Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
1.1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности
1.2 Характеристика неблагополучной семьи
1.3 Характеристика детей из неблагополучной семьи
Глава 2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей
2.1 Школа как центр социально-педагогической работы
2.2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
2.3 Виды и методы оказания помощи социального педагога
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипломмммммм.docx

— 116.30 Кб (Скачать файл)

Успех усилий всей команды будет зависеть от их способности плодотворно сотрудничать, оценивать ситуацию и умения заключить контракт, договоренность с семьей.

Большие затруднения у всех специалистов, работающих с проблемной семьей, вызывает начало работы. В каждом районе, городе и т. д. должны быть учреждения, в которых находится банк данных о неблагополучных семьях и информация о возможностях данного района в оказании помощи таким семьям. Важно реально оценить положение дел и поставить семью в известность о безоговорочном ее подчинении действиям сотрудника, который будет с ней работать. Вполне вероятно, что семья не захочет работать с социальным педагогом или работником, тогда необходимо срочное вмешательство милиции или других органов власти.

Процесс сотрудничества с семьей включает в себя:

- изучение и описание обращений за помощью;

- обследование дома, где живет семья, условий ее проживания;

- выяснение общих проблем семьи и ее особенностей, отличий от других;

- выяснение целей и ожиданий семьи;

- наблюдение формы ответных реакций (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т. д.);

- изучение тех, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;

- влияние изъятий из семьи ее членов;

- изучение прошлого семьи;

- изучение особенностей личности членов семьи.

Самым главным в работе специалиста  является посещение семьи. Приходя  в дом, социальный педагог попадает во владения семьи, в ее «крепость». Поэтому важно, осп. ли разрешение на посещение семьи. Такое положение  позволяет семье чувствовать  себя под контролем органов власти, и в то же время облегчает задачу специалистов. Домашняя обстановка способствует установлению таких контактов, которые невозможны в официальной обстановке.

Работа  сотрудников в домашней обстановке позволяет членам семьи прямо  или косвенно поделиться с профессионалом некоторыми проблемами в воспитании ребенка, отношением к ребенку, не выдавая при этом семейных секретов. (Безопасность семьи и ее существование зависит от наличия жилья. Никакая «терапия» не поможет бездомным.) Во время визита специалист задает однотипные вопросы всем членам семьи по кругу, позволяя им понять происходящее и обменяться информацией. Нужно стараться избегать сосредоточения всех усилий на ком-то одном, а также давления на семью при определении первоочередной задачи. Как показывает опыт работы, многие из таких семей сами способны определить специфические проблемы, которые необходимо срочно решить. Некоторые семьи называют второстепенные проблемы, так как боятся раскрыть семейные тайны.

Первый  визит в семью дает возможность  специалисту определить отношения между членами семьи и им самим, а также, насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Затем специалист просит определить, кто в семье главный, вне зависимости от того, присутствует он на встрече или нет. Это особенно важно, так как в семье главную роль могут играть те члены семьи, которые могут быть опасны (например, сожитель матери, больной человек, брат, вернувшийся из мест заключения и т.д.), т.е. тот, кто проявляет жестокость, насилие и т. д. От того, кто главенствует в семье, будет зависеть дальнейшая работа с такой семьей.

Таким образом, начальный этап работы с проблемной, неблагополучной семьей включает не только собеседование, но и предложение к сотрудничеству с членами семьи. В конце визита необходимо поделиться своими ощущениями, оценить трудности, выразить надежду на то, что все может перемениться к лучшему. После данного этапа работы специалист заполняет анкету ( приложение 4). Каждый член неблагополучной семьи любую перемену может рассматривать как утрату индивидуальности, обреченность, обвинение в предательстве, начало распада семьи, развод, разлуку, изоляцию члена семьи. Поэтому сопротивление переменам — это характерная особенность поведения тяжелых семей. Это сопротивление может рассматриваться специалистами как начальный момент поддержки и сопровождения семьи.

