Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
1.1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности
1.2 Характеристика неблагополучной семьи
1.3 Характеристика детей из неблагополучной семьи
Глава 2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей
2.1 Школа как центр социально-педагогической работы
2.2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
2.3 Виды и методы оказания помощи социального педагога
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипломмммммм.docx

— 116.30 Кб (Скачать файл)

- социальный педагог сотрудничает  со школой;

- он является ее штатным  работником.

Сотрудничая со школой, прикрепленный  социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации детско - родительских отношений, выясняет причины непосещения  учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и  умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребенку  или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции. От школьного врача  он узнает о длительной болезни ребенка, её причинах и, чтобы предотвратить отставание в учебе, помогает организовать занятия дома или в больнице.

Социальный педагог, состоящий  в штате школы, работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создает  детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому  родителей.

Социальный педагог в  школе выявляет нуждающихся в  социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы  в коллективе сверстников в школе, в семье. Это дети, страдающие хроническими заболеваниями, дети, характеризующиеся девиантным поведением, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные, которые, как правило, испытывают трудности в процессе социальной адаптации.

Иногда помощь детям может  состоять только в том, чтобы разобраться  в их отношениях с окружающими. В  другом случае необходимо научить их контролировать свои поступки, быть в  себе уверенными. Но в любом случае от социального педагога требуются  чуткость и сердечность.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени  школьника, объединяясь в своей  воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, разнообразные трудовые, туристические и краеведческие  отряды.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью  микрорайона. Он периодически информирует  педагогический коллектив школы  о психологическом климате в  том или ином классе, о каждом трудном ученике и о том, в  какой помощи тот нуждается. Он играет главную роль в подготовке и составлении  плана социальной работы школы.21

Особое внимание требуется  от социального педагога к детям, по каким-либо причинам не посещающим школу. Он помогает им устроиться в  школу, освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно  заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.

Он изучает как интересы отдельных детей, так и отношения  в коллективе детей или в семьях с различным укладом. Изучая семью, он помогает в кризисных ситуациях, участвует в оздоровлении среды, в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, организует контакты семьи с необходимыми социальными службами.

То есть школа сегодня  решает не только вопросы обучения и воспитания, но и целый ряд  социальных проблем ребенка.

Общеобразовательная школа  в новых условиях пересматривает свою учебную, воспитательную и социальную роль, выдвигая на первый план социальные функции. Это :

- выполнение задач, поставленных  Законом «Об образовании»;

- организация воспитательной  работы;

- переориентация всей  деятельности школы с тем, чтобы  поставить в центре ее работы  личность ребенка, его интересы  и способности, утвердить «педагогику  сотрудничества»;

- развитие активности  детей, детского самоуправления, создание различных детских объединений,  клубов.

Основной социальной задачей  школы остается воспитание Человека, Гражданина и осуществление права  каждого ребенка на образование.

На современную школу  возложена обязанность выполнения президентской программы «Дети  России», в соответствии с которой  оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нуждающимся в социальной защите.

Социальная защита детей  осуществляется в следующих формах. Социальный педагог, администрация  школы, классные руководители, воспитатели  групп продленного дня следят за тем, чтобы детям из малообеспеченных семей было организовано выделение  материальной помощи, бесплатное питание  в школе. Классные руководители, воспитатели  групп продленного дня изучают  положение ребенка в семье, работают с трудными детьми индивидуально.

Школьные психологи исследуют  способности ребенка и его  интересы, намечают пути его индивидуального  развития, обучения и воспитания; оказывают  психологическую помощь, консультируют  родителей и детей.

Существующая в школе  служба здоровья проводит углубленные  осмотры школьников, создает физкультурные  группы, организовывает специальное  питание для ослабленных детей  и наблюдение за карантинными классами.

Руководит социальной работой  в школе один из заместителей директора . Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских конференциях и педагогических советах.

В школах, где нет освобожденного социального работника, пересмотрены обязанности всех ее сотрудников.

Так, администрация школы  помимо традиционных вопросов руководства  педагогическим коллективом и решения  образовательных задач занимается организацией воспитательной работы во внеучебное время, направляет работу классных руководителей, родительского комитета с семьями, где воспитываются  так называемые трудные дети.

Заместитель директора по воспитательной работе уделяет больше внимания установлению связей школы  с внешкольными детскими учреждениями, различными просветительскими организациями, инспекцией по делам несовершеннолетних.

Заместитель директора по учебной работе включает в свою деятельность организацию кружков, секций, клубов, контроль за их работой, за индивидуальной работой учителей с учениками, за проведением консультаций для школьников по месту жительства, организует работу с трудными детьми, с детьми, которые  нуждаются в особом педагогическом внимании.

Учителя начальных классов  и классные руководители, изучив семьи  и учеников микрорайона, обращают внимание на тех ребят, которые нуждаются в социальной помощи; помогают семье в воспитании трудных детей.

Учителя-предметники, изучив наклонности ребят, вовлекают их в различные кружки и секции, готовят  массовые мероприятия в школе, привлекая  к их проведению родителей и бывших учеников, приглашают в школы интересных людей.

