Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
1.1 Теоретические основы социально – педагогической деятельности
1.2 Характеристика неблагополучной семьи
1.3 Характеристика детей из неблагополучной семьи
Глава 2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей
2.1 Школа как центр социально-педагогической работы
2.2 Методы работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей в общеобразовательной школе.
2.3 Виды и методы оказания помощи социального педагога
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипломмммммм.docx

— 116.30 Кб (Скачать файл)

Следует указать, что в  начале встречи нужно отметить благоприятные  стороны жизни семьи, положительные  качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактическую форму  для определения проблемы. Успешной работе с семьей помогает атмосфера  дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом  и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и другое. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность  лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя  общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость  и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья  не испытывала. Обобщая выше сказанное  отметим, что перед родителями, которые  предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный педагог должен постараться раскрыть как можно  больше реальных достоинств ребенка. При  работе с семьями малолетних детей  специалист может порекомендовать  понаблюдать за ребенком и постараться  понять, почему он плачет: может быть он голоден или у него что-то болит, или ребенку хочется внимания. Наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.

       Социальный  патронаж. Патронаж - одна из универсальных  форм работы с клиентом, представляющая  собой оказание различной помощи  на дому. В ходе патронажа можно  осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную  и другие. Патронажи могут быть  единичными или регулярными, в  зависимости от типа клиента  и поставленных задач, от содержания  патронажной помощи.26

Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своём визите или хотя бы заранее  получить принципиальное согласие на посещение.

Современный социальный педагог  нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей  за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей  их прав, участия в принятии решения  по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а  иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о  надзоре или изолировании ребёнка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может  потребоваться помощь других специалистов. Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твёрдо убеждён в правильности своих действий, быть способным чётко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социально-педагогическая поддержка  учащихся из неблагополучных семей  школы № 23 г. Улан-Удэ.

На начало 2012 – 2013  учебного года в МОУ № 23 г.Улан-Удэ  обучается 168 учащихся.

По социальному паспорту: Количество неблагополучных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации составляет 34 семьи;(приложение 3).

Из многодетных семей 48 учащихся;

Состоящих на учёте в ИДН 3 учащихся;

Необучающихся учащихся нет;

Количество детей группы риска составляет 17 учащихся.

Ведётся социальный паспорт школы. Вносятся коррективы и изменения по итогам полугодия. Все данные вносятся согласно общепринятой форме.

В течение  учебного года с инспекторами ПДН проводятся следующие совместные мероприятия:

1. Сверка учащихся, состоящих на учёте в ПДН ведётся систематически.

2. Профилактические беседы по совместному плану  ПДН (2 беседы).

- 2 раза в месяц проводится рейд.

- проводятся профилактические беседы, с тренингом по теме «Скажи наркотикам нет» выступают работники детского клуба «Эдельвейс» и психолог Аюшеева Л.С.

По социальному паспорту школы – количество неблагополучных семей составляет 34 семьи. Разработана школьная программа «Трудные дети», совместное планирование с ПДН ОВД. Проводятся следующие мероприятия:

- выявление неблагополучных семей

- посещение на дому

- акты обследования жилищно – бытовых условий

- банк данных

Детей «Группы риска» по социальному паспорту – 17 учащихся. Проводится диагностика по выявлению трудновоспитуемости и отклонения поведения подростка. Разработана школьная программа «Дети группы риска», ведётся планирование работы с детьми «группы риска», выявленные учащиеся ставятся на внутришкольный учёт детей группы риска. Воспитателями, классными руководителями ведутся дневники наблюдения, индивидуальные беседы, данных детей привлекают в детские клубы «Орбита» и «Эдельвейс» . На социально-педагогическом совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних рассматриваются вопросы организационно – воспитательного профилактического и коррекционного характера в отношении у обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте и в ПДН.

В течение  учебного года проводится ежедневный контроль посещаемости учащихся, выясняются причины их отсутствия или опозданий, поддерживается тесная связь с родителями и классными руководителями, воспитателями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель, воспитатель выезжают по месту жительства обучающегося.  Тесно поддерживается связь с администрациями поселений.

В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Проводится изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяет учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, воспитателями, учителями-предметниками, медицинским работником школы,  администрацией школы, КДН и ЗП, ПДН.

По работе с трудными детьми, детьми группы риска  проводится профилактическая работа с приглашением инспекторов ПДН, индивидуальные беседы, тренинги. Классными руководителями, воспитателями, проводятся классные часы, воспитательские часы по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения на темы «Человек и закон», «Подросток» и т.д. Проводится работа по обеспечению коррекции поведения, успеваемости и посещаемости учащихся в школе.

Все дети из неблагополучных семей получают бесплатные обеды в школе, а также проводится  акция «Школьный набат» проводятся классные часы о помощи малоимущим семьям, сбор использованных вещей, канцелярских товаров с учащимися школы, составление писем по организациям о помощи нуждающимся детям, организуется помощь детям со школой № 27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Виды и методы  оказания помощи социального  педагога неблагополучным семьям

     Виды оказания  помощи.

Оказание  помощи и поддержка неблагополучных  семей состоит в том, что специалисты, работающие с семьей, не берут на себя роль воспитателя, а все внимание направляют на развитие навыков у родителей, активизируют их возможности в воспитании своих детей.

Можно выделить три вида оказания помощи неблагополучным семьям.