Семья, находящаяся постоянно в кризисе, отчаянно сопротивляется переменам, и в тоже время испытывает эмоциональное облегчение при каждом повторяющемся кризисе. Кризис стабилизирует семью, отвлекает ее от необходимости перехода на новую ступень объединения, родственных отношений, независимости и ответственности за каждого члена семьи. Зато в это время очень хорошо можно понять, как семья относится к социальному педагогу, и попытаться построить доверительные взаимоотношения, добиться доверия к себе, установить положительные контакты и т. д.

Социальный  работник определяет, что происходит в семье. Он наблюдает постоянное физическое насилие, пренебрежение  по отношению к детям, жестокое отношение в семье, угрозы специалистам, агрессивность, злость и т. д. Специалист иногда прилагает намного больше усилий для того, чтобы в семье наступили перемены, чем сами члены семьи. Нередко семья испытывает стыд от того, что их пытаются лечить, учить, а также страх неотвратимого слушания в суде, отвращение к милиции и т. д. Если этого не учитывать, то семья будет испытывать чувство негодования, злости и т. д. от того, что никто их не слышит.29

Противостояние  переменам часто отражает наличие  нерешенных проблем семьи, что приводит к ее асоциальному поведению. Конфликты необходимо регулировать с привлечением милиции. Специалист должен знать первопричину асоциального поведения семьи, чтобы понять ее проблемы.

Уровень сопротивления переменам адекватен  уровню накопленной в семье боли. Семья, которая много лет сотрудничает с различными организациями и не меняется, может рассматриваться как семья с чрезвычайно тяжелыми проблемами. Например, семья может испытывать страх от того, что отец прекратит пить, снова станет жестоким, начнет воровать и попадет в тюрьму. Все усилия специалистов, направленные на вывод и запоя, не будут иметь успеха, так как члены семьи этому будут сопротивляться. Когда семья осознает основную опасность, остальным вопросам она не придает значения. Способ противостояния соответствует эмоциональному уровню семьи на данном этапе ее развития. Исследования истории жизни таких семей показали, что в них из поколения в поколение переживаются насилие, утраты, жестокость и т. л. При этом эмоциональное развитие семьи как бы заходит в тупик, выражаясь в асоциальном поведении подростков, характерном для их эмоционального развития. С этой точки фения, частые уходы и возвращения в семью отца напоминают побеги подростка из семьи. Физическое насилие родителя подобно приступу ярости ребенка.

Противостояние  переменам служит своеобразным тестом на несложившиеся отношения между  членами семьи, социальным педагогом  и т. д. Для семьи главным является выяснение вопроса о том, сможет ли социальный педагог помочь им и  в то же время понять, как пугает их перемена. Имея в поколениях опыт отторжения, такие семьи тяжело идут на создание позитивных отношений со всеми и с социальным педагогом в том числе.

Основные принципы включения  семьи в работу

Работа  социального педагога должна координироваться всеми заинтересованными службами и организациями (школа, Центр по трудоустройству, милиция, медицинские учреждения и т.д.). Все заинтересованные ведомства должны встречаться хотя бы один раз в квартал по проблемам неблагополучной семьи для проверки результатов приложенных всеми усилий и для дальнейшей координации работы.

Контакт с семьей является основой  для ее изменения.

Необходимо  проявлять уважение к членам семьи, отмечать положительные моменты. Без этого они будут вести себя вызывающе, и включение семьи в работу не произойдет. Необходимо выявлять существующие у семьи положительные и отрицательные связи и взаимоотношения с друзьями, родственниками и т.д., положительные связи укреплять и улучшать.

Давление  специалиста на семью не всегда идет на пользу. Очень важно подчеркивать право семьи на выбор, всячески помогая ей. Сдерживание скоропалительных перемен и умение оценить все «за» и «против» — это очень результативная методика работы с семьей. При таком подходе члены семьи понимают, что социальный педагог уважает их усилия и объективно оценивает те проблемы, которые необходимо решить.

   Практическая стратегия включения  семьи в работу должна опираться  на показ того, как противостояние  семьи защищает ее от основных страхов и какова роль взаимодействия социального педагога с семьей. Для этого необходимо выяснить, что угнетает семью, и помочь членам семьи оценить ситуацию, чтобы они могли понять, что происходит и что они рискуют потерять.

