Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 18:06, дипломная работа
Целью нашего исследования является – Выявление эффективных педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Введение. 3 - 7
Глава I . Теоретические основы формирования 8 -- 53
нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста.
I. 1. Сущность и особенности формирования нравственных 8 -19
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I . 2. Сказка как средство формирования нравственных 20 - 41
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.3. Создание условий по формированию нравственных 42 - 53
представлений старших дошкольников в педагогическом
процессе детских образовательных учреждений.
Глава II. Организация опытно - экспериментальной 54 -97
работы , направленной на формирование нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста
средствами сказок.
II.1. Выявление уровня сформированности нравственных 54 - 67
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.2. Использование сказки для формирования нравственных 68 - 84
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.3. Сравнительный анализ сформированности нравственных 85 - 95
представлений старших дошкольников средствами сказок.
Заключение. 96 - 97
Литература. 98 - 100
Важнейший признак сказки – особая форма ее построения, особая поэтика. Повествовательность и сюжетность, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования – эти признаки встречаются в различных жанрах эпического цикла.
Сказка как художественное целое существует только как совокупность эти признаков.
Сказки в целом были одной из важнейших областей народного поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение.
Они формировали устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, были наглядной школой изумительного искусства слова. А сказочная фантастика развивала мыслительные способности народа, возвышая его над миром природ со времен глубокой древности.
Сказки бывают авторские и народные.
Народные делятся на три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.
А) Сказки о животных.
В русском репертуаре примерно 50 сюжетов сказок о животных.
Выделяются несколько тематических групп: сказки о диких животных, о диких и домашних животных, о домашних животных, о человеке и диких животных.
Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные.
Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека.
Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то походи на человека, а чем-то нет.
Здесь животные говорят на человеческом языке.
Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.
В программу ДОУ включены сказки о животных. Больше всего детей занимает сама история.
Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и
трусости – ложатся в сознание и определяют в дальнейшем для ребенка нормы поведения.
Детские сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятии трактовке.
Б) Волшебные сказки.
Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла.
Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка.
Для них привлекательно развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.
В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.
Эти сказки формируют устойчивые нравственные представления, при условии их правильного преподнесения детям, донесения до детей их истинного смысла, предоставления возможности прочувствования, то есть вхождения в различные образы героев, как бы «примеривания их шкуры на себя».
В хрестоматиях для дошкольников представлены такие волшебные сказки: «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Три сестры», «Сказка о золотой рыбке», «Горячий камень», «Айога» и др.
В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.
Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.
В) Бытовые сказки.
В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок.
Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера.
Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает
в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.
Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.
Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение при формировании нравственных представлений дошкольников, поскольку ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию дошкольников, так как они передают народную мудрость.
Вывод :
Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.
Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.
Задача педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость.
В сказках, как и во всяком подлинно художественном произведении, основная идея, мораль, как правило, скрыта, завуалирована: от читателя требуется известная работа мысли, чтобы ее обнаружить, понять и сделать для себя выводы, которыми можно было бы руководствоваться в своих поступках. Такой прием преподнесения морали имеет большую воспитательную ценность, так как вызывает внутреннюю активность слушателей и читателей, заставляет их думать» размышлять, формирует у них способность проникать в сущность произведений.
Для сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко и определенно выраженные добро, красота, правдивость, честность показаны рядом с безобразием, злом, несправедливостью. Например, Крошечка-Хаврошечка в одноименной сказке - олицетворение доброты и трудолюбия, а ее мачеха - жестокости и коварства; противопоставляются нравственные качества дочери и падчерицы в сказке «Морозко»; кота и лисы в сказке «Кот, петух и лиса» и т.д.
Народная сказка не ограничивается объективным изображением плохих и хороших сторон характера и поведения героев. Она стремится силой фактов убедить слушателей в правильности своей морали. Последовательное развитие фабулы показывает, как то или иное поведение приводит к определенным результатам: хорошие поступки награждаются, плохие нередко приводят героя к трагическим для него последствиям.
Так, в сказке «Морозко» дочь старика награждена за трудолюбие, доброту, приветливость. Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка» сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке; за это они помогают найти ему Кощееву смерть и освободить Василису Прекрасную.
И, наоборот, Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», не послушавшийся совета Аленушки и выпивший воды из козлиного копытца, становится козленочком. Девочка-привередница в сказке «Гуси-лебеди» не выполнила наказ родителей беречь братца, и гуси унесли его к Бабе Яге, чтобы спасти братца девочке пришлось преодолеть много трудностей.
