделье, желание легко  получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка — ложь, да в ней – намек: добру молодцу – урок”, - гласит народная мудрость.

Сказка имеет специфический  языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч  и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Важнейшим фактором, как отмечает Выготский Л.С., является потребность человека в приспособлении человека к окружающей среде: "В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания" (15 . 24)

Таким образом, деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей  и интересов, в которых  эти потребности выражаются. Зависит оно также и от традиций, то есть от тех образцов творчества, которые влияют на человека, от окружающей среды. Исследования психологов ( Выготского Л.С., Бекельхема. и др.) последних лет отмечают наличие у воображения двух аспектов: компенсаторного и творческого.

Ребенок дает волю фантазии, чтобы уйти от неприятной ситуации или утолить нереализованное желание. С другой стороны, воображение дает  простор творческим способностям ребенка. Воображение является для ребенка источником веселья и отражением его внутренней жизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и нерешенных проблем. Кроме того, детские фантазии  - это один из способов научиться вести себя в реальном мире.

Анализ классических сказок, с точки зрения их терапевтического воздействия, позволил нам выделить в них ряд общих черт:

  1. Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.
  2. Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).
  3. Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.
  4. Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.
  5. Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.
  6. Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Морфологически волшебной  сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства  или недостачи через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям, использованным в качестве развязки (55).

Пропп В.Я. отмечает, что для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопрос кто делает и как делает, - это вопросы уже только привходящего изучения ( 55 с. 24). Функции действующих лиц представляют собой основные части сказки. Под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.

В литературных аллегориях, поэтических образах, произведениях сказочников используется метафора, чтобы выразить определенную мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуют все родители, дедушки и бабушки.

Главным инструментом обучения для восточных философов разных направлений была метафора. Они отдавали предпочтение этому методу косвенного воздействия, потому что понимали, что  ученики воспринимают процесс обучения как нечто подчиненное законам  логики и разума. Именно это обстоятельство может помешать успешному обучению.

 

 

"Просветление" заключается  в нас самих, считают восточные  мудрецы. Не надо мучатся в  поисках значения, надо лишь разобрать  наносы, отделяющие просветление  от его восприятия человеком, и лучший для этого способ - метафора. Понятие "просветление" относится к миру взрослого человека и основано на его опыте. Познание ребенком мира и есть просветление в чистом и непосредственном виде. Потому что дети живут данным мгновением, погружены в него и воспринимают происходящее вокруг всем своим чувственным миром.

Несмотря на всю значимость сказки, реальная ситуация в детских садах свидетельствует о том, что сказка, как средство формирования нравственных представлений, используется недостаточно, преимущественно спонтанно и однообразно (по результатам анкетирования см. приложение 1), что не дает возможности, в полной мере использовать её воспитательное значение.

 

 

 

I.3.   Создание условий по формированию нравственных представлений старших дошкольников. в педагогическом процессе

детских образовательных учреждений.

 

Создание  условий в педагогическом процессе ДОУ для формирования нравственных представлений дошкольников является одной из первостепенных задач в организации благоприятного психологического микроклимата, соответствующего потребностям и интересам дошкольников.

Одним из главных требований является подбор репертуара.

Удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) совершенно справедливо утверждают следующее;

- существует много  сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.

 И мы сами в  этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т.п.;

- сказки подаются дошкольникам  недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;

- сказки далеко не  в полной мере используются  для развития у детей воображения,  мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;

-  с развитием массового  телевидения читать детям стали  значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Интересным  нам  показался  опыт использования сказки для развития дошкольников, предложенный Л.Б. Фесюковой  в книге « Воспитание сказкой», где  на конкретных, увлекательных примерах, описываются

нестандартные приемы работы со сказками, свободными продолжениями и переложениями, представлены разработки сказок и художественных произведений по методической схеме, рекомендуются русские, украинские, зарубежные, народные и авторские произведения Л. Толстого, А. Пушкина, К. Ушинского и других авторов.

Сказка должна быть понятна, доступна, и подбираться  с учетом возрастных особенностей детей. Книга прочитана, но она еще долго должна жить в группе, в семье в виде различных игр, драматизации, разговоров. Необходимо создавать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те эмоции, т.е. чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предполагает педагогический процесс.