Методика работы с противостоянием  семьи

Данный  материал можно использовать при  разработке краткосрочных и долгосрочных планов работы с неблагополучной семьей. Первичные реакции противостояния семьи:

- отрицание;

- обвинение;

- клеймить кого-либо;

- хрупкость отношений;

- импульсивность родителей, детей;

- провоцирование:

- отказ от встреч;

- неприятие помощи, безнадежность, окружение семьи (препятствия, опасности);

- сопротивление социальному работнику;

- кризисы семьи, детей;

- определение членов семьи (реакция  и чувства на противостояние), суеверия, страхи (чего больше всего боится семья).30

Приведем  примерный план работы по продвижению  к положительным переменам (контроль за выполнением плана, обеспечение помощи семье, выявление пробелов в работе).

По  каждому пункту социальный педагог  тщательно обдумывает все данные, полученные на основе наблюдений во время визитов, при собеседовании и т. д. Затем он составляет краткосрочные планы, результаты которых сразу же дают положительный эффект. Очень важно, чтобы члены семьи почувствовали, что их положение может меняться к лучшему, и это не ведет ни к потерям, ни к новым переживаниям. Например, социальный педагог планирует срочно избавиться от зловонного запаха в квартире. Для этого с семьей обсуждается, что необходимо сделать и чем можно помочь. Или, например, социальный педагог показывает родителям, какие улучшения произошли у ребенка в школе (его похвалили, он научился читать и т. д.) после того, как родители проследили за приготовлением домашних заданий.

Очень часто специалисты затрудняются оценить, есть ли какие-то результаты в работе с семьей. В итоге проделанной работы каждая категория неблагополучных семей имеет свои результаты и достигает такого уровня, при котором она в состоянии функционировать самостоятельно. Выделяются следующие показатели:

- уровень жизни семьи доведен  до среднего;

- восстановлены контакты семьи  с ее окружением, ребенок посещает детский сад, школу, училище и т. д.;

- употребление алкоголя уменьшилось;

- решены иные специфические  для данной семьи проблемы.

Большое внимание необходимо уделять бытовым  условиям, в которых проживает семья. Изменение бытовых условий — это самый положительный показатель: стало чище в квартире — легче строить взаимоотношения, дверь стада скрываться на ключ — безопаснее детям и взрослым и т. д.

Самая большая проблема — это проблема алкоголизма в семье. Такие семьи чаше всего и составляют контингент неблагополучных тяжелых семей. К сожалению, излечение от алкогольной зависимости — процесс длительный и сложный, а также дорогой, особенно если пристрастие к спиртному длится не один год. Даже после интенсивного лечения в медицинских наркологических диспансерах остается опасность возврата к прежнему состоянию, усугубленное неверием человека в свои возможности.

Опыт  работы Центра семейного воспитания с неблагополучной семьей показывает, что сегодня социальные педагоги научились составлять программу работы для каждой тяжелой неблагополучной семьи, в которой учитываются все возможности влияния на семью со стороны социального педагога, других заинтересованных ведомств. Она включает достижение краткосрочных целей, которые позволят семье увидеть свои первые решения в положительную сторону, затем среднесрочные цели и наконец цели, направленные на будущее семьи.

Непременным условием оказания помощи неблагополучной  семье является вовлечение родителей  и детей в совместную деятельность с любым Центром и другими организациями хотя расширения педагогического поля и воспитательного пространства. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Формировать эту потребность, преодолевать социальную изоляцию семей в сегодняшних трудных условиях жизни главная задача социального педагога в работе с неблагополучной семьей.31

  Для определения наиболее эффективной формы работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно часто специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, затрудняются, какой именно вид помощи необходим: экономическая, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая. А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?

Помощь по-разному оценивается  специалистами и самой семьей. Специалисты не могут бесконечно улучшать положение семьи, «двигать ее в светлое будущее», постоянно  решать возникающие в семье проблемы, если семья сама не видит своих проблем, не хочет изменяться, не понимает и не решает их.

В работе с семьей необходимо выделять те направления помощи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затруднения.

Информация о работе Социальная педагогика