Такова схема решения  социальных вопросов в школе, не имеющей  освобожденного социального педагога, однако в настоящее время социальные педагоги имеются в штате большинства  школ.

Таким образом, социальная служба школы – это сложный многопрофильный  организм. Его деятельность во многом зависит от организации, управления и компетентности сотрудников: администрации, социального педагога, психолога, учителей, воспитателей.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы работы социального  педагога с детьми из неблагополучных  семей в общеобразовательной  школе.

      Основная  цель деятельности социального  педагога, состоит в защите прав  и интересов ребенка, в том  числе и от собственных нерадивых  родителей. Именно стихийный,  неуправляемый рост числа семей  группы риска и резкое снижение  их качественных характеристик  в последние годы обусловили  необходимость обеспечить  защиту  детей в семьях со стороны  российского общества. Для решения  этой задачи, в частности, была  введена новая должность категория  в системе образовательных учреждений  – социальный педагог. Таким  образом, социальный педагог является  непосредственным исполнителем  поставленной российским государством  задачи обеспечения необходимых  жизненных условий для несовершеннолетних, по тем или иным причинам  лишенных родительского попечения. 

В своей работе с неблагополучной  семьей социальный педагог руководствуется  следующими основными принципами:

1. соблюдение приоритета интересов ребёнка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка» (Конвенция о правах ребёнка, ст. 3);

2. максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребёнка: не игнорирование их, а партнёрство;

3. защита права ребёнка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, прав на защиту, право на совместное с ними проживание». (Семейный кодекс, ст. 54);23

4. тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.

    Для того, чтобы  выяснить, как воспитывается ребенок  в семье, социальные педагоги  в большинстве случаев пользуются  тремя наиболее известными тестами-опросниками: Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера,(приложение 1) тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга и переходный опросник «Измерение родительских установок и реакции» (РАКУ) Е. Шефера.(приложение 2).

О том, как ребенок ощущает  себя в семье, нравится ли ему там  быть, налажены ли у него контакты с  родителями, братьями и сестрами, может  помочь такая методика, как написания  мини-сочинения по типу «Письмо другу: я хочу рассказать тебе о моей семье».

Как известно, проективные  методы адресуются к тому содержанию психического, которое находится  не на виду сознания, а в подпороговом состоянии, в глубинах подсознания  человека. Рисуя семью, ребенок может  много рассказать о себе и о  своей семье. Посмотрим на детский  рисунок. Некоторые думают, что это  ничего незначащие каракули, первая продуктивная деятельность. Однако такая деятельность, как никакая другая, ясно показывает ребенка и его отношение к  окружающему миру по разным аспектам. Рассматривая рисунки и видя, кто  как и с каким настроением  рисует, можно очень многое узнать о ребенке.

В своей работе социальный педагог может использовать технологии работы с неблагополучной семьей, которая обязательно включает три  уровня: диагностический, профилактический и реабилитационный.24

 Диагностический уровень.  Диагностика – длительный этап, требующий не однократных   встреч с семьей, а также с  другими людьми. Диагностика служит  отправной точкой дальнейшего  взаимодействия с семьей. На сегодняшний  день в диагностике широко  используются:  шкальные методики; карточные методики; проективные  методики; ассоциативные проективные  методики; экспрессивные методики; анализ документации; метод социальных  биографий.

        Профилактический  уровень. Профилактика – это  комплекс превентивных мер, проводимых  путем организации общедоступной  медико-психологической и социально-педагогической  поддержки семьи. 

 На одном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Один из путей  к улучшению состояния – разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Например, при работе с  семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи  пагубные последствия физических наказаний  детей и разъяснить гуманистические  методы воспитания.

Известно, что в программе  налаживания гуманных взаимоотношений  детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа  работы с родителями подбирается  в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком. Например, жестокое обращение с малолетними  детьми часто провоцируется одиночеством и усталостью матери, которая весь день находится одна, в напряжении, без всякой поддержки.25

Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно  подготовиться к встрече. Собрать  как можно больше информации о  семье, тщательно обдумать содержание и формы беседы.

При посещении семьи необходимо соблюдать следующие общеизвестные  правила:

  1. Не приходить без предупреждения (нужно заранее позвонить и договориться о встрече).
  2. Не планировать свой визит надолго, чтобы не быть обременительным.
  3. Не вести беседу, стоя у двери в верхней одежде.
  4. Не поучать родителей, не беседовать в агрессивных тонах (если у вас плохое настроение или вы еще находитесь под впечатлением проступка ребенка, лучше отложить встречу).
  5. Беседу лучше вести при ребенке.

       Всесторонне  изучить семью поможет предлагаемая ниже анкета. Желательно, чтобы ее заполнение выглядело, как диалог, а не простое проставление «галочек»: вы спрашиваете, родители отвечают. Конечно же, вам помогут и собственные наблюдения, впечатления. Предлагаемая анкета поможет оценить такие параметры, как материально-бытовые условия, духовная жизнь семьи, педагогическую позицию родителей, семейные традиции и т.д.

Информация о работе Социальная педагогика