Нередко взрослые используют чтение в целях развлечения  или успокоения расшалившихся детей. Между тем с самого раннего возраста дети должны учиться внутренне подготавливать себя к  прослушиванию сказок.

Этому их учат взрослые.

Перед воспитателем встают две основные задачи:

1. понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему;

2. формирование мировоззрения детей опираясь на мысли замечательных писателей, общественных деятелей прошлого.

Своих героев сказка преподносит в интересных выразительных поэтических образах. Петух в сказке «Лиса, заяц и петух» изображен героем в прямом

значении  этого слова: он выполнил то, чего не могли сделать звери посильнее  его - выгнал лису из домика зайца, который она несправедливо у того отняла. Первое появление петуха в сказке сразу привлекает внимание детей: он идет с косой на плечах в красных сапогах, его называют «петушок - золотой гребешок», он не боится лисы и смело вступает в единоборства с ней, из которого выходит победителем. Понятен и убедителен образ кота в сказке «Кот, петух и лиса». Он трудолюбив, рассудителен, не оставляет товарища в несчастье.

Особенно  богаты поэтическими образами волшебные  сказки. Вот царевна-лягушка - девушка, по злому волшебству превращенная в лягушку. Она умна, энергична, и слушатель с самого начала воспринимает этот образ как положительный. Отрицательные образы народной сказки и внешне непривлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны.

Развивая  перед своими слушателями картину  действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться

намеченной  цели, несмотря на препятствия и  временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолевать трудности.

Сказка открывает  детям мир, полный разнообразных, доступных  им переживаний, увлекает своей необычайностью. Ребенок проникает верой в конечную победу добра над злом, укрепляется в ясном, оптимистичном отношении к жизни. Сказка ценна тем, что, вызывая горячие эмоции и интерес детей, способствует формированию у них моральных чувств и представлений.

во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность его содействие персонажам произведения.

Дошкольник хорошо понимает, что сказка - это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Но его нужно настроить на серьезное восприятие сказки, побуждать к прочувствованию глубины имеющихся в сказке нравственных проблем.

 «Сердце  замирает у ребенка, - писал В.А. Сухомлинский, - когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину».    (60. 178.)

Перед чтением  в группе педагог должен создать  определенную эмоциональную атмосферу: выдержать продолжительную паузу  перед чтением и предыдущей деятельностью. Ребята рассаживаются свободно вокруг воспитателя. Если в группе достаточно места, то воспитатель вместе с детьми может устроить уголок сказки. Здесь помещаются сделанные с детьми персонажи любимых сказок, детские рисунки и т.д.

В «Школе радости» В.А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки. В этой комнате дети чувствовали себя в мире сказочных образов. Талантливый педагог придавал большое значение эстетическому характеру обстановки, в которой дети будут слушать сказку. «Каждая картинка, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в Комнате сказки играло очень большую роль».   (60. 176.)

Если в  группе нет возможности устроить уголок сказки, все-таки желательно выделить хотя бы полку, на которой размещались бы изготовленные детьми персонажи сказок, атрибуты, элементы костюмов и несложных декораций. Старшим дошкольникам допустимо читать сказки в вечернее время, но не непосредственно перед сном. Это может отрицательно сказаться на ночном отдыхе ребенка, вызвать фантастически искаженные образы в сновидениях и тем самым нарушить сон ребенка.

Одно из главных  условий чтения или показа диафильма - это эмоциональное отношение взрослого к читаемому. Взрослый не может и не должен читать текст слишком быстро, скороговоркой или безразличным холодным тоном без эмоциональных акцентов. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, однако переигрывать для создания звукоподражательных эффектов также не рекомендуется -дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь и от взрослого ожидают подлинных

эмоций и чувств. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств взрослого.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, с тем, чтобы не помешать самостоятельному усвоению детьми нового содержания. При переходе от сказок и других произведений более простых к сложным, с несколькими сюжетными линиями можно вернуться и к эмоционально акцентированной манере чтения. Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально-нравственного, играют иллюстрации в детских книгах, а также диафильмы по различным произведениям и сказкам. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображаемых на картинках (Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется? И т.д.). Идею использования сказки раскрывают оригинальные иллюстрации.

Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников