Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:53, дипломная работа
Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие.
Введение
Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
1.1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности
1.2 Характеристика неблагополучной семьи
1.3 Характеристика детей из неблагополучной семьи
Глава 2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей
2.1 Школа как центр социально-педагогической работы
2.2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
2.3 Виды и методы оказания помощи социального педагога
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт ______________________________
Кафедра ______________________________
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ______________________
Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А
на тему: ______________________________
______________________________
СТУДЕНТ(КА) 6 КУРСА ГРУППЫ
РУКОВОДИТЕЛЬ ______________________________
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
КОНСУЛЬТАНТ ______________________________
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
1.1 Теоретические основы
социально – педагогической
1.2 Характеристика неблагополучной семьи
1.3 Характеристика детей из неблагополучной семьи
Глава 2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей
2.1 Школа как центр социально-
2.2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
2.3 Виды и методы оказания помощи социального педагога неблагополучным.
Заключение
Список литературы
Введение
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.
Роль семьи в обществе
несравнима по своей силе, ни с какими
другими социальными
В последние годы резкие
перемены в экономике, политике и
социальной сфере в России негативно
отразились не только на материальной
стороне семьи, но и на взаимоотношениях
между ее членами и, прежде всего
между родителями - детьми. Возрос уровень
семей, в которых падает ее педагогический
потенциал, разрушается престиж
семейных ценностей, увеличивается
число разводов, рост преступности
в сфере семейно-бытовых
Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи.
Степень научной разработанности: В ходе работы над темой дипломной работы проанализировано существующая литература , в которых в той или иной степени освещаются поднимаемые в работе проблемы. В частности, особый научный интерес представляют такие издания, как: Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей. – М., 2005г, Астапов В.М, Микадзе Ю.В. Обучение и воспитания детей «группы риска»: христоматия, Чепурных Е.Е. Дети с особыми нуждами:социальная и педагогическая поддержка. Проанализированы функции и типы семьи, рассмотрены вопросы, касающиеся брака, семьи и быта, совершенствования семейной политики и социальной защиты материнства и детства, а также основные направления и технологии социальной работы с различными типами семей, где информация подается в более полной форме.
Объектом исследования является работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – специфика работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
Цель работы – исследовать специфику работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования:
Социальный педагог в деятельности с детьми из неблагополучных семей:
1) учитывает особенности возраста;
2)учитывает особенности неблагополучной семьи;
3) организует сотрудничество с педагогами, психологом, представителями общественности.
Задачи данного исследования следующие:
1. Изучить особенности детей из неблагополучных семей.
2. Исследовать специфику неблагополучных семей.
3. Проанализировать работу школы № 23 г.Улан-Удэ, касающуюся деятельности социального педагога с детьми из неблагополучных семей.
4.Выявить уровень
Структура работы состоит из введения, из двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
Образование является важнейшим
фактором развития социальных процессов
в нашей стране, осуществляющим социальную
и правовую защиту личности, обеспечивающим
активное развитие личности, способной
к позитивной саморегуляции, реализующей
широкое сотрудничество со всеми
элементами микросоциума. В состав
обширного социального
Большую часть своего детства
ребенок проводит в школе, школьной
среде. Здесь происходят наиболее сложные
возрастные периоды его развития.
Школа для ребенка - это не просто
учреждение, где он получает необходимые
знания по разным предметам, а то место,
где ребенок осваивает
Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной работы в РФ.
Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь в начале 90 - х гг. ХХ века.1
Тем не менее, социальный педагог сегодня - одна из ключевых фигур в общеобразовательной школе, которая призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку.
Социальный педагог - «специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)».2
В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.
Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе».
В своей деятельности социальный
педагог общеобразовательной
Исходя, из проблематики современной российской школы можно определить следующие цели работы социального педагога в школе:3
- способствовать устранению
и преодолению специфических
трудностей в процессе
- развивать процесс опережающей
социализации, имеющий целью ознакомить
всех учащихся, независимо от
их происхождения, с их
- способствовать развитию
личностных и социальных
- участвовать в педагогическом
разрешении потенциальных и
Основными направлениями деятельности социального педагога являются:
•работа с девиантными подростками;
•работа с семьями (малообеспеченными, многодетными, асоциальными и т. д.);
•работа по профилактике преступлений и правонарушений;
•работа, направленная на формированию здорового образа жизни;
•помощь в профессиональной ориентации подростков и т.д.
Работая в этих направлениях, социальный педагог:
- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося;
- изучает психолого-медико-
- выявляет интересы и
потребности, трудности и
Данная работа проводится
социальным педагогом совместно
с психологической службой
- групповая работа со школьниками вне занятий;
- предложения по организации
занятий (игровые уроки,
- соучастие и творческое
представление в социальной
- работа с родителями,
представление интересов
- профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
- консультирование;