Взаимоотношения героев, носителей положительных и отрицательных качеств, выражаются в упорной борьбе их между собой. Это определяет одну из существенных черт сказочных персонажей - их активность, действенность. По мере развертывания фабулы препятствия и трудности, встречающиеся на пути положительных героев, усложняются. Это увеличивает ценность и значение их победы.
Персонажи сказок, совершающие плохие поступки, наказываются по-разному. Те, кто совершил их без злого умысла, не имея намерения нанести вред другим, претерпевают наказания, а затем получают поощрения: козленочек опять становится мальчиком Иванушкой, девочка находит унесенного гусями братца. Персонажи, заведомо действующие со злым умыслом, жестоко наказываются: ведьму, которая хотела погубить Аленушку, привязывают к лошадиному хвосту и «пускают в чистое поле».
Прямая связь
между поступком и его
Таким образом, народная сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их нравственного воспитания.
Русские народные сказки создавались в условиях эксплуататорского общества, общественных отношений, основанных на частной собственности, но их поучения, мораль выдвинуты жизнью трудового народа, в среде которого творились лучшие сказки для детей.
Есть категория сказок, в которых жизненно важные черты человеческого характера, поступки и поведение людей воплощены в образах животных. Например, в сказке «Крылатый, мохнатый и масляный» в ярких, выразительных образах выражена важная мысль: каждый должен добросовестно делать в первую очередь то, что он хорошо умеет и что принесет больше пользы другим. Стремление взять на себя обязанность, которая кажется более легкой и приятной, приводит к плачевным результатам.
Обнажая человеческие слабости, сказка нередко пользуется таким могучим орудием как насмешка. Чаще всего эта насмешка добродушная, мягкая, но в некоторых случаях она острая, злая. Так, в сказке «Лисичка-сестричка и волю> исключительно остро высмеивается тупость волка. Глупый, доверчивый волк, последовав совету хитрой и умной лисы, был избит и остался без хвоста, да к тому же еще взялся везти на себе плутовку-лису, виновницу всех его бед.
Народная сказка предостерегает от легкомыслия, увлечения дешевым успехом,
показывает на ярких примерах, к чему приводит непослушание, отсутствие выдержки.
Персонажи сказок борются за свое существование, за свое благополучие и пользуются при этом разными средствами в зависимости от обстоятельств. В этой борьбе им помогают ум, находчивость, выдержка, а иногда хитрость и даже обман.
Герой сказки «Жихарка» сумел найти выход из затруднительного положения, обманув лису.
Народная мудрость допускает такой прием борьбы с сильнейшим противником только в том случае, когда герой защищает свою жизнь или свои права. В иных случаях победа, одержанная с помощью обмана, не идет впрок. Так, в сказке «Волк и семеро козлят» волку при помощи хитрости и обмана удается съесть маленьких козлят. Но в конце он был наказан за свое вероломство, а козлята остались живыми и невредимыми.
В сказках отразились борьба народа с угнетением и насилием, его стремление добиться правды, мечта о лучшем будущем. Особенно ярко это проявилось в волшебных сказках.
Основное их содержание - открытый бой между добром и злом. Как правило, побеждают добрые герои, но победа дается им с большим трудом. Их противники - отрицательные персонажи коварны, жестоки, упорны и добиваются иногда временного успеха. Положительным героям приходиться преодолевать всевозможные препятствия на своем пути, но они не сдаются, смело и настойчиво идут к намеченной цели. Мужество, храбрость, отвага помогают им одержать победу в борьбе за правое дело. В других случаях, в зависимости от обстоятельств, от героев требуются такие качества, как ловкость, выдержка, находчивость.
В русских сказках отразились лучшие черты трудового народа: свободолюбие, героизм, мужество, смелость, находчивость, природный ум, трудолюбие, доброта. В самых трудных положениях герои сказок сохраняют оптимизм, своим поведением утверждают светлые стороны жизни. В сказках любовно
изображаются природа и жизнь родного края. Все это определяет их большую воспитательную ценность.
Как известно, в дошкольном возрасте начинает складываться нравственный облик человека, впечатления, полученные в этот период, сохраняются надолго, оказывают свое влияние на формирование психики.
Одно из ярких впечатлений детства - народная сказка. В литературе имеется материал, свидетельствующий о ее влиянии на чувства, взгляды,
Как подчеркивает Б. Бетельхейм «значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Именно здесь начинается специальное обучение способности к эмпатическому вниманию (слушанию).» (56. 33).
С другой стороны культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка потому что она передается из уст в уста из поколения в поколение Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б. Бетельхейм «трудятся» миллионы людей отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости опыта результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем..
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма - « это происходит не потому что ребенок хороший по своей природе а потому что положение этого героя среди других - более привлекательно» ( 56. 56.).
Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников