Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:53, дипломная работа
Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие.
Введение
Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
1.1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности
1.2 Характеристика неблагополучной семьи
1.3 Характеристика детей из неблагополучной семьи
Глава 2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей
2.1 Школа как центр социально-педагогической работы
2.2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
2.3 Виды и методы оказания помощи социального педагога
Заключение
Список литературы
- социальный педагог
- он является ее штатным работником.
Сотрудничая со школой, прикрепленный социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации детско - родительских отношений, выясняет причины непосещения учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребенку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции. От школьного врача он узнает о длительной болезни ребенка, её причинах и, чтобы предотвратить отставание в учебе, помогает организовать занятия дома или в больнице.
Социальный педагог, состоящий
в штате школы, работает с неблагополучными
семьями, отстающими учениками, создает
детские объединения для
Социальный педагог в школе выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников в школе, в семье. Это дети, страдающие хроническими заболеваниями, дети, характеризующиеся девиантным поведением, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные, которые, как правило, испытывают трудности в процессе социальной адаптации.
Иногда помощь детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае необходимо научить их контролировать свои поступки, быть в себе уверенными. Но в любом случае от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Социальный педагог становится
организатором внеучебного
Социальный педагог
Особое внимание требуется от социального педагога к детям, по каким-либо причинам не посещающим школу. Он помогает им устроиться в школу, освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.
Он изучает как интересы отдельных детей, так и отношения в коллективе детей или в семьях с различным укладом. Изучая семью, он помогает в кризисных ситуациях, участвует в оздоровлении среды, в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, организует контакты семьи с необходимыми социальными службами.
То есть школа сегодня решает не только вопросы обучения и воспитания, но и целый ряд социальных проблем ребенка.
Общеобразовательная школа в новых условиях пересматривает свою учебную, воспитательную и социальную роль, выдвигая на первый план социальные функции. Это :
- выполнение задач,
- организация воспитательной работы;
- переориентация всей
деятельности школы с тем,
- развитие активности
детей, детского
Основной социальной задачей школы остается воспитание Человека, Гражданина и осуществление права каждого ребенка на образование.
На современную школу
возложена обязанность
Социальная защита детей осуществляется в следующих формах. Социальный педагог, администрация школы, классные руководители, воспитатели групп продленного дня следят за тем, чтобы детям из малообеспеченных семей было организовано выделение материальной помощи, бесплатное питание в школе. Классные руководители, воспитатели групп продленного дня изучают положение ребенка в семье, работают с трудными детьми индивидуально.
Школьные психологи исследуют способности ребенка и его интересы, намечают пути его индивидуального развития, обучения и воспитания; оказывают психологическую помощь, консультируют родителей и детей.
Существующая в школе служба здоровья проводит углубленные осмотры школьников, создает физкультурные группы, организовывает специальное питание для ослабленных детей и наблюдение за карантинными классами.
Руководит социальной работой в школе один из заместителей директора . Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских конференциях и педагогических советах.
В школах, где нет освобожденного социального работника, пересмотрены обязанности всех ее сотрудников.
Так, администрация школы
помимо традиционных вопросов руководства
педагогическим коллективом и решения
образовательных задач
Заместитель директора по
воспитательной работе уделяет больше
внимания установлению связей школы
с внешкольными детскими учреждениями,
различными просветительскими
Заместитель директора по учебной работе включает в свою деятельность организацию кружков, секций, клубов, контроль за их работой, за индивидуальной работой учителей с учениками, за проведением консультаций для школьников по месту жительства, организует работу с трудными детьми, с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании.
Учителя начальных классов и классные руководители, изучив семьи и учеников микрорайона, обращают внимание на тех ребят, которые нуждаются в социальной помощи; помогают семье в воспитании трудных детей.
Учителя-предметники, изучив наклонности ребят, вовлекают их в различные кружки и секции, готовят массовые мероприятия в школе, привлекая к их проведению родителей и бывших учеников, приглашают в школы интересных людей.
Такова схема решения социальных вопросов в школе, не имеющей освобожденного социального педагога, однако в настоящее время социальные педагоги имеются в штате большинства школ.
Таким образом, социальная служба
школы – это сложный
2.2 Методы работы социального
педагога с детьми из
Основная
цель деятельности социального
педагога, состоит в защите прав
и интересов ребенка, в том
числе и от собственных
В своей работе с неблагополучной семьей социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:
1. соблюдение приоритета интересов ребёнка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка» (Конвенция о правах ребёнка, ст. 3);
2. максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребёнка: не игнорирование их, а партнёрство;
3. защита права ребёнка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, прав на защиту, право на совместное с ними проживание». (Семейный кодекс, ст. 54);23
4. тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.
Для того, чтобы
выяснить, как воспитывается ребенок
в семье, социальные педагоги
в большинстве случаев
О том, как ребенок ощущает себя в семье, нравится ли ему там быть, налажены ли у него контакты с родителями, братьями и сестрами, может помочь такая методика, как написания мини-сочинения по типу «Письмо другу: я хочу рассказать тебе о моей семье».
Как известно, проективные методы адресуются к тому содержанию психического, которое находится не на виду сознания, а в подпороговом состоянии, в глубинах подсознания человека. Рисуя семью, ребенок может много рассказать о себе и о своей семье. Посмотрим на детский рисунок. Некоторые думают, что это ничего незначащие каракули, первая продуктивная деятельность. Однако такая деятельность, как никакая другая, ясно показывает ребенка и его отношение к окружающему миру по разным аспектам. Рассматривая рисунки и видя, кто как и с каким настроением рисует, можно очень многое узнать о ребенке.
В своей работе социальный педагог может использовать технологии работы с неблагополучной семьей, которая обязательно включает три уровня: диагностический, профилактический и реабилитационный.24
Диагностический уровень. Диагностика – длительный этап, требующий не однократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. На сегодняшний день в диагностике широко используются: шкальные методики; карточные методики; проективные методики; ассоциативные проективные методики; экспрессивные методики; анализ документации; метод социальных биографий.
Профилактический
уровень. Профилактика – это
комплекс превентивных мер,
На одном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Один из путей к улучшению состояния – разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.
Известно, что в программе
налаживания гуманных взаимоотношений
детей и взрослых обязательным условием
является добровольное сотрудничество
родителей и специалистов. Программа
работы с родителями подбирается
в зависимости от тех факторов,
которые могут вызвать их жестокое
обращение с ребенком. Например,
жестокое обращение с малолетними
детьми часто провоцируется
Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и формы беседы.
При посещении семьи необходимо
соблюдать следующие
Всесторонне
изучить семью поможет