Дневное пребывание детей  в специальном учреждении — такая форма применима тогда, когда ребенок продолжает жить с родителями в проблемной семье, но 2—4 раза в неделю родители приводят его в Центр дневного пребывания, либо Центр по работе с семьей, либо Центр семейного воспитания и т. д., где специалисты предлагают комплексное развитие детей в безопасном окружении. Родителей приглашают в такой Центр, и они присутствуют там на протяжении всей работы с детьми. Сотрудники Центра приглашают родителей играть вместе с ребенком. Ребенок играет хорошо в Центре, но родители могут сказать, что дома он ведет себя плохо. Тогда специалист идет домой и работает над тем, что тревожит родителей. Такая форма работы чаше всего применима для детей до 10 лет.

Кризисное помещение детей  в специальное учреждение на время (от 24 часов до 3 месяцев). Это происходит в тех случаях,

когда ребенку грозит опасность. Необходимым  условием является то, что родители должны ежедневно, а если ребенок  совсем маленький, то и чаще, приходить и ухаживать за своим ребенком в учреждении. Если мать алкоголичка, наркоманка и находится на лечении, она может приходить каждый день из своего лечебного заведения и ухаживать за ребенком при условии, что расстояния между учреждениями небольшие и мать кто-нибудь сопровождает.27

 

Прямое включение специалиста  в семью — социальный педагог один раз приходит в семью на 1,5 часа (в неделю), все снимает на видео, подробно записывает и наблюдает за тем, как осуществляется воспитательная функция в семье. При этом важно, что ни ребенок, ни родители не выводятся из своей привычной среды.

Оказание помощи в их ближайшем окружении. Социальный педагог, работник изучают контакты семьи с обществом, находя референтные группы, дружеские связи, восстанавливают родственные отношения неблагополучной семьи с близкими и через них строят свои взаимоотношения с семьей. Изменение отношения к неблагополучной семье в их ближайшем окружении довольно сильно меняет внутреннее состояние всех членов семьи, а иногда резко меняет отношение к детям в лучшую сторону.

Все виды помощи семье очень индивидуальны, и их надо подбирать для каждого типа проблемной семьи: это содружество матерей, семей по месту жительства, собрания по обмену опытом воспитания детей. Такая помощь очень важна для матерей, которые хотят выйти из изоляции, так как это помогает найти индивидуальный подход к ребенку. Можно порекомендовать также непосредственно в семьях обучение родителей игровым формам при общении с детьми. В работе с самыми тяжелыми кризисными семьями социальным педагогам и работникам можно предложить программу «Домашний старт». Такая программа рекомендуется для работы с семьями, в которых царит жестокость, насилие и т. д. Зачастую родители считают свое поведение по отношению к детям нормой и при этом ссылаются на опыт своего воспитания в семье: «Меня били и ничего, человеком вырос», «Меня дети не понимают, вот и приходится применять силу. Их отлупишь, так они слушаются» и т. д.

Вся работа с такой неблагополучной семьей строится по следующему плану:

- мама присутствует, социальный педагог работает с ребенком;

- мама вовлекается в работу с ребенком постепенно;

- мама, социальный педагог, ребенок играют вместе;

- мама играет, а социальный педагог присутствует и наблюдает.

Самым сложным вопросом в работе с неблагополучными семьями является вовлечение родителей в работу с детьми. Зачастую специалисты сталкиваются с таким фактом: родители остаются равнодушными к проблемам своих детей или не видят в отношениях с детьми какую-либо проблему.

Работа команды специалистов с неблагополучной семьей

Одним из эффективных видов работы с  самыми тяжелыми семьями (алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, криминальных элементов  и т. д.) является работа команды. В  команду входят социальный педагог, консультанты, имеющие определенные направления деятельности, близкие к проблемам семьи (нарколог, психиатр, психотерапевт и т.д.), специалисты заинтересованных ведомств (школы, социальной зашиты, милиции и т.д.). До начала работы команды социальный работник или педагог несколько раз встречается с семьей, члены семьи подготавливаются к встрече с командой и только после согласия семьи на совместную работу подписывается соглашение и проводится первая встреча, на которой определяются критерии работы с семьей.28

Первые  встречи проводятся с семьей для  того, чтобы увидеть, заинтересована ли семья сотрудничать с Центром  семейного воспитания, службой и т.д. После первой встречи команды с семьей намечается общий план работы с ней, где каждый член команды определяет рамки своей деятельности с семьей, координируются усилия всех специалистов и даются рекомендации.

Главная идея в работе команды — решить хоть как-то проблемы семьи и постараться сделать максимально все возможное для того, чтобы ребенка не изымали из родной семьи. Первый вид помощи в работе с такой семьей — материальная. Она оказывается ребенку из неблагополучной семьи, а родителей подключают по мере возможности для обращения за помощью (например, написать заявление и быть трезвым при его передаче в учреждение, в разные инстанции и т. д.). Социальный педагог подробно рассказывает, что было сделано, что сейчас делается и что планируется сделать. Далее члены семьи рассказывают, какую помощь они хотели бы получить и что она им дает. Команда профессионалов подчеркивает, что хочет выслушать каждого члена семьи. По рассказам членов семьи складывается общая картина жизни семьи — распределение ролей в ней, взаимоотношения между родителями и детьми, родителями и родственниками, отношения с обществом.

В этой работе очень важна роль социального  педагога: каким он пользуется авторитетом  у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный работник или педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи. Иногда неблагополучная семья перекладывает свои проблемы на плечи социального педагога, а сама ничего не делает при этом, да еще и обвиняет специалиста в том, что он мало помогает или что его помощь ничего им не дала.

Работа  команды очень сложная и важная, иногда очень трудно сразу определить, сколько человек и какие специалисты  необходимы (два человека или десять). Количество участвующих в работе с семьей профессионалов отражает, с одной стороны, противостояние, а с другой — беспомощность такой семьи. В этой ситуации необходимо сокращение числа профессионалов, работающих с такой тяжелой неблагополучной семьей, во избежание иждивенчества.

Информация о работе Социальная педагогика